Конспект урока в 7 классе Абрамцевский кружок (творческая мастерская)(

Урок в 7 классе
«Абрамцевский кружок»
(творческая мастерская)

Подосинникова Л.Н.

Цель: развивать кругозор учащихся, их художественные способности и задатки, воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа и устойчивый интерес к русской культуре, формировать эстетические убеждения, вкусы учащихся.

На доске эпиграф: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов).
Оборудование: репродукции картин художников, гитара, материалы для практической работы.
Словарная работа.
Меценат – богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Майолика – 1. собир. Керамические изделия, покрытые непрозрачной глазурью. 2. Искусство изготовления таких изделий.
Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.
Клирос – в церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарём.
Сегодня мы впервые прикоснемся к удивительной, многогранной культуре века, который позднее получил название «Серебряный». Мы попытаемся увидеть его в единстве многообразия видов искусства. Единство искусства Серебряного века в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося (конец 19 - начало 20 вв.).
Речь сегодня пойдет о синтезе искусств – музыке, живописи, скульптуре, народном искусстве. И это очень важно, т.к. эти виды искусства подчас призваны дополнять друг друга: литература – мысль, живопись – образ, музыка – настроение, по которому мы можем определить мысль и воссоздать образ.
Говорят, искусство – лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносят до потомков художники, музыканты (эмоциональный тон эпохи, ее настроение).
В эпоху Серебряного века возникают художественные объединения, такие как «Мир искусства». Абрамцевский кружок, позже «Союз русских художников» и т.д. Одним из таких объединений был Абрамцевский кружок, получивший свое название от названия усадьбы. Что же эта за усадьба, где она располагалась?
Слово предоставляется искусствоведу Маше Л., ученице 7 класса.

30 лет (1870 – 1900 гг.) усадьба принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову. Мамонтов собрал все художественные сливки общества у себя в Абрамцеве. В этот период в усадьбе бывали и работали многие художники и артисты, музыканты, скульпторы: Поленов, Васнецов, Серов, Репин, Нестеров, Врубель, Шаляпин, Ермолова. Художники, музыканты, собравшиеся в Абрамцеве, составили «Мамонтовский», или «Абрамцевский» кружок.
Абрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты – такими двумя взаимосвязанными понятиями можно определить ту, «домашнюю» эстетику, которая складывалась в духовной атмосфере усадьбы.
Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918) – потомственный купец, выросший в промышленника, меценат, деятель в области русского искусства. Отец Саввы из 10 детей своим приемником выбрал его. Мамонтов – человек очень мощной энергетики. Он ярок и противоречив. Коммерческий ум и талант – с одной стороны. С другой – музыкальные и художественные способности, незаурядный вкус, остроумие, благородство. Он притягивал к себе талантливых людей, а природная магия Абрамцево ему в этом помогала. Чтобы талантливые живописцы, музыканты не заботились о быте, Мамонтов построил здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов – мастерских.
Кроме хозяина, стержнем дома Саввы Ивановича, душой Абрамцева, была хозяйка, его жена – Елизавета Григорьевна Мамонтова. А цветами - их дети – Сережа, Андрей, Верушка, Всеволод и Александр. У Мамонтова было 5 детей. И здесь Савва Иванович гениален – первые буквы имен детей составляют его имя.
Жизнь в Абрамцево била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером – музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей.
Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа» на слова Марины Цветаевой, музыку Андрея Петрова в исполнении Тани Г., ученицы 7 класса.
По признанию всех, попадавших в Абрамцево, невозможно было здесь не лепить, не рисовать, не сочинять. Доказательством этому является творчество братьев Васнецовых.
Сейчас слово предоставляется еще одному искусствоведу Наташе Б., ученице 7 класса, которая познакомит нас с братьями Васнецовым Виктором и Васнецовым Апполинарием.
Все знаменитые полотна Виктор Михайлович написал именно в период действия Абрамцевского кружка.
Искусствовед Надя К., ученица 7 класса рассказывает о Врубеле.
Есть такое выражение «врубелевские глаза». «Царевна-Лебедь» – один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Особо хочется остановиться на брате и сестре Поленовых: Василии и Елене. О них расскажет искусствовед Милена Д., ученица 7 класса.
У Саввы Ивановича была поистине драгоценная для русского человека черта характера – трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой и постановкой домашнего спектакля, он увлекал своим примером и других.
По словам старшего Васнецова, Мамонтов имел «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм: работая с ним, немудрено взвиться повыше облака ходячего». Например, Савва Мамонтов был отменным скульптором. А как человек с неземной творческой энергией, он так заразительно работал, что однажды подбил Васнецова с Репиным на эксперимент с глиной, да так, что оба художника стали еще и скульпторами.
Савва Мамонтов едва ли не первым в России осмелился утверждать, что искусство не должно делиться на высокое и низкое. Задача художника, по его мнению, - обратиться к созданию бытовых вещей и превратить их в произведения искусства. И художники Абрамцево не только писали картины, но занимались архитектурой, выступали как актеры, декораторы, певцы, режиссеры, творцы керамики, мебели. В уютном семейном кружке исподволь воплощалась идея синтеза искусств на национальной основе.
В 1884 г. в имении Абрамцево при школе грамотности, основанной женой Саввы Мамонтова, была организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень, которую возглавила Елена Поленова. Обучение в мастерской продолжалось 3 года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Поленовой мастера изготовляли резные изделия (полочки, шкатулки, кресла, шкафчики и т.д.), которые продавались в специальном открытом магазине. Среди выпускников был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Пройдя курс обучения, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне Кудрино. Так возникла абрамцево-кудринская резьба. Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковшы, декоративные блюда, тарелки для хлеба). В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы. Широко известна деятельность абрамцевской гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым. В ней работали обученные гончарному делу юноши, выполнявшие в основном печные изразцы и художественные изделия по эскизам членов абрамцевского кружка. Савва Иванович увлечется майоликой так серьезно, что поставит работу своей гончарной мастерской на промышленный уровень – превратит ее в небольшой гончарный завод и перевезет его в Москву. Этот небольшой завод Мамонтов назовет Абрамцевым.
Об искусстве майолики расскажет искусствовед Паша Т., ученик 7 класса.
Из всего того, что мы сегодня узнали, делаем вывод – с момента основания Абрамцевского кружка в России стало развиваться декоративно-прикладное искусство.
Практическая работа
Работа в творческих мастерских

