Разработки тематического планирования по Литературе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Согласовано:
заместитель директора
_________/__________________/
«______» ____________201___г.
Рабочая программа учебного предмета (курса)
Литературное чтение
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование, 2 класс
(уровень образования, класс)
2015– 2016г.г.
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы
Литературное чтение. Программа: 1 – 4 классы
(наименование программы)
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
(автор программы)
Караваева Людмила Леонидовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу учебного предмета (курса)
Югорск 2015г.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса.
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования».
Учителем и учащимися используется учебно-методический комплекс: учебник «Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. – М., «Просвещение», 2013.
Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет влияет на решение следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
2. Общая характеристика учебного предмета.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение литературного чтения во 2 классе отведено 4 часа в неделю, 136 часов в год:
I четверть - 36 часов.
II четверть -28 час
III четверть –40часов
IV четверть -32 час
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Познавательные УУД
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются).
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
отличать прозаический текст от поэтического;
отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
6. Содержание учебного предмета.
2 класс (136ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
7. Тематическое планирование с определением основных видов образовательной деятельности учащихся.
№ раздела, урока
Раздел программы (указать общее количество часов раздела).
Темы уроков раздела.
Даты уроков
Параграф, пункт и т.д. учебника, учебного пособия
Характеристика
основных видов учебной
деятельности учащихся
1
Знакомство с учебником (обложка, форзац, содержание, словарь.) Вступительная статья.
Характеризуют книгу (учебник), еe структуру (обложка, форзац, титульный лист).
Анализируют и характеризуют иллюстрации, помещенные на обложке, форзаце, цветных страницах (при помощи учителя).
Воспринимают текст вступительной статьи.
Пользуются словарем учебника.
Создают небольшое монологическое высказывание;
2
Самое великое чудо на свете. Знакомство с миром литературного чтения.
С. 3-4
Знакомятся с миром литературного чтения в игровой форме.
Обобщают знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе.
3
Самое великое чудо на свете. Правила обращения с книгами.
С. 4 - 5
Учатся обращаться с книгами.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Составляют рассказ по картинке.
Конструируют монологическое высказывание на заданную тему.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
4
Библиотеки.
С. 6-7
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Рассказывают о своей домашней библиотеке и о той, которую они посещают.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге
5
Книги.
С. 8-12
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста.
Различают старинные и современные книги, сравнивают их.
Находят фрагменты текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Знают и анализируют высказывания выдающихся людей о книгах.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
6
Устное народное творчество.
С. 13-15
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Прогнозируют содержание раздела.
Составляют рассказы, используя пословицы.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге
7
Русские народные песни.
С. 16-19
Выразительно читают тексты русских народных песен, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, рифмы.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
8
Потешки, прибаутки.
С. 20-21
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Различают жанры устного народного творчества.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют текст, находят созвучные окончания слов в песне, различая в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Участвуют в диалоге, корректно отмечают достоинства и недостатки работ одноклассников.
9
Скороговорки, считалки, небылицы.
С. 22-23
Воспринимают текст: определяют цель, языковые средства.
Читают вслух плавно, целыми словами. Выразительно читают тексты, анализируя использование разной интонации, пауз, темпа.
Различают малые жанры устного народного творчества.
Находят созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения.
10
Загадки, пословицы, поговорки.
С. 24-27
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Анализируют загадки, соотносят загадки с отгадками, распределяют загадки и пословицы по тематическим группам.
Создают свою небылицу.
11
Народные сказки.
Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт»
С. 28-31
Знакомятся с жанром народной сказки.
Определяют настроение произведения, главную мысль.
Декламируют, выразительно читают стихотворение.
12
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
С. 32-35
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Находят главную мысль в произведении и слова несущие основное содержание и смысл произведения.
Характеризуют героев сказки.
Определяют последовательность событий, составляют план.
Соотносят пословицу и сказочный текст.
13
Сказка «У страха глаза велики».
С.35-38
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому, доказательства своих суждений.
Зачитывают вслух те части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, определяют последовательность событий.
Делят текст на части.
14
Сказка «Лиса и тетерев».
С. 39-41
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Находят части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Передают содержание произведения.
