Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Семейный бюджет(3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 ВУчитель: Бурова Наталья Викторовна
Дата проведения: 31марта 2015 года
УМК «Перспектива»
Тема урока: «Семейный бюджет»
Тип урока: урок изучение нового материала
Цель: сформировать представление об управлении домашним хозяйством; ввести правила управления семейным бюджетом; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи
Формы работы на уроке: индивидуальная , групповая, фронтальная, парная.
Средства обучения: рабочая программа по предмету, методические рекомендации, учебники, интерактивная SMART- доска, мультимедийный проектор, компьютер, рабочие тетради, магнитная доска , учебники, энциклопедии, произведение Н.Лескова «Неразменный рубль», денежные знаки разных времен и стран (по возможности)
Используемые технологии: здоровьесберегающая технология , ИКТ
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты
предметные Метапредметные(УУД)
Орг.момент Настрой на работу Раньше была такая примета. Брали медный пятачок и на удачу (перед ответственным моментом) клали его в туфельку. Я тоже сегодня принесла пятачок, согрела его в своих ладонях и передаю по кругу. Почувствуйте мое тепло и добавьте своего. Передавая монетку, скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу перед уроком. Уберем пятачок на удачу в туфельку. (Туфелька стоит на возвышении на столе учителя.) Сегодня у нас на уроке 4 центра – группы. иметь представление о понятии «семейный бюджет»;
- знать каковы составные части семейных доходов и расходов;
- знать некоторые факты из истории денег в человеческом обществе.
Личностные:
-осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности.
Актуализация знаний Закрепить знания о традициях народа по ведению хозяйства Проверка домашнего задания Познавательные:
- характеризовать составные части семейных доходов и расходов;
-различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.
ЦелеполаганиеСтимулировать интерес к познанию мира.
Ввести в новую тему Как научиться распоряжаться деньгами так, чтобы они приносили радость и служили людям добром?
Обсудите в группах, как мы назовем тему нашего урока
Эпиграфом нашего урока будут слова немецкого писателя Бертольда Авербаха «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство»
О мудрости и искусстве траты мы будем говорить на уроке.
Задача наша – обсудить бюджет семьи.
Зачем он нужен? Для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
«Волшебные предметы»(Приложение №1) Дети слушают учителя, затем рассуждают
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий.
Аналитический этап Ввести понятия
«семейный бюджет»,
«семейный доход»,
«семейный расход»,
«выйти из бюджета»,
«нумизматика», «банкнота», «рубль», «копейка» , «чеканить монету»
Научить :раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать свое мнение;
определять составные части семейного дохода, расхода и обосновывать свое мнение; Всегда ли вам взрослые покупают все, что вы хотите иметь?
А почему?
Например, мальчик Ваня хочет, чтобы ему купили велосипед , который стоит 12000 руб. Как вы думаете, смогут ли родители купить Ване велосипед?
Итак, наши мнения разделились.
Какой информации нам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос?
Мы узнаем доходы и расходы Что еще нам важно знать, чтобы ответить на вопрос?
Давайте разберемся, что мы понимаем под доходами и расходами.
Работа с интерактивной доской. Распределяем слова по группам (доход и расход).
Заработная плата, питание, одежда и обувь, пенсия, стипендия, коммунальные услуги, занятия в кружках и секциях, лечение, премия , отдых и развлечения, выручка от продажи, гонорар (денежное вознаграждение).
Попробуйте дать понятие слову «ДОХОД» и «РАСХОД»
Чтобы ответить на вопрос , смогут ли родители купить Ване велосипед, я вам предлагаю познакомиться с семьей мальчика.
(Видео – презентация)
Меня зовут Ваня, я – ученик 3 класса, после уроков занимаюсь в спортивной секции.
Мой папа – водитель автобуса- получает 30000 рублей
Моя мама - продавец в супермаркете- получает 18000 рублей
Бабушка – пенсионерка. Она
часто болеет. Её пенсии 8000 рублей.