Класс разбит на 5 мастерских (1 – мастерская художников; 2 – гончарная мастерская; 3 – мастерская по изготовлению скульптур; 4 – мастерская декораторов; 5 – мастерская по художественной резьбе).
Ученики каждой мастерской выполняют задания (проекты) по своему направлению и в конце занятия защищают творческие проекты.

Наглядно видна магическая сила искусства, которая за короткое время смогла сотворить волшебство, заставить нас почувствовать, переживать, мыслить вместе о множестве различных образов и красок, которыми была наполнена наша встреча в творческой мастерской.
Спасибо за работу, за то, что вы не постеснялись раскрепоститься, дали возможность проявиться вашим ощущениям, настроению.

Приложение
Пленов Василий и Поленова Елена
Поленовы брат и сестра – Василий и Елена. Поленовы и Абрамцево – неразделимы. Василий был здесь знаковой фигурой. Он старший из членов абрамцевского художественного кружка. В Абрамцеве он жил, писал, сочинял музыку. Здесь он встретил свою первую любовь.
В Абрамцеве у художника проходила усталость, появлялось хорошее расположение духа, работоспособность, и один за другим писались пейзажи окрестных далей, крутых и пологих спусков к реке – словом, поэтические пейзажи Поленова. Здесь он пишет лиричные и дивные свои картины – «Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве». Художник Поленов сочинял здесь в Абрамцеве ещё и музыку, например к драме Майкова «Два мира».
Василий Поленов – главный архитектор, художник, строитель церкви Спаса Нерукотворного. Поленов сделал первый рисунок проекта церкви, когда её решили строить в Абрамцеве. Автором идея о ее сооружении была Елизавета Мамонтова (жена Саввы Мамонтова), человека глубоко религиозного. Было получено разрешение на строительство от патриарха.
Во время строительства церкви Поленов превращался и в каменщика – вместе с Васнецовым и Мамонтовым он высекал арки на тройные окна, делал проекты и шаблон купола; и занимался интерьером – он сочинил рисунок решеток, сделал эскиз иконостаса, подсвечников др. Это уже были не просто строители, не просто хозяева, не просто художники, а абрамцевская малая художественная семья. Строительство церкви велось на волне художественного порыва творчества.