Отвечают на вопросы по тексту.
Характеризуют героев сказки.
15
Сказка «Лиса и журавль».
С. 42-44
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении, для создания настроения, поэтических образов.
Участвуют в диалоге.
16
Сказка «Каша из топора».
С.44-47
Различают жанры устного народного творчества.
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют последовательность событий, составляют план.
Рассказывают сказку по иллюстрациям, по плану.
17
Сказка «Гуси - лебеди».
С. 48-50
Знакомятся с новым видом сказок (волшебной сказкой).
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Делят текст на части, составляют план.
18
Сказка «Гуси - лебеди» (продолжение).
С. 51-53
Различают жанры устного народного творчества.
Характеризуют героев сказки.
Определяют последовательность событий.
Рассказывают сказку по плану.
19
Викторина по сказкам.
С.54-58
Определяют основные признаки сказок.
Пересказывают сказки по плану.
Объясняют выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов.
20
Обобщающий урок.
КВН «Обожаемые сказки».
С. 58-64
Воспринимают на слух произведение в исполнении учителя.
Определяют эмоциональный настрой произведений, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Определяют характеры литературных героев.
Характеризуют текст: его жанр, особенности, обосновывая свою точку зрения выдержками из текста.
Выразительно читают тексты, обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
21
Люблю природу русскую. Осень.
С. 65-67
Прогнозируют содержание раздела.
Определяют главную мысль произведения, находят в тексте доказательства своих суждений.
Читают вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
Анализируют жанровые особенности построения текста.
Соотносят загадки и отгадки.
22
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
С. 68
Читают стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.
Анализируют жанровые особенности построения текста.
Определяют настроение стихотворения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Декламируют стихотворение.
23
К. Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила»
С. 69-70
Читают стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.
Наблюдают за жизнью слов в художественном тексте.
Определяют настроение произведений, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Соотносят стихи с музыкальными произведениями, представляют картины осенней природой.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
24
А. Фет «Ласточки пропали»
С. 71
Читают вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
Различают стихотворный и прозаический текст.
Определяют настроение стихотворения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
25
Осенние листья.
С. 72-75
Знакомятся с произведениями разных поэтов об осени.
Анализируют и выразительно читают стихи разных поэтов на одну тему.
Слушают звуки осени, переданные в лирическом тексте.
26
В. Берестов «Хитрые грибы».
С. 76-77
Читают стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.
Наблюдают за жизнью слов в художественном тексте.
Объясняют интересные выражения в лирическом тексте.
Отвечают на вопросы учебного текста.
Презентуют классу рисунок, фотографию, стихотворение в рамках проектной работы.
27
М Пришвин «Осеннее утро»,
И. Бунин «Сегодня так светло кругом»
С. 78-79
Выразительно читают прозаический текст и текст стихотворения, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Различают стихотворный и прозаический текст.
Наблюдают за жизнью слов в художественном тексте.
Объясняют интересные выражения в лирическом тексте.
28
Обобщение. «Люблю природу русскую. Осень».
С. 80–82
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств.
Определяют главную мысль произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Участвуют в диалоге.
Знают изученные произведения.
29
Русские писатели. А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный».
С. 83-87
Прогнозируют содержание раздела.
Знакомятся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», понимают его содержание.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.
Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения.
Анализируют текст, различая особенности авторских выразительных средств.
Определяют главную мысль произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
30
Стихи А.Пушкина.
С. 88-89
Читают произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Выделяют и называют
· волшебные события и предметы в сказках.
31
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.
С. 90-93
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Читают вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста.
32-33
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
С. 94-100
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Характеризуют особенности прослушанного произведения, описывают героев.
Определяют главную мысль произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Делят текст на части, определяя главную мысль.
Читают вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения для выражения эмоционального подтекста.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Находят части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Находят части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
34
Административная контрольная работа
35
Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина».
С. 100-101
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по построению литературного текста.
Анализируют стихотворный текст, различая строфы.
Декламируют стихотворение, инсценируют.
36
И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
С. 102–105
Воспринимают произведение.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Находят части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Определяют главную мысль произведения (при помощи учителя).
