Урок математики в 6 классе на тему Сложение и вычитание смешанных чисел
Алтайский край
Славгород
МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа»
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
(Методическая разработка урока математики в 6 классе)
Автор: Кукало Наталья Ильинична,
учитель математики
с.Селекционное 2013
Оглавление
1. Пояснительная записка. 3
2. Технологическая карта урока.4
3. План - конспект урока «Сложение и вычитание смешанных чисел»... 6
4. Приложение11
Пояснительная записка
Замечено, что чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше даёт им возможность самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения.
Особенностью настоящего времени является потребность в предприимчивых, деловых и компетентных специалистах в той или иной сфере деятельности. Поэтому на уроках постоянно предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний и умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.
Целью моей методической разработки является вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применимы.
Отбор содержания урока произведён в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъективного опыта ребёнка.
Выбранная форма проведения урока – коллективная в сочетании с групповой, позволяет стимулировать деятельность учащихся, реализовать им свои возможности, развивает интерес к предмету.
Разноуровневая самостоятельная работа, проведённая в конце урока, позволяет каждому ученику выбрать уровень образования по предмету, создаёт оптимальные условия для развития ребёнка. Посильность, доступность и открытость требований к ученику создают положительную мотивацию обучения.
Работая в паре, ребята становятся ответственнее за свой труд и труд одноклассника, учатся общению, взаимоуважению. Основным методом этого урока является частично-поисковый, он построен на самостоятельной деятельности учащихся.
Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел» рассматривается после изучения таких тем, как «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Приведение дробей к общему знаменателю», что даёт возможность учащимся убедиться в необходимости применения ранее полученных знаний.
Урок разработан на основе технологии личностно –ориентированного обучения.
Технологическая карта урока
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Планируемые результаты
Учащиеся расширяют знания о сложении и вычитании смешанных чисел.
Личностная значимость изучаемого
Дети убеждаются в необходимости знаний по теме, видят пути применения знаний в дальнейшем (в профессии, быту)
План урока
1) Актуализация знаний.
2) Проверка выполнения домашнего задания.
3) Интеллектуальная разминка.
4) Усвоение новых знаний и способов действий.
5) Закрепление изученного материала.
6) Разноуровневая самостоятельная работа.
Методы изучения
частично-поисковый, практический, взаимообучение
Формы организации учебной деятельности
групповая, индивидуальная
Приёмы деятельности учителя:
Организация обсуждения проблемы, диалога, самонаблюдения учащихся, закрепление изученного, подведение итогов.
Организация деятельности учителя
Высказывают свою точку зрения, оценивают результативность своей учебной деятельности, деятельности одноклассников.
Развитие умений учащихся
Сотрудничать с товарищами, выделять главное, применять на практике полученные знания, обосновывать свою точку зрения.
Источники информации
Учебник «Математика» 6 кл. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов
«История математики в школе» Г.И.Глейзер
«Сборник задач по математике для 5 -6 кл.» С.А.Пономарёв, П.В.Стратилатов
Оценки за урок
В течение урока поддержка учащихся в их работе, четыре оценки за работу в группе, за индивидуальную работу несколько учащихся, оценки за самостоятельную работу.
План-конспект урока
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цели занятия:
создать условия для изучения сложения и вычитания смешанных чисел, в результате чего ученик должен:
знать – правило сложения и вычитания смешанных чисел, идею алгоритма сложения или вычитания смешанных чисел;
уметь применять
- правило сложения и вычитания смешанных чисел при решении
упражнений, правило нахождения неизвестных компонентов;
- выбирать рациональные способы выполнения заданий;
- высказывать свою точку зрения;
убедиться в целесообразности этапов решения уравнений;
в рациональности расположения записей в тетради;
формировать любознательное отношение к науке «Математика»;
воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества.
Оборудование:
- таблицы по нахождению неизвестных компонентов при сложении и
вычитании;
- рабочая тетрадь «Математика 6 кл.», М.Б. Миндюк, В.Н. Рудницкая
- линейка-«сфетофор» для каждого ученика (красная – зелёная);
- магнитофон.
Основное содержание урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организация начала занятия.
2.Целеполагание.
3. Проверка выполнения домашнего задания.
·
4) Подготовка к основному этапу занятия (интеллектуальная разминка)
5) Усвоение новых знаний и способов действий.
6) Первичная проверка понимания.
7)Проводится физминутка
(под магнитофон)
8) Закрепление знаний и способов действий.
Сегодня мы продолжим работать по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Познакомимся с планом урока. После проверки домашнего задания мы восхитимся знаниями по данной теме, т.е. проведём интеллектуальную разминку, затем вытащим из тайников памяти кое-что ценное, вспомним алгоритм решения уравнений и наконец, потренируем мозги при решении задач.
Прочитайте тему нашего урока, посмотрите на план урока, подумайте на какие вопросы вы бы хотели знать ответ. Для
чего вам это надо знать?
Учитель приглашает к доске двух учащихся и предлагает им выполнить задания, аналогичные домашним.
Одновременно группа учеников, успешно усваивающих программу, выполняет задачу № 406.
