Конспект урока по окружающему миру на тему Семейный бюджет (4 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Семейный бюджет.
Цели урока:
1. Ознакомитьучащихся с понятием «семейный бюджет»; ознакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент.
2. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
3.Воспитывать у учащихся чувства ответственности.
Формируемые УУД:
1)ЛУУД – развитие учебной ситуации, нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала;
2)ПУУД – развитие познавательных интересов, общеучебных навыков (формулирование познавательных целей, поиск и выделение информации);
3) РУУД – постановка учебной задачи на основе соотнесения пройденного и того, что ещё не известно, планирование работы с учётом конечного результата;
4)КУУД - работать коллективно в группах в парах, совершенствовать коллективистские отношения, учиться слушать друг друга,
учиться высказывать, защищать свою точку зрения
оценивать свою деятельность на уроке.
Используемые приёмы технологии критического мышления: «Верите ли вы, что…», «Кластер», «Ассоциации», таблица «ЗХУ», «Письмо по кругу».
Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные таблицы для приёма «Верите ли вы, что…», листы для самооценки.
Ход урока
l. Стадия вызова.
1) Организационный момент
Учитель: - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети (хором): -Мы готовы, всё в порядке, мы хотим начать урок.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
Учитель: -Доброе утро, ребята. Итак, начинаем урок окружающего мира. (слайд 1)
2)Повторение изученного материала
Блиц-опрос
1) Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)
2) Как называются деньги, которые в него поступают? (Доходы.)
3) Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)
4) Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
- Расскажите о своей сказочной стране и ее бюджете.(слайд2)
3)Актуализация знаний.
Учитель: -Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, посмотрите на свои таблицы, которые лежат у каждого на парте. Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы». Перед вами таблица, которую попробуйте заполнить только словами «да» или «нет» .Заполняем только первый столбик.
Итак, начинаем:
Приём «Верите ли вы, что…»
Вопрос В начале урока В конце урока
1.Для правильного ведения домашнего хозяйства,нужен план доходов и расходов? 2.Любая семья имеет доходы? 3.Расходы семейного бюджета не должны превышать доходы? 4.Семейный бюджет –это план доходов и расходов? 5.Стипендия и пенсия –это доходы? К этой таблице мы вернёмся в конце урока, сравним ваши ответы и подведём итоги. А спросить я хочу вот о чём. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти вопросы? О чём мы будем говорить сегодня? ( о семейном бюджете). Откуда такой вывод? Что такое, по-вашему, семейный бюджет?
-Сегодня мы поговорим о семейном бюджете.
4). Приём «Ассоциации».
-Какие ассоциации со словосочетанием «семейный бюджет» у вас возникают?
-Откуда вы это знаете?
5). Приём «Кластер».
-Составьте вместе с соседом по парте кластер со словосочетанием «семейный бюджет». Поделитесь с ним своими знаниями.
(один ученик составляет кластеру доски).
-Какие мысли пришли вам на ум, связанные с этим словосочетанием?
ll. Стадия осмысления.
1).Приём «ЗХУ»(Знаю, хочу узнать, узнал».
-Давайте заполним с своих тетрадках таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал».
– Что вы уже знаете о семейном бюджете?
–Откуда к вам пришли эти знания?
- Что бы хотелось узнать осемейном бюджете?
2) Получение новой информации.
-Сегодня мы познакомимся с семейным бюджетом и из чего он состоит.
- Полученную информацию фиксируйте в свою таблицу в тетради о том, что вы узнали.
Семейный бюджет
— Из чего складывается государственный бюджет? (Из доходов и расходов.)
— А семейный? (Ответы учеников.)
(Учитель делит класс на группы по 6 человек в каждой.)
— Ваша группа — это отдельная семья. Распределите роли, выберите фамилию вашей семьи.
— Кто в вашей семье зарабатывает деньги? (Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)
Доходы Расходы
Зарплата папы 10 денежек Оплата жилья 3 денежки
Зарплата мамы 6 денежек Транспорт 1 денежка
Пенсия дедушки 3 денежки Обучение 1 денежка (1 чел.)
Пенсия бабушки 3 денежки Продукты 6 денежек
Предметы лич- 1 денежка (1 чел.)
