Рекомендации по устранению типичных ошибок, часто допускаемых участниками ЕГЭ по иностранным языкам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Гулькевичи
Рекомендации по устранению типичных ошибок, часто допускаемых участниками ЕГЭ по иностранным языкам
Материал подготовил: учитель английского языка Т.В. ЛоозеГулькевичи
2016-2017
Раздел «Аудирование»
Часто экзаменуемые не могут выделить основную мысль прослушанного текста или диалога, отвлекаются на слова-дистракторы (специально вставленные слова, отвлекающие внимание от верного ответа), путают ответы «неверно» с «в тексте не сказано».
Рекомендации:
слушать аутентичные записи с разными голосами (мужскими и женскими) и разными вариантами английского языка (британским и американским);
слушать тексты разных жанров (бытовые диалоги, репортажи, интервью, лекции и т.д.);
развивать механизмы аудирования: фонематический слух, кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
научиться определять, какие умения проверяются в конкретных заданиях и какие стратегии выполнения следует применить;
научиться правильно выделять ключевые слова и фразы в текстах, утверждениях и вопросах;
стремиться сосредоточиться на главном в тексте и стараться запомнить главные блоки информации, используя разные приемы запоминания: рисунки, ключевые слова, ассоциативный ряд слов и т.д.;
фиксировать основные положения сообщения в кратком виде письменно;
научиться определять основную идею во время прослушивания, а после прослушивания текста ее сформулировать письменно или устно;
пытаться предугадать, о чем будет идти речь дальше в тексте, а затем проверять свои прогнозы во время прослушивания;
в процессе слушания проводить анализ и оценку сообщаемого;
до прослушивания разобрать задание, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.
Раздел «Чтение»
В целом экзаменуемые успешно справляются с этим разделом. Наибольшую сложность вызвало задание с подбором заголовка к тексту.
При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» рекомендуется:
читать тексты разных жанров (художественную литературу, научно-популярную и т.д.);
развивать механизмы чтения: кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
применять разные виды чтения и приемы работы с аутентичными текстами;
не обращаться часто к словарю, а пробовать догадаться о значении слова по контексту или аффиксам;
фиксировать основные мысли по мере чтения текста с помощью ключевых слов, рисунков, коллажа, таблицы и т.д.;
читать текст быстро, обращая внимание на отрицания, которые могут быть выражены как грамматически, так и лексически: отрицания играют бόльшую роль в понимании смысла текста, и невнимание к ним может привести к ошибкам;
читать только первые фразы каждого абзаца, поскольку они дают общее представление о содержании текста, и определять основную идею каждого абзаца;
читать только последнюю фразу каждого абзаца и определять, помогает ли она спрогнозировать содержание следующего абзаца;
прочитав текст, составить план, отражающий его содержание;
прочитав текст, мысленно восстановить основную информацию в памяти;
обращать внимание на мелкие детали, так как неверные ответы могут содержать иную грамматическую форму или незначительно измененную информацию в тексте;
до чтения разобрать задание; обсудить, с какими трудностями можно в нем столкнуться; после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.
Раздел «Грамматика и лексика»
Один из сложнейших разделов экзамена. Некоторые экзаменуемые показывают даже незнание простых временных форм глагола и степеней сравнения прилагательных. У участников, идущих на повышенный уровень сложности, наблюдается сложность в употреблении Future-in-the-Past в косвенной речи. Наблюдается невнимательное отношение к контексту.
При подготовке к выполнению заданий данного раздела рекомендуется:
внимательно читать инструкцию к текстам, которая помогает определить, в чем состоит коммуникативная задача;
анализировать связные тексты с точки зрения употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления;
прежде чем выполнять задание, прочитать текст, вдуматься в него, не следует пытаться «механически» подставить какое-то слово в пропуск; нужно учиться сознательно решать, какое слово или какая форма нужны здесь, чтобы передать нужный смысл;
обращать внимание не только на формы образования времен и залогов, но и на их значение, от которого зависит их употребление в контексте;
расширять свой активный и потенциальный словарь, развивать языковую догадку (умение выводить значение слова из контекста, из морфологической структуры слова, по аналогии с родным языком);
обращать внимание на правильность использования лексики с точки зрения сочетаемости и грамматического окружения;
помнить о различиях в значении и употреблении синонимов;
изучать и использовать наиболее частотные фразовые глаголы в письменном контексте и в устной речи;
разобрать задание до начала его выполнения, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать;
выполнять задания данного раздела с заполнением бланка ответа, чтобы контролировать орфографические ошибки.
Раздел «Письмо»
Типичной ошибкой этого раздела является то, что экзаменуемые не учитывают информацию, которая дана в последнем предложении письма-стимула, и задают вопросы, ответ на которые уже есть в тексте.
Чтобы преодолеть некоторые трудности, рекомендуем при подготовке к данному заданию использовать следующие упражнения:
Ответьте следующие на вопросы.
• Какие содержательные части обязательно должны быть в вашем письме?
• Какова структура написанного по-английски личного письма, с чего начинается и чем заканчивается личное письмо?
• Что должно быть написано во введении в письме? Чем должно завершаться письмо?
• Каким должно быть общее стилевое оформление личного письма: официальным (formal), неофициальным (informal)?
Посчитайте количество слов в следующих фрагментах личного письма: объясните, как считаются слова.
Обозначьте на схеме названия частей личного письма.
