План урока литературы в 7 классе Спешите делать добрые дела по рассказу А.П.Платонова Юшка

План открытого урока в 7 классе
«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П.Платонова «Юшка».

Обучающая: развивать навыки анализа литературного произведения.
Развивающая: формировать толерантное отношение к окружающим, помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя.
Воспитательная: показать детям ценность жизни человеческой.

Планируемые результаты обучения:
Предметные:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;
содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, проблемно-диалогическое обучение.

Материалы к уроку: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: обществознание, родная литература, живопись.



Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может..? (совершить зла)
Ю.Никулин.
Ход урока.

1. Мотивационная подготовка к усвоению материала.
- Давайте определим готовность к работе, своё настроение:
Отличное;
Хорошее;
Не совсем готовы.
2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Ребята, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

Тема урока: «Спешите делать добрые дела»
А цель попробуйте сформулировать самостоятельно.
3. Актуализация знаний.
1. Проверить составленные тесты.
2. Что мы узнали о внешности героя, его занятии.
Рассказ ученика по таблице.

Что мы видим

Сущность

- в руках у него было мало силы;
- старый человек;

- внешне неприметен;
- мал ростом и худ;

- сморщенное лицо с редкими волосами.
- Тяжело болен (туберкулёзом);
- Не так уж стар, скорее слаб, болен – кажется старше;
- Не любил «выделяться»;
- Сутулился ещё – привычка «спрятаться» от людей;
- Мало ел, собирал деньги, чтобы поддерживать приёмную дочь («стол без чаю и сахару»);

- Главное, глаза - белые глаза, как у слепца, в них слёзы.


- одежда: много лет одно и то же, без смены;
- работа подручного у главного кузнеца;

- первым приходит на работу и последним покидает её.
- Купить не на что, да и – незачем, он же Юшка;
- Незначительная, незаметная, малооплачиваемая, но необходимая;
- Необыкновенная честность, порядочность – сделать до конца всё, что сказали, и сделать хорошо.


Работа с портретом.
- Осталась незаполненной 2 строчка. Есть хорошее выражение: Слепец со зрячим сердцем – зрячие со слепыми сердцами. О ком так можно сказать?
Ответ: Слёзы в глазах Юшки – это плачет его душа. Но он никому не жалуется, никого не обижает. Наоборот, его все обижают. Запись в тетрадь: Глаза – зеркало души. Значит, это плачет его душа.

4. Творческая практическая деятельность. (Эвристическая беседа, подбор примеров, составление связных рассказов)
Анализ взаимоотношений детей и взрослых.
Как к Юшке относятся дети? Проверка группового задания.
1 группа готовит о детях, 2 – готовит о Юшке.

Дети

Юшка

переставали играть, бежали, кричали
поднимали ветки и бросали
снова бросали, трогали и толкали
опять толкали и кидали комья земли
сильнее толкали кричали вокруг Юшки
делали слишком больно
РАДОВАЛИСЬ

ничего не отвечал и не обижался
шёл тихо и не закрывал лицо
шёл и молчал
не трогал и не отвечал
говорил

РАДОВАЛСЯ


Антитеза в поведении героев.
Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – РАДОВАЛИСЬ. Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки.
- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его)
- Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?

Дети
Юшка

Злые, жестокие, грубые.

Добрый, терпеливый.

- Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как «дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы? (Высказывания учеников)

- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди)
- Почему Юшка не обижался на взрослых? (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

5. Первичное закрепление с комментированием. Коллективная работа.
Счастливые мгновения в жизни Юшки (использование дублёра)
О счастливых мгновениях жизни с нами поговорит Ямаева Мария.

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки?
- ответ: Это минуты, проведённые на природе.
(Выразительное чтение отрывка учеником. Показ слайдов. Вопросы ученика)
- Что нового мы узнаём о Юшке? (очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой)
- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).
- Как часто бывал наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учёбу)
- Каким здесь показан Юшка? (добрый, жалостливый, бескорыстный, заботливый, чуткий к чужому несчастью человек)

6. Включение в систему знаний и повторений.

Последний год Юшки.
- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Весёлому прохожему)
-Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?
Прохожий

Юшка

Толкнул Юшку и
ушёл домой пить чай.
Упал и более не шевелился.

Каким предстаёт прохожий?
Каким предстаёт Юшка?

Жестокий и чёрствый человек. Даже зверь.
Жил тихо и умер тихо, незаметно.



Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек.

Зачитывается сцена похорон.
- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро)
-Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?
Ответ: Глаза. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой о тех, кто, по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.

7. Домашнее задание. На выбор:
Написать письмо-покаяние Юшке от лица односельчан.
Характеристика Юшки.

8. Подведение итога. Самостоятельная работа. Составим синквейн.

Юшка
добрый, чуткий
любит, заботится, помогает
он страдал на земле
Милосердие.
Обращение к эпиграфу:
Закончите слова Ю.Никулина «. совершить зла».

9. Сообщение о Ксении Петербургской. Сообщение подготовленных учеников. (Презентация).

10. Встреча с соцработниками.

11. Стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»

12. Рефлексия.

Подарок гостям – открытки с высказываниями известных марийских писателей, поэтов, актёров о доброте.
- Откуда в нас такая доброта? (Валентин Колумб).
- Без доброго дела не может быть радости, душевной чистоты. (Ким Васин, Александр Александров).
- Доброту в землю не спрячешь. (Альбертина Иванова.)
- Доброта к доброте тянется. (Альбертина Иванова).
- Человек бесследно не проходит, доброе сердце всегда памятно. (Альбертина Иванова).