Конспект урока Сложные предложения с различными видами связи

МБОУ Отрадненская СОШ
Конспект урока русского языка в 9 классе
Учитель: Пучкова Ирина Борисовна
Тема урока: «Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»».
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие: развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности. Задачи метапредметные:
- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Задачи предметные:
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий. Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно-исследовательская деятельность,  контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» (Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.), раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной работы, тестовые задания), компьютер, мультимедийный экран, проектор, слайды презентации Power Point на тему «Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»», классная доска.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Психологический настрой учащихся.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста
Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
II. Актуализация прежних знаний.
1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)
- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь
- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Целеполагание.
- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?
(Обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)
Лингвистическая  разминка.
Найдите  словосочетания  со связью «управление»:
а) доволен  успехами, б) управлять  автомобилем, в) читать  лёжа, г) характерные  черты, д) стена  из  кирпича.
(Ответ: а,б,д)
Найдите  нарушения  в  употреблении существительных с предлогами:
а) истечение срока, б) благодаря  ходатайства, в) согласно  расписания, г) по  прибытию  поезда,  д) вопреки  всему.
(Ответ: б,в,г)
Проверка, после этого выставление отметки в лист результатов(6 прав.- «5», 4-5 прав. – «4», 3 – «3»)
III. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)
Анализ предложений. Работа в паре
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  (Сложное предложение, с разными  видами связи: бессоюзной и сочинительной;  повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)
[   ], [  ] и [  ].
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное,  состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить  а именно ). Первая часть – СПП с придаточным  степени, которое относиться к указательному слову  так  в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ так], (что): [  ].
Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [  ] и  [  ], (пока), (будто).
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится)  (Когда), [  ] и [  ].
3. Редактирование предложений. Работа в группе
- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.
Слуховой диктант.
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Ты понял жизни цель: счастливый человек, для жизни ты живешь.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8










Самостоятельная проверка
1
2
3
4
5
6
7
8

ССП
СПП
СПП
БСП
БСП
БСП
БСП
ССП


IV. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
Тест
1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
Ответ: б.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое                                          в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое                                        г) многочленное сложное
Ответ: г.
3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
Ответ: б
Тестовая работа с взаимопроверкой.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
2.5 Из предложений 811 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
2.11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
2.13. Среди предложений' 1215 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
2.14. Среди предложений 311 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

2.5
распаленные

2.11
4

2.13
12

2.14
7


VI. Домашнее задание
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Учебник: с.153 упр.221 (предложение № 1 по заданию)
VI. Рефлексия.
- Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются ?
- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?
- Я считаю, что те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.
Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

VII. Выставление общих оценок за урок в оценочный лист
















ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки к уроку
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) 
Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 


Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)  
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.  (И.С. Тургенев) 
Много  веков  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.  
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах   человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.



Тестовая работа с взаимопроверкой.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
2.5 Из предложений 811 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
2.11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
2.13. Среди предложений' 1215 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
2.14. Среди предложений 311 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.


Рабочий лист учащегося _____________________________________
Лингвистическая разминка
_____________________________________________________________
Анализ предложений
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Редактирование предложений
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слуховой диктант
Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8











Тест
_____________________________________________________________
Тестовая работа с взаимопроверкой
2.5


2.11


2.13


2.14


Оценочный лист учащегося
Фамилия и имя учащегося__________________________________________
№ задания
Оценка (личная
Проблемы при работе на уроке
Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка




2. Анализ предложений




3.Редактирование предложений




4.Слуховой диктант




5.Тест




6.Тестовая работа с взаимопроверкой







Оценочный лист учащегося
Фамилия и имя учащегося__________________________________________
№ задания
Оценка (личная
Проблемы при работе на уроке
Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка




2. Анализ предложений




3.Редактирование предложений




4.Слуховой диктант




5.Тест




6.Тестовая работа с взаимопроверкой







Оценочный лист учащегося
Фамилия и имя учащегося__________________________________________
№ задания
Оценка (личная
Проблемы при работе на уроке
Оценка учителя

1. Лингвистическая разминка




2. Анализ предложений




3.Редактирование предложений




4.Слуховой диктант




5.Тест




6.Тестовая работа с взаимопроверкой















15