Определите, какие части личного письма обусловлены стремлением соблюсти нормы вежливости, принятые в англоязычных странах.
Определите, в каких частях письма наиболее явно проявляется его неофициальный стиль? Что указывает на это?
Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме, обоснуйте Ваш выбор.
Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме. Обоснуйте Ваш выбор.
Добавьте слова и словосочетания (не менее трех) к следующим группам
• Упоминание о дальнейших контактах:….
• Завершающая фраза:…
Соотнесите компоненты личного письма и предложения из письма.
Расставьте предложения в письме в нужном порядке.
Дополните предложения связующими словами. Возможны ли другие варианты? Какие?
Дополните предложения прилагательными. Возможны ли другие варианты? Какие?
Напишите ответы на следующие вопросы друга по переписке.
Задайте три вопроса другу по переписке, опираясь на письмо-стимул, и т.д.
Задание «Эссе»
Анализ выполненных письменных высказываний 2016 г., показывает, что часть экзаменуемых не понимают тему, хотя она сформулирована четко и не содержит незнакомых слов.
При подготовке к заданию 40 можно рекомендовать:
изучать особенности разных жанров письменной речи, а также разных типов эссе;
делать подробный разбор инструкции задания и формата задания;
подбирать к плану ключевые слова и выражения;
начинать обучение с изучения структуры и видов абзаца как основной единицы текста;
разобраться, что такое тезис, что такое аргумент, что такое пример, что такое контраргумент;
анализировать свои работы в соответствии с критериями;
делать работу над ошибками с объяснением правил употребления лексики и грамматики в коммуникативно-значимом контексте;
постоянно делать лингвистический анализ текста.
Примеры заданий для подготовки к выполнению задания 40.
• Прочитайте абзац. Какова его основная идея? Какие аргументы приводит автор в защиту своей точки зрения? Согласны ли Вы с ними?
• Согласитесь или не согласитесь с высказыванием. Объясните, почему вы согласны или не согласны.
• Прочитайте задание. Определите проблему, по которой необходимо высказать свое мнение, напишите вступление. Не забудьте перефразировать предложенную в задании формулировку темы и указать ее проблемный характер.
• Добавьте связующие слова в начале каждого абзаца сочинения.
• Прочитайте начало и заключение сочинения, допишите основную часть.
• Напишите заключение к данному письменному высказыванию. Не забудьте о связующих словах.
• Пишите одноминутные письменные высказывания по предложенным пунктам.
• Определите, какие могут быть аргументы к высказанному мнению по теме, например, «Мобильным телефонам не место в школе».
• Соотнесите следующие тезисы и аргументы: … .
• Расширьте/сократите на 20 слов следующее письменное высказывание.
• Сравните три сочинения на одну и ту же тему. Объясните, какое из них лучше и почему.
• Прочитайте письменное высказывание. Отредактируйте его. Если необходимо, замените либо добавьте аргументы и т.д.
Раздел «Устная речь»
Анализ результатов показал, что устная часть в 2016 г. была выполнена довольно успешно, хотя, к сожалению, ряд типичных ошибок, допущенных выпускниками предыдущего года, повторились в этом году.
При выполнении задания 1 допускались следующие характерные ошибки:
• неправильное произношение слов или звуков, которое меняют смысл слов, например: mind – mine; through – though; since – science;
• нарушение ударения в ряде слов;
• неумение делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы;
• несоблюдение интонации в разных коммуникативных типах предложений.
В задании 2 по-прежнему допускаются фонетические, лексические и грамматические ошибки. Фонетические ошибки допускаются, например: в таких словах, как guarantee, recipe; характерные лексические ошибки – замена слова appliance на applicant, kitchen на chicken; грамматические ошибки – нарушение порядка слов в предложении – What opening hours you have? How long you work?; неправильное согласование вспомогательного глагола с существительным – Is there kitchen appliances? Is there ways to buy it online? Иногда вспомогательный глагол вообще опускается: What the guarantee period? В ряде случаев экзаменуемые задают вопросы, не имеющие смысла, например: Do you have any functions? How long are the operation hours? How much is the price of the season ticket?
Анализ выполнения задания 3 показывает сокращение количества ошибок. Наиболее типичные:
отступление от темы;
отсутствие адресности, т.е. обращения к другу;
отсутствие вступительной и заключительной фразы;
включение по одной фразе на каждый пункт плана;
неправильная интерпретация содержания картинки;
наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе.
В выполнении задания 4 выпускниками допускаются следующие типичные ошибки:
нет сравнения (просто дается описание сюжета двух картинок);
вместо краткого описания фотографий дается подробное описание;
отсутствует выделение общих и отличительных характеристик картинок;
включение по одной фразе на каждый пункт плана;
отсутствие вступительной и заключительной фразы;
неиспользование клише, демонстрирующие процесс рассуждения и сравнивания;
наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе.
Простое «натаскивание» на выполнение устной части бесполезно, так как заучивание текстов не ведет к овладению спонтанной речью, ею можно овладеть только на основе практики говорения в разнообразных ситуациях общения, создаваемых учителем на уроке английского языка. Спонтанная речь является важной целью обучения, так как реальная жизнь требует вести спонтанный обмен информацией, высказывать и обосновывать свою точку зрения и свое отношение к обсуждаемым темам и проблемам.
Используемые материалы и сайты:
http://www.fipi.ruМ.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкин МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. Москва, 2016