Пенсия дедушки 10500 рублей.
Моя сестра – студентка университета. Она учится на платном отделении. В свободное время она рисует картины , за продажу которых получает в среднем 1500 рублей
Первые две группы будут рассчитывать доходы данной семьи.
Инструкция на карточке. Время работы – 3 минуты.
Выберите из списка те доходы, которые имеются в семье Вани. Отметьте их знаком «+». Сосчитайте общую сумму
ВИДЫ ДОХОДОВ
- заработная плата;
- стипендия;
- гонорар;
- выручка от продажи;
- пенсия;
- прибыль от работы фирмы.
Вторые две группы– определять расходы семьи.
Инструкция на карточке. Время работы – 3 минуты.
Детям выдается общий перечень, в котором они галочкой выделяют нужные позиции и сосчитать общую сумму
ВИДЫ РАСХОДОВ
- посещение театра, кинотеатра, цирка боулинга;
- диски с компьютерными играми;
- игрушки;
- книги;
- кружки, секции;
- продукты;
- коммунальные услуги;
- транспортные расходы;
- детское кафе;
- бытовая химия и предметы гигиены;
- обувь и одежда;
- лекарств;
- оплата за обучение в институте.
Даются расценки (в руб) каждого пункта.
Давайте, теперь сравним доходы и расходы этой семьи. Какой математический знак можно поставить между доходами и расходами?
доходы (?) расходы
На сколько рублей доходы больше, чем расходы?
Сколько всего денег остается в семье?
Доходы и расходы, которые мы рассчитывали, называются семейный бюджет. Бюджет – буквально означает «денежная сумка»» (кошелек).
НАКОПЛЕНИЯ – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое
Учебник, с. 76 – 77
- Может ли быть, что семейный доход составляет только пенсия бабушки? Обоснуйте свое мнение.
- Верно ли, что в каждой семье основные расходы семейного бюджета идут на физическое развитие детей? Обоснуйте свое мнение.
- Верно ли, что выражение «выйти из бюджета» означает заработать денег больше, чем обычно? Обоснуйте свое мнение («выйти из бюджета» - допустить перерасход бюджета, потратить денег больше, чем располагает бюджет)
Зная семейный бюджет, смогут родители купить Ване велосипед?
Что мы можем посоветовать семье Ване?
Что значит экономить?
Предлагаю в группах разработать советы по экономии семейного бюджета. Время – 2 минуты
Деньги родителям достаются непросто. Вы можете реально помочь своим родителям сэкономить деньги. Задумайтесь над этим!
А на чем нельзя экономить?
Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
А непредвиденные расходы?
Для того, чтобы доходы семейного бюджета были
больше, чем расходы, нужно много трудиться.
Задание «Рассыпанные пословицы».
Терпение и труд все перетрут.
Кто любит труд, того люди чтут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Работай до поту, поешь в охоту. Фронтальная работа.
Беседа.
Нужно знать доходы и расходы семьи.
Сравнить доходы и расходы, останутся или не останутся деньги.
Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от какой – либо деятельности
Расход – это затраты, издержки
Подкопить, экономить, заработать, взять кредит в банке Не покупать что – то лишнее, от чего – то отказаться
Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения они могут воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных вариантов.
(Приложение 3)
На здоровье, еде, отдыхе, предметах первой необходимости
Премия, наследство , выигрыш
Болезнь, несчастья Регулятивные:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
-оценивать результат своей деятельности
Познавательные:
Раскрывать значение понятий «семейный бюджет»,
«семейный доход»,
«семейный расход»,
«выйти из бюджета»,
«нумизматика», «банкнота», «рубль», «копейка» , «чеканить монету»;
раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать свое мнение;
определять составные части семейного дохода, расхода и обосновывать свое мнение;
ФизминуткаИгра «Дорого - дешево».
Если дорого – встаем, руки вверх, хлопок, если дёшево – приседаем.
