Сложные предложения с различными видами связи.
Сложные предложения с разными видами связи. (9 класс)
Цели: 1. Создание ситуации, способствующей формированию умений определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи
2. Создание ситуации, способствующей формированию умений расстановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
3. Развитие навыков выделять главное, делать выводы.
4. Воспитание положительного отношения к знаниям.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка задач урока.
3. Готовимся к ВОУД. Словарный диктант.
Деликатес обжоры, возглавлять шествие, констатировать факты, сумасшедший жонглер, вкусный винегрет, хорошее обоняние, произошел инцедент, расческа претендента, искусство шотландца, прожорливый шофер, капюшон жокея, челка шофера, положить в решето пшеницу, жесткий и желтый велосипед, желудевый герабарий, большое количество, бинокль чертика.
4. Изучение нового материала.
5.1. Наблюдение. Записываем предложение и делаем вывод о сложном предложении с несколькими придаточными, и расстановки знаков препинания. Чертим схему предложения.
[Все небо было затянуто], [шел мелкий дождь], и [только по свежей зелени деревьев можно было догадаться], (что теперь весна, а не осень). [ ], [ ], и [ ], (что ).
5.2. Самостоятельное чтение статьи учебника на стр. 208.
Отмечаем на полях учебника знаком ! новую информацию.
Зачитываем её, анализируем.
5. Закрепление изученного. Комментированное письмо. Упр. 457 (1-4)
6. Самостоятельная работа.
Карточка №3 Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения. Как весел грохот летних бурь Когда вздымая прах летучий Гроза нахлынувшая тучей Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно (Ф. Тютчев) Схема: ____________________________ 7. Взаимопроверка карточки.
8. Диагностика изученного материала.
Тест 1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.
2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.
3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.
4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду. А) 1, 3 Б) 1, 3, 4 В) 1, 2, 3, 4 Г) 2, 3, 4
11. Рефлексия.
12. Д/З стр. 215, выписать из поэмы Н.В. Гоголя 5 предложений с различными видами связи, определить виды связи. Начертить схемы предложений.