Доклад Современный подход к контролю и оценке знаний учащихся на уроках русского языка и литературы


ГУ «Аулиекольская средняя школа им. И.Сьяноваотдела образования акимата Аулиекольского района»
Доклад
«Современные подходы к контролю и оценке знаний учащихся на уроках
русского языка и литературы»
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
Сактаганова Д.Е.
(педсовет, 1 февраля 2016год)
 
 
с. Аулиеколь, 2016
С течением времени меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Современный урок – это и совершенно новый урок, и не теряющий связи с прошлым и, одновременно, закладывающий основу для будущего.
Важной составной частью процесса обучения является диагностика качества знаний. Она позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.
Контроль присутствует практически в любом педагогическом процессе. Каждый педагог проверяет результативность обучения и выясняет причины слабой успеваемости.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками,
В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.
 Контроль знаний учащихся должен быть:
– мотивированным;
– систематическим и регулярным;
– разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;
 – быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;
 – базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся
 Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся.
Обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
У оценки две функции: контролирующая и стимулирующая.
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
3. Письменная проверка.- упражнения по русскому языку,- планы статей учебников,- диктанты,- сочинения,-эссе, - изложения,- письменные ответы на вопросы и т.д.
5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
6. Проверка домашних работ учащихся.
 Современные методы оценки знаний, умений и навыков
1.Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихсяприменяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то,что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоенияизучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
2. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах оценки используется четырехбалльная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.
Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
3.Тестирование
При традиционном методе контроля педагогически неверно ориентирована система оценивания: она строится по методу «вычитания». Другими словами, точкой отсчета является оценка «5», и в зависимости от недочетов и ошибок, допущенных учеником, оценка снижается. Это, во-первых, не дает возможности ввести достаточно информативные содержательные критерии оценки. Одинаковые оценки «3» у двоих учеников вовсе не означает, что они имеют одинаковую подготовку. Это свидетельствует лишь о том, что у них есть довольно существенные пробелы по сравнению с «пятерочным» уровнем. Оценка в этом случае является наказанием, а не средством поощрения и свидетельством уровня достижений ученика.
Оценивание знаний и умений учащихся осуществляю традиционно (по пятибалльной шкале) в соответствии с методическими рекомендациями.
Какие особенности я учитываю, при выставлении оценки:
Оценка должна быть справедлива, учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, никогда не сравниваю одного ученика с другим, сравниваю только каждого ребенка с самим собой.
Начну с поэлементного анализа контрольного диктанта (по аналогии можно проводить анализ итоговых тестов). За учебный год их проводится, допустим, 5. Каждый диктант анализирую по схеме №1, можно выполнять наглядные графики, а в конце года подвожу общий итогэ.
Схема №1.
Анализ контрольного диктанта №___ в _ классе по теме «______________________ ».
Цель: проверка усвоения темы, сформированности орфографических и пунктуационных навыков.
ФИ Допущенные ошибки Оценка
за
грамотность ГЗ (грамматическое задание) Оценка
за ГЗ
Орфографические Пунктуационные правописание непроверяемых согл.в корне слова правописание приставок на з и с правописание приставок пре- и при- падежные окончания им.
сущсоед.гл.о и е тире между подл.и сказ запятые при однор.чл. Запятая в сложном
прсинт.разбор простого предл. Морфемный разбор
имсущ. 1. 2. Знак + ставится в графе того ученика, который допустил именно эту ошибку. Затем подсчитывется количество ошибок, выставляются оценки. Выписываютя наиболее встречающиеся ошибки, составляется график коррекционной работы.
Следуя формуле (по методикеВ.П.Симонова ), высчитывается СОУ (средний уровень обученности): (k5+0,64k+0,36k+0,16k): количество учащихся, где k-количество пятёрок, четвёрок, троек и двоек.
Делается анализ (отдельно написание, отдельно грамматическое задание, можно выбрать что-то одно): % успеваемости, качество знаний, СОУ, средний балл, подводится итог. Для учеников составляется рейтинг.
Схема№2(готовые образцы)
Мониторинг успеваемости учащихся по русскому языку в 6 классе за 2014-2015 учебный год по итогам контрольных диктантов
(написание).
№ Дата Тема Оценки %
успевае-мости Качество знаний СОУ Средний
балл5 4 3 2 1 29.09 Повторение изученного в 5 классе. 2 0 0 1 67 67 72 4,0
2 26.10 Фонетика. Лексика 0 3 0 0 100 100 64 4,0
3 29.11 Состав слова. Морфемика0 4 0 1 80 80 54 3,6
4 22.12 Имя существительное 0 4 1 0 100 80 58,4 3,8
5 19.01 Имя прилагательное 1 1 1 1 75 50 54 3,5
6 26.02 Глагол. 2 2 1 0 100 80 73 4,2
Итого: среднее значение за год- 91,3 66,5 58 3,7
Схема№3. Сравнительная характеристика результатов мониторинга.
Критерии 2013-2014 2014-2015 Динамика
Процент успеваемости 91,3 95,8 +4,5
Качество знаний 66,5 82 + 15,5
СОУ 58 65 + 7
Средний балл 3,7 3,95 + 0,25
Картотека ошибокОрфорграммыБезударные провер. гласные в корне слова Непроверяемые гласные и согласные Проверяемые согласные в корне
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Медет2 1 1 1 3 1 1 1 1 Руслан 1 1 1 2 1 1 1 Акбаян1 1 1 1 Алтын 3 2 1 2 3 2 2 1 2 Алишер 2 1 4 2 2 1 1 1 Дилара5 1 2 3 2 2 3 1 2 Сабина 1 1 2 1 1 1 1 Адылет4 3 3 3 1 1 2 2 2 Айжан1 3 1 Динара 1 Айымгуль2 3 3 2 2 3 1 1 1 ГульсезымДиана 3 5 3 2 3 3 4 3 5 Айдана2 1 2 1 1 1 2 1 Алтынбек1 2 2 В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
Из всего выше сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.  HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote17sym" \t "_blank" 17Памятка для каждого учителя, контролирующего знания учеников:
-не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
-научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,
-научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
-не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
-будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
-радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
-люби учеников и верь, что можешь научить каждого.
Памятка для каждого учителя, контролирующего знания учеников:
-не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
-научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,
-научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
-не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
-будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
-радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
-люби учеников и верь, что можешь научить каждого.
Памятка для каждого учителя, контролирующего знания учеников:
-не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
-научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,
-научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
-не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
-будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
-радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
-люби учеников и верь, что можешь научить каждого.
Памятка для каждого учителя, контролирующего знания учеников:
-не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
-научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,
-научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
-не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
-будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
-радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
-люби учеников и верь, что можешь научить каждого.
Памятка для каждого учителя, контролирующего знания учеников:
-не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
-научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,
-научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
-не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
-будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
-радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
-люби учеников и верь, что можешь научить каждого.
Памятка для каждого учителя, контролирующего знания учеников:
-не ставь оценку, пока не уверен, что научил этого ребёнка,
-научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика,-научись понимать, что у детей бывают срывы в учёбе,
-не упускай момента, когда у ученика наметился спад в учении,
-будь милосерднее, умей прощать незнание, если видишь стремление ученика хорошо заявить о себе,
-радуйся успехам своих подопечных и огорчайся их лености,
-люби учеников и верь, что можешь научить каждого.