Открытый урок Невербальное общение
План открытого урока
Предмет: Психология общения
Тема урока: «Невербальные средства общения».
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
1) Образовательная: знакомство с невербальными средствами общения (через практическую деятельность);2) Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся: развитие навыков восприятия партнера по общению, навыки понимания окружающих людей, навыков невербального общения, развития наблюдательности
3) Воспитательная: воспитывать культуру общения со сверстниками и другими людьми, воспитывать социальную чувствительность. Показать значимость умения невербального общения для будущей практической деятельности.
Оснащенность: производственные ситуации, рекомендации.
Структура урока
Организационный момент.
Повторение пройденного материала по вопросам.
Продолжение темы.
Вопросы:
1. Преподаватель: . Что такое невербальное общение?
Студент: Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику,), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
2. Преподаватель: Что является Инструментом такого «общения»?
Студент: Невербальное общение, широко известное как «язык тела» или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Преподаватель: Почему важно научиться понимать язык невербального общения?
Студент: по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно.
4. Преподаватель: Назовите виды невербальных средств общения:?Студент:
Кинестетика изучает внешние проявления человека, включающие в себя:
Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика — громкость, тембр, ритм, высоту звука.Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство и т.п.).
5.Преподаватель: Что такое вербальная коммуникация?
Студент: Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический.
6. Преподаватель: Какие виды невербального общения включает в себя кинестетика?
Студент: мимику (движение мышц лица),
жестику – (движение отдельных частей тела)
пантомимику (движение тела — осанка, походка, позы),
7. Преподаватель: Назовите виды вербальной коммуникации?
Студент: Устная речь;
Письменная речь;
Слушание;
Чтение.
Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
8. Преподаватель: Назовите зоны общения?
Студент:
Интимная зона (15-45 см) – допускаются только самые близкие люди;
Личная зона (45-120 см) – общение деловых партнеров;
Социальная зона (120-400 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар и т.д.;
Публичная зона (от 40 0см) – общение с большой группой людей, массовой аудиторией.
Тема «невербальное общение»
Слайд 2 ( Презентация)
Мы продолжаем изучение темы «Невербальное (несловесное) общение». Вы узнаете о том, как много информации о характере и состоянии человека можно получить, наблюдая за его жестами, позой, мимикой и даже походкой.
1. Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья.
О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы». Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения.
Слайд 3
2. Невербальное общение, широко известное как «язык тела» или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Научиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.
Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.
Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Например, собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает.
Наконец, нужно иметь в виду, что невербальное общение, как правило спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в истинности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение
Слайд 4 И, так сегодня мы более подробно поговорим о кинесике.
Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя:
мимику (движение мышц лица),
жестику – (движение отдельных частей тела)
пантомимику (движение тела — осанка, походка, позы),
Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, например, у детей невербальные сигналы читаются легче, чем у взрослых. Кроме того, на них влияет пол, тип темперамента, социальный статус, национальность.
Так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, мексиканец — 180 раз, а русский – 150.От принадлежности человека к той или иной культуре зависит значение одного и того же жеста.
Например, «большой палец правой руки, опущенный вниз» у англичан означает неодобрение, у римлян — наказание, а у русских такой жест отсутствует. Покачивание головой из стороны в сторону у русских означает «нет», у болгар — «да».
Слайд 6 ,7,8 И так … Мы начинаем с мимики.
Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя.
Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; радость, гнев, печаль — самые распространенные эмоциональные состояния лица.
При выражении радости мускулы лица приходят в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху.
Носогубные складки резко изменяют форму, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала кверху, а потом вниз.
Уголки губ оттягиваются назад и кверху, щеки также поднимаются вверх, образуя под глазами, у наружных углов мелкие морщины.
Брови принимают изогнутый вид.
Чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, брови сдвигаются.
В межбровном пространстве появляются вертикальные складки, губы при этом плотно сжаты. Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Немецкий писатель, литературный, театральный критик Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что самая замечательная для нас поверхность на земле, — это человеческое лицо.
Выражение лица очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят» о мягкости и открытости. Слайд
Улыбка является универсальным средством невербального общения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но в наше время означает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения, что человек улыбается не только потому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее.
Возможно, эта точка зрения спорная, но все же при встрече улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой.
Улыбка украшает человека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой. Люди улыбаются по-разному; существуют дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. При общении с собеседником всегда надо помнить, что улыбка должна выражать дружеское расположение.
Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако следуя этому принципу, помните, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника. (Приложение №2) Выполнение практического задания «Улыбка»
Слайд
Взгляд — это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы.
Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это означает, что он еще не закончил говорить.
Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. Больше всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Таким способом человек пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинтересными, или он выражает чувство превосходства над вами (в сочетании с откинутой назад головой). Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства. Статистики подсчитали, что в произведениях Л.Н.Толстого (1828—1910) описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки. Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями.
(Приложение №1) Выполнение практического задания «мимика лица»
Слайд 9
Жесты. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике.
Например, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — партнерское рукопожатие.
Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека. В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:
жесты символы
жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники (рис. 3,4);
жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ (рис. 5, 6), а также резкие взмахи сверху вниз;
жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность (рис. 7), и прерывистое прикосновение к собеседнику
(Приложение №2) Выполнение практического задания «жесты»
Слайд 10
Поза — это положение человеческого тела; от умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации. Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека.
Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетельствуют о беспомощности, боязливости и неуверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности.
Свободно опущенные плечи «говорят» о внутренней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решительность (но нередко — на переоценку собственных возможностей). Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни позы являются запретными, а другие — нормативными.
Поза свидетельствуют об уровне культуры общества. Так, сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в присутствии партнера в нашем обществе не принято. Нужно учиться сидеть красиво, удобно и естественно, при этом не следует «плюхаться» на стул — нужно садиться спокойно и красиво. Не следует также разглаживать юбку после того, как усядетесь. Когда собеседник сидит, слегка наклонившись вперед, то он выражает внимание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и положил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора. В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:
открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак (рис. 8);
закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ноту на ногу или скрестив их (рис. 9—12);
поза готовности, характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.
(Приложение №3) Выполнение практического задания «поза»
Позы и жесты. Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу.
Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом к лицу, кроме ситуации соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед. Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно.
Например, скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия.
Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости.
Стоять подбоченившись — признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе.
Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.
Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь.
Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.
Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом индивида и его физическим состоянием, зависит от темперамента и образа жизни, указывает на его социальное положение. Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, — сосредоточенны, не любят привлекать к себе внимание, часто углублены в свои мысли. Человек, ставящий ноги пятками внутрь, проявляет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общителен, иногда до назойливости. Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» отсутствие уверенности в себе. Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию. Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинисто, то это вообще идеальный человек. Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и/или старости. Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания. Те, кто ходит мелкими шажками, как правило педантичны и малообщительны. Человек нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный — то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки. Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву прежде всего изнутри. (Приложение №4) Выполнение практического задания «Поза и жесты, поклоны, походка»
Межличностное пространство
Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе друг к другу они сидят или стоят. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками. Он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:
интимная зона (до 45 см) соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, возлюбленных, друзей. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
личная зона (450—120 см) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
социальная зона (120-400 см) - это расстояние обычно выдерживается при официальном и формальном общении;
публичная зона (более 400 см) сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.
Интересно, что определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия. Исследователи отмечают, что чем больше разница в возрасте у общающихся людей, тем больше расстояние между ними. То же происходит при общении людей с разным социальным статусом. Исследования также показали, что между ростом собеседника и дистанцией общения существует связь: чем выше мужчина, тем более он старается приблизиться к собеседнику, и наоборот.
У женщин прослеживается противоположная зависимость, поэтому специалисты рекомендуют учитывать в общении данную закономерность. Задавались ли вы вопросом: почему в местах общественного скопления (кинозал, транспорт, эскалатор и т.п.) чаще всего возникают конфликтные ситуации? Это может быть объяснено вторжением людей в интимные зоны друг друга. В книге «Психология общения» Е.И.Рогов* приводит правила, которые А.Б.Добрович сформулировал как неписаные правила поведения современного человека в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте.
Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
Не рекомендуется смотреть в упор на других.
Лицо должно быть совершенно бесстрастным — никакого проявления эмоций не разрешается.
Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полностью погружены в чтение.
Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.
Жан де Лабрюйер (1645—1696), французский писатель, мастер афоризмов, говорил, что в любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек. Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицательно сказывается на общении.
(Приложение №5) Выполнение практического задания «расположение людей в пространстве»
Анализ ситуаций Сейчас вам будет предложено описание нескольких ситуаций, с тем чтобы вы подумали и проанализировали, почему они закончились именно таким исходом. а) Люди, которые едут в транспорте в часы пик, часто выглядят унылыми, подавленными, безрадостными, раздраженными. У них и в самом деле скверное настроение?
Или они следуют неким неписаным правилам поведения в ситуациях, когда каждый невольно вторгается в личное пространство других людей?
Что это за правила?
Что происходит, когда эти правила нарушаются?
б) Девушка только что познакомилась с симпатичным человеком. Он оказался интересным, остроумным собеседником, и она с удовольствием слушала его забавные истории. В середине разговора он положил руку ей на плечо, продолжая дружески улыбаться и рассказывать смешной анекдот. Вскоре они простились, выразив надежду на скорую встречу. К вечеру, вспомнив нового знакомца, она поняла, что не будет слишком огорчена, если никогда его больше не увидит.
