Конспект урока по русскому языку на тему Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня
Конспект урока по русскому языку в 3 классе (школа 2100)
Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.
Цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися новой информации (почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня).
Тип урока: урок – открытие нового знания.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение находить удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня и обозначать их на письме, различать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и слова с удвоенной согласной в корне;
повторить написание слов с удвоенной согласной в корне;
совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Развивающие:
развивать умение отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
развивать устную и письменную речь, наблюдательность, внимание, память;
расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка;
воспитывать положительное отношение к учёбе, умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
воспитывать умение слушать и понимать речь других.
Методы обучения: словесные, проблемные, наглядные, практические.
Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса (часть 1, школа 2100, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), интерактивная доска, проектор, презентация, карточки со словами, листы с лестницей успеха.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1.Орг. момент. Вводное слово учителя.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать тайны русского языка. Я рада, что у вас хорошее настроение, и уверенна, что сегодня вы готовы подняться вверх на ещё одну ступеньку знаний.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Проверяют готовность к уроку.
Слушают учителя.
Оформляют тетради. 2.Актуализация знаний. Беседа с учащимися.
- Вспомните и назовите словарные слова с удвоенными согласными.
- В какой части слова находятся буквы удвоенных согласных в названных словах?
- Какие ещё знаете орфограммы в корне?
- Что такое корень?
- Какая часть слова стоит перед корнем?
- Что такое приставка?
- Какую орфограмму в приставках вы уже знаете?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной орфограммой. А с какой именно, вы скоро узнаете. - Аллея, аппарат, аппетит, ванна, бассейн, грамм, грипп, территория и т.д.- В корне слова.
- Правописание безударных гласных в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова.
- Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
- Приставка.
- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Буквы безударных гласных в приставках. 3.Постановка проблемы. Индивидуальная работа.
- Я задумала слово, приготовила для вас подсказки. Кто догадается, что это за слово – записывает его в тетрадь.
Первое слово.
а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м].
б) В нём спряталась единица массы.
в) Этим словом называют раздел науки о языке.
г) Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных.
Второе слово.
а) В этом слове 3 орфограммы.
б) В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится.
в) Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов.
Третье слово.
а) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.
б) В этом произведении мало героев, оно небольшое по объёму.
Беседа с учащимися.
- Какие слова у вас получились?
- Давайте запишем их на доске.
- Проверим, в какой части слова находится удвоенная согласная. Что для этого нужно сделать?
- Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
- Какие корни выделили?
- В какой части слова находиться удвоенная согласная в 1 и 2 слове?
- А что вы заметили в последнем слове?
- Определим в слове рассказ его части. Вы уже сказали, что корень -сказ-. Давайте выделим приставку.
- Как вы думаете, почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная?
- Глядя на слово рассказ, предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Опираясь на выполненное нами задание, попробуйте определить какие слова могут быть ключевыми (главными) на сегодняшнем уроке?
- Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
- Вы почти догадались, приставка и корень имеют одинаковые буквы, они как бы встречаются и соединяются. Как назвать место их соединения?
- Ребята, а вы знаете, что такое стык?
- В толковом словаре слово стык означает место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего-либо.
- А в нашем случае, что означает слово стык?
- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую цель поставим сегодня на урок?
- Давайте достигать наши поставленные цели. - Грамматика.
- Кроссворд.
- Рассказ.
- Грамматика, кроссворд, рассказ.
Один ученик записывает слова на доске.
- Выделить корни в словах.
- Надо подобрать как можно больше однокоренных слов.
- Граммат, кросс и ворд, сказ.
- В корне.
- Удвоенные буквы пишутся не в корне.
- Приставка рас-.- Одной буквой с заканчивается приставка рас-, с другой с начинается корень -сказ-.
- Работать со словами, в которых одна согласная в корне, а другая в приставке.
- Корень, приставка, удвоенные согласные.
- Удвоенные согласные буквы, одна из которых находится в корне, а другая в приставке.
- Стык.
Предположения детей.
- Место, где в плотную соединяются приставка и корень.
- Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.
- Узнать, почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. Научиться грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. 4.Объяснение нового материала. Работа в парах.
- Сейчас вам нужно будет поработать в парах. Откройте учебник на стр. 128, упражнение 158.
- Обсудите в паре и попробуйте объяснить, почему в этих словах тоже пишется удвоенная буква согласного с.