Елена Поленова
В энциклопедии о ней сказано так: «Сестра художника В.Д. Поленова (1850 – 1898), одна из первых русских художниц – иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Серьезно занималась изучением и иллюстрированием русских народных сказок. Некоторые её идеи оформления и подхода к книге впоследствии были развиты художниками объединения «Мир искусства», а такие мастера, как И. Билибин, С. Малютин, Д. Митрохин, считали себя её учениками и последователями».
Поленова принимала активное участие в творческих вечерах абрамцевского кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в Абрамцеве. Писала маслом картины, а акварелью – небольшие этюды с тихими, трогательными уголками природы. Очень дружила с Васнецовым и Коровиным. Здесь в Абрамцеве она всё больше увлекалась русским народным искусством, и вместе с Елизаветой Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы крестьянского быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, они даже ездили в специальные экспедиции за редкими старинными экземплярами по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Помимо этого, Елена Поленова вместе с Мамонтовой, создала ремесленную школу и столярную мастерскую с бесплатным трехгодичным циклом обучения. Для этой мастерской Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для деревянных мебели и утвари в древнерусском народном стиле.
Стасов писал о ней: «Какой талант!! Какой необыкновенный, какой оригинальный талант, какая необычайная способность к русскому стилю, никем у нас не поощряемому и даже скорее всего презираемому и затаптываемому в грязь!! И это всё делает кто – женщина, у которой нашлось вдруг и необычайное знание, и необычайная творческая фантазия, и необычайная любовь, даже страсть к нашему национальному складу, формам,
краскам всё это делает женщина!!!!!».

Михаил Врубель

Всему хорошему в своей жизни Врубель обязан Савве Мамонтову. Мамонтов его вытащил из нищей и безденежной жизни в Киеве. В Абрамцеве Врубель обрёл понимание и душевный покой, получил возможность спокойно работать. В кабинете Мамонтова художник пишет «Демона».
На Нижегородской всероссийской выставке Врубель выставил свою работу «Принцесса Грёза», но её раскритиковали и не оценили. Тогда Савва Иванович, на собственные средства, выстроил целый павильон для Врубеля и выставил в нем его работу, и только после этого жюри её разглядело и восхитилось. Впоследствии была сделана копия картины в технике майолики, которая и по сей день украшает фасад гостиницы «Метрополь» в Москве. Работая в Керамической студии-мастерской, Врубель придумал сюжет для камина «Микула Селянинович», один экземпляр, которого впоследствии был куплен Третьяковым, а другой – Лувром.
Врубель был обязан Мамонтову и своей встрече с любовью – певицей Надеждой Забелой, которая выступала в мамонтовской Русской частной опере. Она считалась любимой певицей Римского-Корсакова. Врубель ей сделал предложение в первый же день знакомства. Она дала согласие. Свадьба состоялась через два месяца. Врубель рисовал декорации для всех её постановок, сам придумывал её костюмы и грим. Они почти не расставались. В честь Мамонтова они даже назвали своего сына Саввой.
Наследие Михаила Врубеля давно же стало драгоценным достоянием русской культуры.

Майолика

В 1891 году Савва Мамонтов и Врубель едут в Италию. В Риме они знакомятся с работой керамической школы. После знакомства с современной керамикой Италии Мамонтов и Врубель решают расширить работу абрамцевской мастерской. Опыты Врублевской скульптуры, варианты его изразцов, удивительные переливы красочных покрытий – все это навело Мамонтова на мысль о возможности возрождения когда-то широко распространенного на Руси майоликового производства.
Мамонтов пригласил в Абрамцево работать известного в то время мастера-керамиста Петра Кузьмича Ваулина. Это было большое приобретение для мастерской – Ваулин осуществил все техническое руководство, он разработал в абрамцевской гончарной мастерской новый технический процесс, восстановил утерянный метод обжига, который придавал изделиям яркий металлический блеск, сам составлял рецепты красочных покрытий. Но настоящее движение делу давал, конечно, Врубель своими изумительными образцами майолик. Однажды испробовав керамическое производство, он остался, увлечен им до конца своих дней.
Савва Иванович увлечется майоликой так серьезно, что поставит работу своей гончарной мастерской на промышленный уровень – превратит её в небольшой гончарный завод. Этот небольшой завод Мамонтов назовет «Абрамцевым» и проведет там свои последние годы. Так он станет воплощать свою давнюю задумку - делать высокохудожественные прикладные вещи.
Майолику этого завода будут охотно покупать рисовальные школы, выбирая предметы с красочной красивой поливой, юбилейные комитеты, частные лица и организации.