Читают вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге
37
И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
С. 106-107
Характеризуют особенности прочитанного произведения, описывать героев, персонажей, особенности и причины их поведения.
Читают вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
Инсценируют прозаический текст, разыгрывают роли героев, используя тон, темп, тембр, интонацию, мимику, жесты.
Участвуют в драматизации.
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по построению стихотворного текста.
Декламируют стихотворение.
38
Л. Толстой «Старый дед и внучек».
С.108-111
Воспринимают произведение.
Определяют настроение произведения, его жанровую принадлежность.
Находят главную мысль текста, подтверждают, обосновывают свои суждения цитатами из текста.
Отвечают на вопросы по содержанию произведения.
Читают вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
39-40
Л. Толстой «Филипок».
Стр.
112-116
Воспринимают на слух художественное произведение.
Отвечают на вопросы по содержанию и построению литературного текста.
Характеризуют особенности прочитанного произведения, описывают героя, персонажей, особенности и причины их поведения, использованные в тексте выразительные средства.
Пересказывают текст подробно, выборочно.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
41
Л. Толстой «Котёнок»,
«Правда всего дороже».
Стр.
116–119
Знакомятся с поучительными рассказами, воспринимая на слух художественные произведения.
Характеризуют особенности произведения, описывают героя, особенности и причины его поведения.
Читают вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста.
Делят рассказ на смысловые части, составляют план.
42
Весёлые стихи.
Стр.
120–121
Читают стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.
Характеризуют особенности произведения.
Анализируют художественный текст, объясняя интересные выражения в лирическом тексте.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
Декламируют стихи.
43
Обобщение по разделу «Русские писатели».
Стр.
122-124
Читают вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
Определяют особенности произведений, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Различают и называют поэтов и писателей, названия произведений.
Соотносят авторов и названия произведений, созданных ими.
Узнают произведения по отрывкам.
44
О братьях наших меньших.
С. 125-127
Прогнозируют содержание раздела.
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении, для создания его настроения, характера.
45
Б. Заходер « Плачет киска в
коридоре», И. Пивоварова «Жила –была собака»
Стр.
128- 129
Анализируют композицию, героев, средства, используемые в стихах.
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование интонации, пауз, темпа, логического ударения, используя четкий ритм.
Декламируют стихотворения.
46
В. Берестов «Кошкин щенок»
Стр.
130-131
Воспринимают информацию на слух.
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении, для создания его настроения, характера.
47
Домашние животные.
Воспринимают текст: определяют цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому.
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Анализируют средства, используемые в сказках для
подчеркивания особенностей этого жанра.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Находят черты сходства фольклорного и авторского произведения.
Рассматривают и анализируют иллюстрации
Конструируют монологическое высказывание на заданную тему.
48-49
М. Пришвин «Ребята и утята».
Стр.
132–135
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Воспринимают текст: определяют языковые средства, отношение автора к изображаемому.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, участвуют в диалоге, дополняют высказывания других.
50-51
Е. Чарушин «Страшный рассказ».
Стр.
136-138
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Определяют последовательность событий, составляют план, пересказывают текст подробно, по плану.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, участвуют в диалоге, дополняют высказывания других.
52
Б. Житков «Храбрый утёнок»
Стр.
139-141
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Работают в группах.
53
В. Бианки «Музыкант»
Стр.
142–145
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Воспринимают текст: определяют цель, языковые средства, жанр произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Анализируют сюжет рассказа.
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
54
В. Бианки «Сова»
Стр.
146–151
Анализируют текст: определяют сюжет, особенности произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, передавая собственное отношение к событиям и героям.
Пересказывают прочитанное.
55
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
С.
152- 156
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Анализируют текст: определяют сюжет, языковые средства, особенности произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
56
Из детских журналов.
Стр.
157, 159
Прогнозируют содержание раздела.
Придумывают свои вопросы по содержанию.
Знакомятся с современными журналами.
Работают в группах.
57
Д. Хармс «Игра»
С. 160-164
Знакомятся с журналами старых изданий.
Придумывают свои вопросы по содержанию, подбирают заголовки в соответствии с содержанием, главной мыслью.
Находят отличия журнала от книги.
Ориентируются в журнале, находя нужную информацию по заданной теме.