Чем можно объяснить такую неприязнь к обаятельному человеку?
в) Известно, что толпа людей может стать опасной. По мере того как плотность толпы увеличивается, каждый отдельный человек получает все меньше и меньше личного пространства, поэтому он возбуждается и раздражается все больше и больше. По мере увеличения толпа становится все более рассерженной, и возникает вероятность драк и столкновений. Этот факт учитывается полицией, которая пытается толпу рассечь рассеять.
Что происходит с людьми, составлявшими толпу, после ее разгона? Практическая работа. Закрепление пройденного материала
г) Упражнение «продемонстрируй состояние» Трем учащимся, втайне от других, предлагается задание, которое они должны будут выполнить, войдя в кабинет. Задание заключается в том, чтобы продемонстрировать следующие состояния:
Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться.
Самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека.
Веселого беззаботного человека.
Каждый из выполняющих задание должен поздороваться и задать несколько вопросов классу, играя условленную роль. Остальные учащиеся записывают впечатления: статус, черты характера, его эмоциональное состояние, зачем пришел этот человек, что от него ждать и т. д. Затем записи зрителей и их мнение о том, какую роль играл каждый из трех «актеров», на выбор зачитываются. 6) Обсуждение На основании чего сложился образ? Слайд 17
Невербальное общение
Главные недостатки, делающие личность смешной, а порой и внушающей отвращение:
слишком часто во время разговора поворачивать голову с одной стороны в другую;
протягивать ноги;
смотреться в зеркало в обществе, подкрашиваться;
постоянно поправлять свое платье;
класть руки на собеседника;
водить во все стороны глазами, поднимать их кверху;
подмигивать;
пристукивать ногой;
раскачиваться на стуле.
Все эти «дурные» привычки раздражают окружающих.
Поэтому важно, как нас воспринимают окружающие, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения, сумели создать яркий личностный образ.
4. Подведение итогов урока:
Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение является исторически первой формой коммуникации людей. Оно позволяет не только разнообразить и дополнить вербальное общение, но и заменить его в некоторых ситуациях.
Тем не менее, невербальный аспект общения остается недостаточно исследованным в психолого-педагогической науке и по сей день. Серьезным изучением данной проблемы ученые стали заниматься лишь в последние 40 лет. В настоящее время эта тема широко популярна, как в России, так и за рубежом.
Современный человек должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова. В связи с этим, проблема значимости невербального компонента общения заслуживает особого внимания и требует более глубокого изучения.
Как бы хорошо мы не знали другого человека, никто из нас не может читать чьи-то мысли, так что все, что способно улучшить общение, представляется ценным. Осознанное восприятие и применение невербальных средств общения позволяет преодолеть барьеры общения и сделать коммуникацию более эффективной.
Домашнее задание:
Тема: Деловое общение.
Методическое обеспечение урока: Презентация к уроку, раздаточный материал, компьютер.
Литература: Список литературы
Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001.
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997.
Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог. – 1999, №30. С.2-15.
Добрович А. Межличностные реакции // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001.
Куницына В. Н. и др. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001.
Кэрролл Э. Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействия аффектов // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001.
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Ай-Кью, 1992.
Пиз Алан и Барбара. Новый язык телодвижений. - М.: ЭКСМО, 2005.
Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
Приложение №1 (Мимика)
Упражнение 1.
Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).
«Спасибо, хорошо».
«Неважно».
«Не могу даже ответить».
«Очень хорошо живу».
«Больше хорошо, чем плохо».
Упражнение 2. Состройте гримасу, которая рассмешит вас самих.
Упражнение 3. «Неожиданный гость». Покажите свое отношение к появлению неожиданного гостя.
Упражнение 4. Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.
Упражнение 5. «Примерьте» перед зеркалом самые разные улыбки. Изобразите мимически, какой может быть улыбка (застенчивая, холодная, добрая, насмешливая, вымученная и другие).
Упражнения 6.
«Нарисуйте» взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).
Не поворачивая головы, проведите взглядом по периметру своего зрения: сверху вниз, вправо, снизу вверх, влево и т.д.
Быстро концентрируйте взгляд на любой точке предмета перед собой.
Удержите взгляд на отдаленном предмете в течение нескольких минут.
Упражнение 7. «Наблюдатель». Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным.
Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.
Упражнение 8. Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.
Приложение №2 (Жесты)
Упражнение 1. «Вылепить скульптуру». Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте.Упражнение 2. Примите позу общения: корпус слегка наклонен в сторону собеседника, руки открыты и развернуты к нему, приветливый взгляд и доброжелательное выражение лица.
Упражнение 3. Пройдите строевым, прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая.Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца.