Васнецов Виктор и Васнецов Апполинарий

В 1881 году братья Васнецовы впервые приехали в Абрамцево. Виктор – старший брат – в Абрамцеве создал лучшие картины. Апполинарий, составляя позднее его библиографию, писал: «Итак, в Абрамцеве Виктор Михайлович за время 1881 – 1885 годов прожил пять летних сезонов. За этот период времени написаны «Поле битвы», «Аленушка», эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке», рисунки церкви и образа для нее начаты «Богатыри».
Апполинарий тоже стал художником, как его старший брат. Его излюбленная тема – русская старина, древняя Москва. Младший Васнецов любил Абрамцево, но не участвовал в летних абрамцевских развлечениях кружка. Он чувствовал себя среди всех остальных младшим или просто был более застенчив, во всяком случае, он остался наблюдателем веселых затей и домашних спектаклей, слушателем в чтениях. Но для Частной оперы Мамонтова им были выполнены потрясающие декорации (особенно для «Хованщины» Мусоргского). А уже позднее он создал театральную живопись к операм «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Царской Невесте», «Опричнику», а также великолепные иллюстрации к «Песне о купце Калашникове».
Виктор Васнецов, принимал самое живое участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного. Васнецов не желал видеть в церкви ничего обыденного, ему хотелось, чтобы всё здесь отвечало тому радостному настроению, с каким она строилась. Так, когда дошла очередь до пола, и Савва Иванович решил сделать его обыкновенным – цементно-мозаичным (плит не было), Васнецов яростно запротестовал. «Только художественная выкладка узора», - настаивал он и взялся руководить ею. Сначала на бумаге возник контур стилизованного цветка, а потом рисунок его перенесли на пол абрамцевской церкви. «Васнецов сам, - вспоминает Наталья Поленова, - по нескольку раз в день забегал в церковь, помогал выкладывать узор, направляя изгибы линий, и подбирал камни по тонам. К общей радости скоро вдоль всего пола вырос огромный фантастический цветок. В нем появилось что-то небывалое, творческое, и он стал прародителем нового художественного направления стилизации природы».
Васнецов выручил Мамонтовых и тогда, когда дело дошло до клиросов. Он не смог удовлетвориться простой окраской их в зеленовато-голубой тон. Виктор Михайлович дает задание принести ему цветов. Дети и взрослые бросились в поля и на лесные опушки. К назначенному часу у церкви был ворох самых разнообразных цветов, в букетах, и просто так разложенных на полу. Под рукой Виктора Михайловича голубой фон клироса покрылся нежными рисунками цветов русского лета. Большое впечатление на всех членов кружка произвела написанная Васнецовым фигура Сергия Радонежского.
Васнецов вообще очень увлекается русской историей, собиранием сказок, он признавался: «Я только Русью и жил». В Абрамцево Васнецов создает проект избушки на курьих ножках для парка. В этой избушке обожали играть дети Мамонтовых.

Мамонтовское Абрамцево

Место, где была построена усадьба, раньше называлось пустошь Обрамково. Усадьба была небольшой, принадлежала помещикам средней руки, неоднократно переходила от одного владельца к другому, пока не была приобретена Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Здесь им созданы «Записки об уженьи» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В гостях у Аксакова бывали Гоголь, Тургенев, Щепкин.
В 1870 году опустевший абрамцевский дом приобрел Савва Мамонтов. Будучи сам человеком чрезвычайно талантливым и художественно одаренным, он бережно относится к памяти писателя и сохраняет в доме многое из того, что было связано с бытом его прежнего владельца. Мамонтов привел в порядок заброшенное аксаковское имение. Капитально отремонтировал главный усадебный дом, очистил пруды, сделал новые постройки.
Вот так своё первое впечатление от Абрамцева, когда его владельцем стал Савва Мамонтов, описывает художник Нестеров в письме к сестре: «Абрамцево, имение- одно из живописнейших в этой местности. Сосновый лес, река и парк тут в парке первое, что останавливает внимание, это баня в стиле 17 века – архитектура профессора Ропета; далее, углубляясь в глубь парка, темной вековой сосновой аллеей, вы выходите на небольшую поляну, посреди которой стоит чудо-церковка Из православного храма отправились мы в «Капище» или нечто подобное избушке на курьих ножках. Против нас – оригинальный киевский идол. Тут русский дух, тут Русью пахнет, всё мрачно, серые ели наклонили свои ветки, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по этической фантазии Далее идет мастерская Саввы Ивановича Мамонтова - архитектура знаменитого Гартмана. Вот главное, что поражает на первый раз, мне кажется, всякого, кто попадет в Абрамцево».
Вскоре благодаря Мамонтову Абрамцево переживает новый творческий подъем, сюда часто приезжают поработать Репин, Поленов, Нестеров, Коровин и др. Именно под крылом Мамонтова молодые тогда художники объединились в своеобразное творческое содружество – Абрамцевский художественный кружок, который стал уникальным явлением не только в русской, но и в мировой культуре.