58
Д. Хармс «Вы знаете?...»
Стр.
165–169
Прогнозируют содержание произведения.
Воспринимают текст: определяют цель, языковые средства, жанр произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Подбирают заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
59
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи».
Стр.
170–173
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Придумывают вопросы по содержанию, подбирают заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
Определяют настроение произведения.
60
Д. Хармс «Что это было?»
Стр. 174
Анализируют текст: определяют сюжет, языковые средства, особенности произведения.
Придумывают свои вопросы по содержанию, подбирают заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью..
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Определяют настроение произведения.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге
61
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог»
Стр. 175
Прогнозируют содержание произведения.
Воспринимают текст: определяют цель, языковые средства, жанр произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Подбирают заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.
62
Ю. Владимиров «Чудаки»
Стр. 176
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Анализируют текст, языковые средства.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге
63
А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»
Стр.
177- 183
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Анализируют текст, языковые средства.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге
64
Обобщение по разделу «Из детских журналов»
Стр.
184–186
Прогнозируют содержание раздела.
Придумывают свои вопросы по содержанию.
Знакомятся с современными журналами.
Работают в группах.
65
Люблю природу русскую. Зима.
Стр.
187–189
Прогнозируют содержание раздела.
Рассматривая сборники стихов, определяют их содержание по названию.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Характеризуют особенности произведения.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
66
Стихи о первом снеге.
Стр.
190-193
Выразительно читают стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов.
Сравнивают произведения разных поэтов на одну тему.
67
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»
Стр. 194
Прогнозируют содержание стихотворения.
Рассматривая сборники стихов, определяют их содержание по названию.
Читают стихи выразительно, передавая их настроение.
Рисуют словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
68
С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза».
Стр.
195-197
Знакомятся с жизнью и творчеством С.Есенина,
Воспринимают на слух стихотворения в исполнении учителя.
Выразительно читают стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Объясняют выбор слов, используемых в произведениях для создания его настроения, поэтических образов.
Выделяют в текстах сравнения, находят прием контраста.
69
Сказка «Два Мороза»
Стр.
198-202
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Анализируют текст.
Понимают особенности были и сказки.
Сравнивают и характеризуют героев произведения на основе их поступков.
Соотносят смысл пословицы и главную мысль произведения.
70
С. Михалков «Новогодняя быль»
С. 203-207
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Отвечают на вопросы по содержанию текста.
Предполагают, какое будет продолжение сказки в соответствии с законами волшебной сказки.
Анализируют текст.
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
71
А. Барто «Дело было в январе..»
С. 208, 209
Анализируют текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства), делают выводы.
Рисуют словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирают музыкальное сопровождение к тестам, придумывают свою музыку.
Наблюдают за жизнью слов в тексте.
Отвечают на вопросы по содержанию текста, находят части текста, подтверждающие суждение.
72
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима.»
С. 210, 211
Знают содержание произведений и их авторов.
Сравнивают и характеризуют героев произведения на основе их поступков.
Быстро отвечают на вопросы учителя и одноклассников и находят части текста, подтверждающие суждение.
73
Писатели – детям.
Стр.
3–5
Прогнозируют содержание раздела.
Воспринимают на слух художественный текст.
Читают стихотворения выразительно, передавая настроение.
Отвечают на вопросы по содержанию текста, находят части текста, подтверждающие суждение.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
74
К. Чуковский «Путаница»
Стр.
6–10
Воспринимают на слух художественный текст, читают выразительно, передавая настроение стихотворения.
Читают стихотворение по ролям.
Определяют главную мысль произведения, находят доказательства в тексте.
Объясняют лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
75
К. Чуковский «Радость»
Стр.
11, 12
Воспринимают на слух художественный текст.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств.
Объясняют выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения и поэтических образов.
76-77
К. Чуковский «Федорино горе»
Стр.
13–23
Воспринимают художественный текст на слух.
Определяют настроение произведения.
Находят части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Характеризуют героев, используя антонимы.
78
С. Маршак «Кот и лодыри»
Стр.
24–29
Прогнозируют содержание произведния.
Воспринимают на слух текст, читаемый учеником.