Упражнение 4. «Я – не я!». Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного.
Упражнение 5. Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).
Упражнение 6. Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.
-Задание: встать в круг, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг другу, поздороваться за руку.
Упражнение 7. «Встать – сесть». Участники группы сидят на своих местах.
Задание:
Встать за 10 секунд, затем – сесть;
Встать мгновенно, затем – сесть;
Встать мгновенно, сесть за 10 секунд;
Встать за 3 секунды, пауза, сесть за 6 секунд;
Встать за 10 секунд, сесть мгновенно;
Встать мгновенно, пауза, сесть мгновенно.
Упражнение 8. «В лесу»: человек собирает ягоды, грибы и цветы. Разработать точный рисунок движений.
Упражнение 9. «После работы»: человек пришёл домой, положил портфель на стол, снял пиджак, повесил его на спинку стула, сел за стол, открыл портфель, достал книгу, начал читать, достал тетрадь, начал делать записи. Упражнения сначала делать медленно, потом умеренно, затем быстро).Упражнение 10. «Художник» (разработать точный рисунок движений).
«Фотограф» (разработать точный рисунок движений).
Приложение №3 (пантомимика)
Упражнение 1. Упражнение направлено на развитие мимики, пантомимики, пластики, выразительности движений, координации.
1. «Передать по кругу»:
-стакан с горячим чаем;
-тарелку с супом;
-таз с мокрым бельем;
-пушинку,
-мидузу.
2. Изобразить:
-движение в невесомости;
-съемку в невесомости;
-движение по песку при палящем солнце в пустыне;
перетягивание каната;
старку и т.д.
Упражнение 2. Тренировка ритмичного движения под музыку:
А) ребята двигаются произвольно под музыку;
Б) двигаются и напевают мелодию;
В) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
Г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
Упражнение 3. Упражнения, направленные на развитие координации движений.
А) подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотографии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться, смеяться, восхищаться.Б) медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, раскрыть её, читать, передавать эмоциональную реакцию.
В) за окном шум – поднять голову, закрыть книгу, подойти к окну, посмотреть, удивиться, напрячься, рассердиться.Г) быстро подбежать к двери, схватить с вешалки пальто, надеть его, открыть дверь, выбежать на улицу.
Д) те же упражнения выполняют вдвоем синхронно (зеркальное отражение).
Упражнение 4. «Язык тела».
Упражнение «Выйти и войти другим человеком»:
как неопытный учитель;
как старенький профессор;
как учитель-мастер;
как артист балета;
как солдат;
как инопланетянин;
как кокетливая барышня.
Упражнение 5. Упражнения на развитие мимики, пантомимики.
Медленно перемещаясь к центру круга, представляя себе, что вы на пляже, под ногами теплый песок или галька, вы никуда не спешите, испытываете чувство душевного комфорта.
Двигаться по каменистой тропинке;
Перепрыгнуть широкий горный ручей с холодной водой;
- Двигаться по топкому болоту;
Пробираться к выходу сквозь толпу в переполненном автобусе;
Наслаждаться весенним легким ветерком.
Упражнение 6. «Встреча».
Упражнение выполняется в парах. Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, мимическим и двигательным сопровождением.
Инструкция:
Изобразить встречу различных людей:
друзей;
врагов;
братьев;
сестер;
подруг;
соседок;
детей и родителей;
одноклассников.
Упражнение 7. «Воспроизведение позы» - упражнение с мячом: тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят эту позу.
Упражнение 8. «Скульптура». Один участник группы должен « вылепить» из другого скульптуру уверенного в себе человека, неуверенного и агрессивного, мечтателя; затем провести «экскурсию» по залам музея.
Упражнение 9.
Упражнения для пары:
внести бревно и распилить его;
внести ковер и повесить на стену;
встреча на скамейке;
утешение обиженного;
встреча друзей после долгой разлуки;
перейти по камушкам через лужу, помочь друг другу перейти через лужу.
Упражнение 33. Внимательно наблюдайте за выполнением действий другим человеком, стараясь уловить его чувства. Затем повторите все движения, в точности имитируя скорость жестов, положение тела, мимику.
Упражнение 34. Воспроизведите характерные для той или иной ситуации жесты, походку, позу. Осознайте состояния и чувства, которые в данной ситуации возникают:
идете по лесу, где много комаров (по узкой тропинке в горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу, по уступу скалы, по шаткому мостику, по канату).;спешите на поезд;
играете в снежки;
уступаете свое место в транспорте кому-то другому;
лепите из глины;
делаете прическу;
собираете яблоки в саду;
поднимаете гирю;
распутываете клубок ниток;
перед зеркалом любуетесь на себя в новом костюме;
Действуйте в вымышленных обстоятельствах, пока не завершите действие.