ной гигиены Одежда 3 денежки (1 чел.)
Книги, игрушки 1 денежка (1 чел.)
Посещение теа- 1 денежка (1 чел.)
тров, музеев Отдых 30 денежек (семья)
— Что такое доход семьи? (Деньги, заработанные членами семьи за месяц.)
— Сосчитайте доход вашей семьи.
— Что такое расход семьи? (Деньги, расходуемые членами семьи за месяц.)
— Сосчитайте расходы вашей семьи.
Подведем баланс. Из цифры доходов вычтите цифру расходов.
Остались ли у вас деньги? Если остались, то это экономия бюджета. А если не остались, то это дефицит бюджета.
— Составьте рассказ о бюджете вашей семьи и выступите с ним.
(В течение нескольких минут группы составляют рассказы, затем выступают. Учитель и остальные ученики задают вопросы по составлению бюджета.)
— Если образовался дефицит бюджета, что можно сделать? (Нужно экономить.)
— На чем? (Беречь воду, электроэнергию, не выбрасывать, а доедать пищу, беречь одежду и обувь.)
— Если появилась экономия бюджета, что можно сделать?
(Положит деньги в банк, получать банковские проценты.)
Видеофильм о процентах по банковским вкладам.
Музыкальная физминутка «Танцуют все»
— Существуют ли виды доходов, которые нельзя запланировать? (Премия, лотерея.)
— Существуют ли виды расходов, которые нельзя запланировать? (Болезнь.) 3) Работа в группах
Учитель: А, теперь, объединитесь в свои группы, откройте учебник на странице 77 прочитайте текст. Не забывайте записывать информацию в таблицу.
(Выступление от каждой группы о выручке от продажи, прибыли от работы фирмы, о ганораре, о процентах по вкладу.)
Учитель: -Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, что у нас получилось в табличках. (дети зачитывают записи в тетрадках, один человек из группы).
4) Игра «Объяснялка».
Учитель: - Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Какие из них вам кажутся наиболее поучительными?
-Молодцы! Спасибо большое.
lll. Стадия рефлексии
1).Приём «Верите ли вы, что…»
-А теперь посмотрите на таблицу, которую заполняли в начале урока и заполните снова. (учитель зачитывает «Верите ли вы, что…». Посмотрите друг у друга. Что у вас получилось? (ответы детей).
2). Приём «Письмо по кругу».
Возьмите, пожалуйста, лист и запишите по кругу по 1 предложению всё, что вы сегодня запомнили на уроке осемейном бюджете. (Ответы каждой группы.)
Работа в группах закончилась, садитесь, пожалуйста, на свои места.
-Посмотрите на «Кластер», заполненный в начале урока. Что можно было бы добавить в него? (заполняется «Кластер» зелёным маркером.
3) Выводы учащихся.
4)Лист самооценки.
Учитель: Я считаю, что вы все сегодня поработали очень хорошо. А вы сами попробуйте себя оценить и отметить тот балл, который соответствует вашей сегодняшней работе.
Лист самооценки
Ф.И.________________________________________________
Моя работа на уроке Баллы
1.Я предлагал(а) идеи по заполнению таблицы. 1 2 3 4 5
2.Я внимательно выслушивал всех членов группы. 1 2 3 4 5
3.Я хорошо заполнил «Кластер». 1 2 3 4 5
4.Мои ответы в таблице «Верите ли вы, что…» в начале и в конце урока совпадают. 1 2 3 4 5
5.Наша группа работала на… 1 2 3 4 5
6.Я выступал(а) на уроке и отвечал(а) на вопросы учителя. 1 2 3 4 5
7.Мне было комфортно на уроке. 1 2 3 4 5
8.Я узнал(а) много новой информации на уроке. 1 2 3 4 5
9.Я оцениваю свою работу на уроке на… 1 2 3 4 5
5) Отношение к уроку. Прошу вас показать своё отношение к уроку. Если понравился урок, то кулачок вверх пальчиком на доску прикрепите, а если нет, то вниз.
6) Домашнее задание: узнать у родителей, как складывается семейный бюджетесть в вашей семье, и составить Синквейн со словом бюджет.
Всем спасибо за урок.