Анализируют, определяют особенности юмористического произведения.
Участвуют в диалоге.
Объясняют выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов.
Формулируют, основываясь на тексте, простые выводы.
79
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».
Стр. 30-34
Читают текст выразительно, передавая настроение произведения.
Объясняют лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
80
С. Михалков «Мой щенок»
Стр.
35–37
Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя.
Выразительно читают стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов.
Выделяют сюжет в стихотворении, делят стихотворение на части, озаглавливают их.
81
А. Барто «Верёвочка»
Стр.
38–43
Читают вслух в соответствии с индивидуальными возможностями.
Определяют настроение произведения, находят в тексте детали, которые делают стихотворение сходным с фольклорной сказкой, находят доказательства своего суждения.
Выразительно читают стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
82
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».
Стр.
44-46
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют образ, созданный в стихотворении, его нетрадиционность.
Декламируют стихотворение, инсценируют.
83
А. Барто «Вовка – добрая душа».
Стр.
46,47
Читают вслух плавно, целыми словами, с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Анализируют текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении).
84
Н. Носов «Затейники»
Стр.
48-53
Анализируют текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делают выводы.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, находят части текста, доказывающие высказанное суждение.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
85-86
Н. Носов «Живая шляпа»
Стр.
54- 59
Анализируют текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делают выводы.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, находят части текста, доказывающие высказанное суждение.
Определяют главную мысль произведения, находят части текста, доказывающие высказанное суждение.
87-88
Н. Носов «На горке»
Стр.
60- 65
Читают вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения
эмоционального подтекста.
Отвечают на вопросы по содержанию учебного текста.
Делят рассказ на смысловые части, выделяют завязку, кульминацию, развязку.
Описывают переживания литературного героя, используя выборочный пересказ близко к тексту.
89
Обобщение по разделу «Писатели -детям»
Стр.
66–70
Воспринимают на слух произведение, которое читает учитель.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Читают вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
90
Я и мои друзья.
Стр.
71–73
Отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.
Характеризуют особенности прочитанного произведения, описывают героя, персонажей, особенности и причины их поведения.
Читают вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста.
Участвуют в диалоге.
91
Стихи о дружбе и обидах.
Стр.
74-78
Выразительно читают стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
92
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
С. 79-84
Прогнозируют содержание произведения.
Читают вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Увеличивают темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Соотносят смысл пословицы и основную мысль рассказа.
Делят текст на части.
Составляют план и пересказывают по нему.
93
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Стр.
85, 86
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации,
пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют образ, созданный в стихотворении,
выразительные средства, использованные для его создания.
Декламируют стихотворение.
94-95
В. Осеева «Волшебное слово»
Стр.
87–92
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Осознают нравоучительный характер произведения.
96
В. Осеева «Хорошее»
Стр.
93–95
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Характеризуют особенности прочитанного произведения, описывают героев, особенности и причины их поведения.
Объясняют нравственный смысл рассказа.
Понимают и объясняют поступки героев.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
97-98
В. Осеева «Почему?»
Стр.
96-103
Прогнозируют содержание произведения.
Читают вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Увеличивают темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Соотносят смысл пословицы и основную мысль рассказа.
Делят текст на части.
Составляют план и пересказывают по нему.
Создают собственный текст.
99
Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
Стр.
104-106
Ориентируются в прочитанных произведениях, знают их содержание, авторов произведений.
Соотносят пословицы и содержание текста.
100
Люблю природу русскую. Весна.
Стр.
107–109
Читают стихотворения и загадки выразительно.
Соотносят загадки и отгадки.
Сочиняют собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.
101
Стихи Ф. Тютчева о весне.
Стр.
110- 112
Прогнозируют содержание произведения.
Читают стихотворения и загадки выразительно.
Представляют картины весенней природы и находят в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.
Объясняют отдельные выражения в лирическом тексте.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Отвечают на вопросы по содержанию произведения.
Находят в тексте особенности выразительных средств автора.
102
Стихи А. Плещеева о весне.
Стр.
112–113
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Представляют картины весенней природы и находят в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.
103
А. Блок «На лугу»
Стр.
114
Прогнозируют содержание произведения.
Читают стихотворения и загадки выразительно.
Представляют картины весенней природы и находят в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.
Объясняют отдельные выражения в лирическом тексте.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Отвечают на вопросы по содержанию произведения.
Находят в тексте особенности выразительных средств автора.
104
С. Маршак «Снег теперь уже не тот»
Стр.
115
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации,пауз, темпа, логического ударения.
Анализируют текст, особенности авторских выразительных средств.
Представляют картины весенней природы и находят в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.
Объясняют отдельные выражения в лирическом тексте.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Отвечают на вопросы по содержанию произведения.
105
И. Бунин «Матери»
Стр.
116
Выразительно читают текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
Оформляют свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.
Составляют вопросы к стихотворению.
106
А. Плещеев «В бурю»
Стр.
117, 118
Прогнозируют содержание произведения.
Читают стихотворения и загадки выразительно.
Представляют картины весенней природы и находят в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины.
Объясняют отдельные выражения в лирическом тексте.
Отвечают на вопросы по содержанию произведения.
Находят в тексте особенности выразительных средств автора.
107
Административная контрольная работа
108
Е. Благинина «Посидим в тишине»
С. 119
Выразительно читают тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Объясняют отдельные выражения в лирическом тексте.
Участвуют в диалоге.
109
Э. Мошковская «Я маму мою обидел»
Стр.
120-121
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Анализируют текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении).
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, находят части текста, доказывающие высказанное суждение.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Определяют жанровую принадлежность произведения, его специфику.
110
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»
Стр.
122-126
Выразительно читают тексты, обосновывая использование разной интонации, пауз,темпа, логического ударения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Определяют жанровую принадлежность произведения, его специфику.
111
И в шутку и всерьёз.
Стр.
127-129
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Объясняют выбор слов, используемых в произведении, для создания настроения, юмористического характера.
Анализируют текст, особенности авторских выразительных средств.
Планируют виды работ с текстом.
112
Б. Заходер «Товарищам детям»,
«Что красивей всего?»
Стр.
130-133
Воспринимают на слух произведение или читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых
пауз.
Анализируют заголовок произведения.
Находят и понимают особенности юмористического произведения.
Задают вопросы по прочитанному материалу и отвечают на них.
113-114
Б. Заходер. Песенки Винни – Пуха.
Стр.
134-138
Читают вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Увеличивают темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Делят текст на части.
Составляют план и пересказывают по нему.
Находят и понимают особенности юмористического произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию произведения.
115
Э. Успенский «Чебурашка»
Стр.
139-144
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Анализируют текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делают выводы.
Сравнивают героев произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Восстанавливают последовательность событий по вопросам.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
116
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой»
Стр.
144, 45
Воспринимают текст на слух.
Анализируют заголовок произведения.
Задают вопросы одноклассникам по содержанию.
117
Стихи Э.Успенского.
Стр.
146–149
Читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Сравнивают героев произведения, характеризуют их поступки.
Отвечают на вопросы по содержанию текста.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Участвуют в диалоге.
Формулируют выводы.
118
Стихи В. Берестова.
Стр.
150–152
Воспринимают на слух произведение, в исполнении учителя или читают вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением
особенностей текста, смысловых пауз.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Характеризуют особенности прослушанного произведения, описывают героев.
Находят части текста, которые доказывают высказанное суждение.
Участвуют в диалоге.
119
Стихи И. Токмаковой.
Стр.
153, 154
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Анализируют заголовок произведения.
Сравнивают произведения, характеризуют их героев.
Определяют настроение произведения.
Придумывают свои весёлые истории.
Работают в группах.
120-121
Г. Остер «Будем знакомы»
Стр.
155–160
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Находят и понимают особенности юмористического произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют заголовок произведения.
Сравнивают героев произведения.
Восстанавливают последовательность событий по вопросам.
Выбирают из текста слова для подтверждения своих мыслей.
122-123
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Стр.
161–167
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Находят и понимают особенности юмористического произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют заголовок произведения.
Сравнивают героев произведения.
Восстанавливают последовательность событий по вопросам.
Находят части текста, которые подтверждают высказанное суждение.