На вес золота, за бесценок, как задаром, цена кусается, не по карману, за грош. Дети выполняют упрПрактический этап
Закрепить материал На столе учителя лежат разные предметы: ракушки, соль, кусочек меха (шкурки), перья, деньги, сушеная рыба, зерно.Посмотрите, что лежит на столе. Что объединяет все эти предметы?
Хоть это и удивительно, но все эти предметы – деньги. Совершенно разные предметы в древности служили деньгами. Их называли товаро – деньгами. В разных странах деньги были самые разнообразные.
Несколько тысяч лет люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами (Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников).
Но обмениваться очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная.
Как вы думаете, почему люди отказались от денег в виде предметов: ракушек, соли, зерна?
Чтобы упростить обмен и сделать его равноценным, люди стали искать знаки, которые могли быть мерой стоимости товара и средством платежа за него.
Люди поняли, что деньги не должны портиться при хранении и переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги было легко носить с собой. Люди придумали деньги – металлические и бумажные знаки.
Самым удобным оказались металлические деньги, их можно было чеканить (изготавливать, выдавливая на поверхности металла изображение) из меди, серебра, золота.
Но металлические деньги были тяжелыми, занимали много места. Купцам было опасно и неудобно возить с собой такой груз, поэтому люди стали передавать на хранение в банк монеты из серебра и золота, получая бумажную расписку. С собой в дорогу они брали только бумажную расписку, на которой было написано, какому количеству хранящегося в банке золота она равна. Со временем бумажные расписки стали денежной единицей, т.е. деньгами.
Деньгами оплачивают вещи, продукты, услуги – всё, во что вложен труд человека. Поэтому деньги, металлические и бумажные знаки, являются мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления, т.е. сокровищем (серебряные и золотые монеты).
Деньги служат источником информации. Существует целая наука – нумизматика – наука о монетах
У монеты есть свой специальный язык, например: аверс – лицевая сторона монеты;легенда – надпись на монете, реверс – оборотная сторона.
На монетах Древней Греции часто изображались божества или священные животные. В Древней Руси на монетах помещали портрет царя, его титул, а с VIII века стали ставить дату и место чеканки.
Учебник с. 78 – 79
- Назовите значение слова «деньги».
- Расскажите о деньгах в давние времена.
-Назовите значение слова «нумизматика»
- Назовите значение слова «монета»
- Назовите значение выражения «чеканить монету».
- Назовите значение слова «рубль»
Расскажите о возникновении рубля.
- Назовите значение слова «копейка»
- Расскажите об историческом происхождении копейки.
- Назовите части любой монеты.
- Назовите значение слова «банкнота»
- Расскажите о денежных единицах разных стран
Учебник, с.78 – 79
- Верно ли, что бумажные деньги появились раньше металлических монет? Обоснуйте свое мнение.
- Можно ли утверждать, что «монета», это тоже, что и «банкнота»? Обоснуйте ответ.
- Верно ли, что копейки на Руси появились раньше рубля? Обоснуйте свое мнение.
- Раскройте смысл выражения – «звонкая монета» - «принимать за чистую монету» – «платить той же монетой» – «знать счет копейке»
Объясните смысл пословиц.
Денежки счет любят
Бережливость лучше богатства.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Копейка рубль бережет.
Рабочая тетрадь, с.53, №6 с взаимопроверкой
- Соберите коллекцию монет различного достоинства, сделав отпечатки монет с помощью простого карандаша.
Контрольные задания
1.Соедините стрелкой части пословиц:
Деньги любят счет.
не купишь.
Дружба дороже.
у кого копейка растет.
Здоровья на деньги.
денег.
Кто рано встает.
а хлеб – меру.
2. Напишите ответ на вопрос:
«Что производили на острове Буяне из скорлупы орешков, которые грызла белочка?»(из золотых скорлупок чеканили монету и пускали в ход по свету)
3. Тест (Приложение №2) Предположения детей.
Металлические и бумажные знаки, которые являются мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
Наука о монетах
- Металлический денежный знак
- Изготавливать, выдавливая изображение на поверхности металла.