Дадим группе время на подготовку, а тем временем проведём интеллектуальную разминку
1) Вычислить:
а) 7 7/10 – 2 1/5
б) 12 4/7 – 7
в) 16 2/9 -10
г) 3 3/10 + 1 3/5
д) 18 - 1/3
2) Назовите неизвестные компоненты в уравнениях, расскажите правило их нахождения
а) 3+х = 12 1/5
б) у + 5 4\7 = 22 6/7
в) m - 3 1/13 = 1 2/26
3) Повторяем правило сложения и вычитания смешанных чисел, с этой целью работаем в парах.
I В расскажет II В правило сложения, а II В расскажет I В правило вычитания
4) А теперь послушаем, как справилась группа с задачей.
Выдвигаю перед учащимися задачу – как бы вы решили уравнение
ј - х = 3 7/10 ?
( х = 11 ј - 3 7/10
х = 11 5/20 - 3 14/20
х = 10 25/20 – 3 14/20
х = 7 11/20
Ответ: 7 11/20
1)А теперь самостоятельно выполните задание:
у – 2 2/11 = 3 5/7
( у = 2 2/11 + 3 5/7
у = 2 14/77 + 3 55/77
у = 5 69/77
Ответ: 5 69/77)
Проверим как справились с заданием?
1)Справившиеся учащиеся с заданием получают дополнительное задание:
3 11/24–х =1 1/6 + 1 1/9
2) Выполним упражнение № 379.
Прочитайте задачу. Работаем с условием задачи, составляем краткую запись.
Рамы – 2 7/10 кг
Пол - 10 19/20 кг
Дверь на 4 3/5 кг меньше
Учащиеся знакомятся с планом урока, записанным на доске.
Учащиеся задают интересующие их вопросы.
Ребята выходят к доске и приступают к выполнению упражнений.
После того, как определят кто в группе критик, аналитик, секретарь, спикер начинают работать над решением задачи. Естественно, что дети соблюдают все этапы работы в группе: «я сам», «каждый по очереди» и «подготовка выступающего».
Приготовили «линейки-сфетофоры» и отвечают по предложенным заданиям.
Используя таблицу на доске, учащиеся вспоминают и называют правила, по которым находятся неизвестные компоненты.
Ребята работают в парах
Слушают ответы одноклассника, задают вопросы.
Учащиеся записывают уравнение, составляют план выполнения. Затем один из учеников выполняет упражнение на доске с объяснением, остальные слушают, задают вопросы, записывают решение в тетрадь.
1)Решают предложенное задание учителем.
2) Одновременно двое учащихся у доски выполняют задание:
а) 26 5/8 +а = 30 Ѕ
б) n – 6 5/6 = 2/9
Читают задачу, составляют краткую запись, решают задачу.
19/20 – 4 3/5 =
= 10 19/20 – 4 12/20 =
= 6 7/20 (кг) краски понадобилось на покраску двери
2) 2 7/10 + 10 19/20 +
+ 6 7/20 = 2 14/20 +
+16 26/20 =18 40/20 (кг)
краски понадобилось всего
Ответ: 20 кг
9) Контроль и самоконтроль знаний.
Выполним самостоятельную работу
(См. приложение 1)
Выполняют разноуровневую самостоятельную работу. На каждую парту раздаётся лист, на котором предложены три варианта: текст, подчёркнутый синим цветом, соответствует оценке «3»; зелёным цветом – оценке «4»; красным цветом – оценке «5». Учащиеся выбирают вариант и начинают выполнять самостоятельную работу.
10) Подведение итогов занятия
Давайте вернёмся к плану нашего урока.
Всё ли мы успели выполнить? Какие правила применяли при выполнении упражнений. Какие вопросы появились у вас?
Дети высказывают свои мнения, называют правила, применяемые на уроке.
11) Рефлексия.
1.Что было новым для вас на уроке?
2.Что было самым важным, значимым на уроке?
3. Пригодятся ли выводы, сделанные на уроке, в жизни или в будущей профессии?
(выводы в задаче)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
12) Информация о домашнем задании.
Задание даётся дифференцировано, каждый ученик самостоятельно выбирает уровень домашнего задания.
Записывают домашнее задание в дневник.
Приложение 1
Разноуровневая самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Вариант А
1) Вычислить:
4 1/13 + 1 5/26
2) Решить уравнение:
Х + 2 Ѕ = 6
3) В одном ящике 4 5/6 кг яблок, а в другом на 1 1/3 кг больше. Сколько яблок в двух ящиках?
Вариант В
1) Вычислить:
4 7/15 + ( 5 3/10 - 2 )
2) Составить и решить уравнение:
Какое число надо прибавить к 17 4/5, чтобы получилось 85 7/15?
3) Турист в первый день прошёл 10 2/5 км, во второй день на 3 Ѕ километра больше, чем в первый, а в третий день на 1 ј м меньше, чем во второй. Какое расстояние преодолел турист за три дня?
Вариант С
1) Найти значение выражения:
3 5/12 + ( 1 5/7 - 2,75)
2) Решить уравнение:
а – (2 3/8 + 1 3/5) = 6
3) За три часа велосипедист проехал 35 километров. За первые два часа он проехал 24 2/25 км, а за вторые два часа 23 1/5 км. Сколько км проезжал велосипедист за каждый час?
13PAGE 15
13PAGE 14- 11 -15