Придумывают свои весёлые истории.
124
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»
Стр.
168–170
Ориентируются в прочитанных произведениях, знают их авторов.
Понимают особенности юмористического произведения.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют заголовок произведения.
Сравнивают героев произведения.
Восстанавливают последовательность событий по вопросам.
125
Литература зарубежных стран.
Стр.
171–173
Прогнозируют содержание раздела.
Выбирают книгу для самостоятельного чтения.
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Участвуют в диалоге.
126
Американская и английские народные песенки.
Стр.
174–179
Прогнозируют содержание произведения.
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Сравнивают песенки разных народов с русскими народными песенками, находят сходство и различие.
Объясняют значение незнакомых слов.
Воспринимают содержание текста на слух.
127
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»
Стр.
179-181
Прогнозируют содержание произведения.
Сравнивают песенки разных народов с русскими народными песенками, находят сходство и различие.
Объясняют значение незнакомых слов.
Воспринимают на слух стихотворение в исполнении
учителя.
128-129
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Стр.
182- 193
Прогнозируют содержание раздела.
Объясняют значение незнакомых слов.
Выбирают книгу для самостоятельного чтения.
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Сравнивают героев зарубежных сказок с героями русских сказок.
Придумывают окончание сказки.
Работают в группе.
130
Ш. Перро «Красная Шапочка»
Стр.
194-196
Прогнозируют содержание раздела.
Объясняют значение незнакомых слов.
Выбирают книгу для самостоятельного чтения.
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Сравнивают героев зарубежных сказок с героями русских сказок.
Придумывают окончание сказки.
Инсценируют сказку.
Работают в группе.
131
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Стр.
197- 199
Прогнозируют содержание раздела.
Объясняют значение незнакомых слов.
Выбирают книгу для самостоятельного чтения.
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Воспринимают на слух содержание текста.
Пересказывают сказку по составленному плану.
Сравнивают героев зарубежных сказок с героями русских сказок.
Придумывают окончание сказки.
Инсценируют сказку.
Работают в группе.
132-133
Э. Хогарт «Мафин и паук»
Стр.
200–209
Прогнозируют содержание раздела.
Объясняют значение незнакомых слов.
Выбирают книгу для самостоятельного чтения.
Читают текст вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
Воспринимают на слух содержание текста.
Пересказывают сказку по составленному плану.
Сравнивают героев зарубежных сказок с героями русских сказок.
Придумывают окончание сказки.
Инсценируют сказку.
Работают в группе.
134
КВН «Цветик - семицветик»
Стр.
210, 211
Знают прочитанные произведения, их авторов.
Ориентируются в тексте изученного произведения.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Определяют и характеризуют героев произведений.
Придумывают окончание произведения.
Пересказывают произведение по составленному плану.
Инсценируют произведение.
135 - 136
Проверь себя.
Повторение.
Стр.
212, 213
Отвечают на вопросы.
Различают жанры произведений.
Называют народные и авторские сказки, встретившиеся в главе.
Соотносят авторов и названия произведений, созданных ими.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
Количество
Назначение, описание
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по предмету
1.2
Программы начального общего образования.
1
В сборник включены программы начального общего образования, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Каждая программа включает содержательную часть, планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), вариант тематического планирования и рекомендации по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности.
1.3
Рабочая программа по учебному предмету
1
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК «Литературное чтение 2класс» Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого
1.4
Литературное чтение. 2 класс в 2-х частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова,
В.Г.Горецкий
26
Учебник соответствует требованиям ФГОС и позволят учителю выстраивать систему работы как с не читающими, так и с читающими учениками.
1.5
Учебная, научная, научно-популярная литература по учебному предмету.
-
-
1.6
С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015.
1
2.
Демонстрационные учебные пособия
2.1
Таблицы по стандартам
-
-
2.2.
Плакаты методические
-
-
2.3
Портреты выдающихся деятелей
-
-
3
Экранно-звуковые пособия
3.1
Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой.
26
Электронное приложение соответствует построению курса в целом и каждого урока в отдельности.
3.2.
Аудиозаписи, видеозаписи.
-
-
4
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер
1
1
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
5
Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование
-
-
-
15