- В РФ основная денежная единица, равная 100 копейкам, денежный знак и монета этой стоимости.
Мелкая монета, сотая часть рубля.
- На мелкой монете чеканили изображение всадника с копьем.
- аверс – лицевая сторона монеты;, легенда – надпись на монете, реверс – оборотная сторона.
- Бумажные деньги
Металлические деньги, обычно высокого достоинства.
Принимать что-нибудь за истину, всерьез.
Отплачивать тем же самым.
Быть экономным.
Дети выполняют контрольные задания в парах
Регулятивные:
Выполнять задания в соответствии с целью
Рефлексия Оценить свою работу Самоанализ
Закончите предложения:
-Мне важно знать составляющие семейного бюджета, потому что…
-Чтобы составить перечень необходимых расходов на путешествие, нужно…
Самооценка
Закончите предложения:
Я доволен(льна)……(очень/не очень) тем, что могу выполнить правильно задание……(самостоятельно., при небольшой помощи учителя) Дети высказывают свое мнение Регулятивные:
Выполнять задания в соответствии с целью
Личностные:
-оценивать результат собственной деятельности
Итог урока На Ваш электронный адрес пришли срочные сообщения:
- нужна помощь маленькому мальчику на дорогостоящую операцию за границей;
- талантливому скрипачу нужны средства для покупки новой скрипки;
- нужны деньги, чтобы открыть приют для бездомных собак и кошек;
- спортсменам – лыжникам не хватает денег, чтобы поехать на всероссийские соревнования.
Обсудите в группах- семьях , согласны ли вы помочь кому – то из нуждающихся.
Верно, не все измеряется деньгами. Сегодня помог ты, а завтра тебе помогут. Главное…..(Приложение 4) Дети в группах обсуждают, комментируя свой выбор. Личностные:
-оценивать результат собственной деятельности
Домашнее задание 1.Учебник с. 76 – 79
2. Задание с самооценкой
- Составьте и напишите перечень доходов и расходов (бюджет) вашей семьи на будущую неделю.
- Оцените свою работу по итогам недели
3. Чтение произведения Н.Лескова «Неразменный рубль».
Литература
Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа.- М.,”Просвещение”, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос. акад. образования; издательство « Просвещение» - М: Просвещение 2013г.
Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.- М: Просвещение 2012г.
Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителя./ М. Ю. Новицкая. - М: Просвещение 2012г.
Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика для младших школьников. 3 класс». Пособие для учителя М.:Вита – Пресс, 2012
Сасова И.А ,Фирсова М.М Экономика. 3 класс Тетрадь творческих заданий М.:Вита – Пресс, 2012
Саплина Е. В., Саплин А. И. Путешествие в историю. Пособие для учащихся. М.:ЦГО, 1995
Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
«Волшебные предметы»
Какие потребности людей выполняли данные волшебные предметы (животные)?
Горшочек каши
Золотая рыбка
Ковер - самолет
Цветик – семицветикЖивая вода
Скатерть – самобранка
Золотая антилопа
Сапоги - скороходы Потребности в пище
Потребности в деньгах
Потребности в медицине
Средство передвижения (транспорт)
Исполнение любых желаний
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Тест
Вопросы Варианты ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет? а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… я) расходы; е) проценты; ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это… б) зарплата; г) налог; д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды..т) доходов; п) расходов; к) гонорара
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?
Совет Ваш выбор
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
Бережно относитесь к своим вещам
Экономно расходуй воду
Веди здоровый образ жизни Чаще пользуйтесь услугами такси
Чаще ходи пешком После похода в магазин оставляйте сдачу себе
Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
Посоветуй родителям купить приусадебный участок
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Саша, друг мой, изменился,
Саша экономным стал,
Так, как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
Себе не покупает он
Жевательной резинки
И даже самой яркой
Переводной картинки.
Что такое с ним
Во всём дворе никто не понимает.
А тем, кто задает вопрос,
Наш Саша объясняет:
«Я покупаю только то,
Что мне необходимо.
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия».