Урок развития речи в 10 классе по русскому языку Развитие речи. Написание сочинения через проблемный анализ текста
10 класс Русский язык
Урок №_______ Дата_______
Тема: «УРР. Написание сочинения через проблемный анализ текста»
Цель: повторить, что такое «проблемный анализ текста»; работать над выделением главной информации через постановку проблемных вопросов; повторить и закрепить понятие «микротема»; расширять знания учащихся по теме «Фразеология». Работать над повышением уровня грамотности учащихся (правописание имён собственных).
Развивать навыки работы с текстом, навыки выполнения проблемного анализа текста, навыки учащихся в понимании и использовании фразеологизмов; навыки в составлении схемы; устной и письменной речи, умение выделять главное, воспринимать на слух;
Воспитывать толерантность.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: текст для работы на уроке, задания для работы на уроке.
Ход урока
I.Оргмомент.II.Актуализация опорных знаний и умений
Лингвистическая задача. На какой лингвистический вопрос был получен такой ответ: «Четыре».
Какое отношение данный ответ имеет к сегодняшней теме урока? (4 вида анализа текста: анализ развития действия, проблемный анализ, анализ художественных образов, стилистический).
III.Мотивация учебной деятельности учащихся
Что такое проблемный анализ текста? Знакомы ли вы с ним?
Проблемный анализ – во главу анализа поставлен проблемный вопрос в ходе поиска ответа на него могут возникнуть разные точки зрения, которые подтверждаются вчитыванием в текст. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем.
Проблемный вопрос – вопрос, изначально не имеющий точного ответа.
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
Текст для работы на уроке
Последний день
Один человек верил, что последний день человечества придётся на некое определенное число, и что его следует встретить особым образом.
Он собрал всех, кто прислушивался к его словам, и когда означенный день настал, повёл их на высокую гору. Но как только все они достигли вершины, хрупкая земляная корка под их общим весом обвалилась, и они рухнули в жерло вулкана. И это был поистине их последний день.
Задание 1.
Указать жанр произведения. Объяснить, почему это притча.
Определить, какой проблемный вопрос ставит автор текста?
Есть ли ещё варианты, которые имеют отношение к данному тексту?
Ответ: 1) если во что-то верить, то это обязательно произойдёт; 2) каждый кузнец своего счастья; 3) во всех своих проблемах виноват сам человек; 4) люди любят перекладывать ответственность на других; 5) люди хотят верить в чудо; 6) инстинкт самосохранения; 7) человеку просто хочется чего-то бояться.
Задание 2. Самодиктант. Записать имена собственные, которые имеют отношение к проблеме, изложенной в тексте.
Сталин, Гитлер, Бог, Иисус Христос, Моисей и т.д.
Задание 3. Определение микротем в тексте.
Какая композиция текста? Каким образом это влияет на восприятие содержания текста? На чём основывается противопоставление в тексте? На чём подобие? Составить его схему.
Общий последний день
Другие люди
Один человек
Задание 4. Самостоятельно. 1) Записать фразеологизмы, имеющие отношение к данному тексту. Объяснить свой выбор. 2) Определите принцип объединения фразеологизмов, кроме смыслового. (Ответ: в обратном алфавитном порядке).
Этот номер не пройдёт; яйца выеденного не стоит; яблоко раздора; шутки в сторону; шевелить мозгами; чувство локтя; цепляться за соломинку; хотите верьте хотите нет; ходить на задних лапках; Федот, да не тот; уши развесить; удар ниже пояса; торопить события; так было угодно судьбе; ставить точку; со щитом или на щите; слабое место; развесить уши; прийти в себя; потерянное время; отдать должное; одного круга; начать с чистого листа; мир тесен; а был ли мальчик?; а Васька слушает да ест; ад кромешный.
Задание 5. Сформулировать заголовок сочинения по данному тексту на основе проблемных вопросов.
Что повлияло на то, что люди поверили этому человеку?
Что стало причиной гибели людей?
Можно ли было избежать трагедии?
Возможен ли такой вариант развития событий в реальной жизни?
Чего не хватало людям в реальной жизни?
Зачем люди пошли на гору?
Задание 6. Составление хайку по содержанию данного текста.
V.Итог урока
Упражнение «Найди десять отличий». Назвать собственные достоинства и недостатки в сравнении с описанными людьми в тексте (по желанию учащегося).
VI.Домашнее задание: написать сочинение по данному тексту на одну их тем из сформулированных в задании №5.