- Что нужно сделать, чтобы узнать, где находиться удвоенная согласная?
- Запишите слова в тетрадь, выделите приставку и корень, подчеркните удвоенные буквы согласных звуков.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Беседа с учащимися.
- Давайте внимательно посмотрим на наши слова. Где находиться удвоенная согласная буква в записанных словах?
- На какой звук оканчиваются приставки?
- А на какой звук начинаются корни данных слов?
- Какой вывод можно сделать?
- Так когда может писаться удвоенная буква согласного?
- Проверим наш вывод с авторским. Прочитайте правило на странице 128. Берем в руки маркеры, будем выделять важную информацию по ходу чтения.
- Подтвердились ли наши предположения?
- Ставим рядом с правилом букву У и учим его дома.
– Как вы думаете, это орфограмма? Почему?
- Что же нужно, чтобы найти орфограмму – удвоенную букву согласного и правильно её написать?
- Вернемся к нашим словам. Как вы уже заметили, во всех наших словах удвоенна согласная буква с. А как вы думаете, только ли буква с может быть удвоенной на стыке приставки и корня?
- Приведите примеры.
- А как вы считаете, бывают ли в словах утроенные согласные?
- Как вы запишите слово, написанное на доске. Запишите его в тетрадь, выделите корень и приставку, подчеркните удвоенную согласную букву.
рас + ссориться = ?- Кто как записал?
- Правильно пишется рассориться. Чтобы «не обидеть» приставку и корень, одна из трёх букв пропадает, остаётся одна в приставке и одна в корне. Это слово – исключение из правила, его нужно запомнить.
- Теперь давайте посмотрим, научились ли вы различать орфограмму – удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня от орфограммы – удвоенной согласной в корне слова. Обсуждают в парах задание.
Высказывают свои предположения.
- Выделить части слова.
Записывают слова в тетради.
Один ученик выходит к доске, выделяет части слова, объясняет, почему он так решил, остальные учащиеся сверяют свои записи с доской.
- Рассудить (корень –суд-, приставка рас-); рассердился (корень –серд-, приставка рас-); рассвет (корень –свет-, приставка рас-); рассказ (корень –сказ-, приставка рас-).
- Удвоенная буква согласных находиться на стыке приставки и корня.
- На с.
- На с.
- Удвоенная согласная на стыке приставки и корня пишется в тех словах, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согласным звуком.
- 1. В корне слова – словарные слова.
2. На стыке приставки и корня, если приставка заканчивается, а корень начинается одним и тем же согласным звуком.
Один ученик читает правило, остальные слушают, выделяют важную информацию.
- Да.
- Да, т.к. написание слова вызывает затруднение и есть правило, которое поможет в его правильном написании.
- Сначала выделить части слова, потом вспомнить правило.
- Нет, есть слова и с другими удвоенными согласными.
- Оттенок, оттащу, ссохлись и т.д.
Варианты ответов учащихся.
Записывают слово в тетрадь.
Варианты ответов учащихся. Слова записаны на слайде.
На слайде появляется запись: рас+ссориться = ?5. Первичное закрепление. Групповая работа.
- Следующее задание необходимо выполнит в группах. Проведем игру «Сортировщик». Каждой группе я сейчас раздам карточки со словами. Первой группе нужно найти среди всех слов только слова с удвоенными согласными в корне, а второй группе – слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. Представитель от каждой группы повесит на доску отобранные листочки к схеме, к которой подходят подобранные слова, и объяснит, почему группа выбрала именно эти слова.
Слова на карточках:
МАССАЖ, РАССОЛЬНИК, ДЕД МОРОЗ, КРОССВОРД, РАССЕРДИЛСЯ, ХОЛОД, КРОСС, ВВИНТИЛ, СНЕЖИНКИ, ОТТАЯЛ, ЗИМА, ОТТОЛКНУЛ, МОРОЗ, КАССА, РАССТОЯНИЕ, МЕТЕЛЬ, ОТТАЩУ, СУГРОБ, БАССЕЙН, СУММА, ССОХЛИСЬ.- Давайте проверим, какие слова вы выбрали. Представители групп выходите к доске.
- Какие слова вы нашли?
- А почему оставшиеся слова нам не подошли?
- Молодцы, справились с заданием. Теперь давайте немножко отдохнём. Работают в группах.
Прикрепляют слова к доске, объясняют почему выбрали эти слова.
- 1 группа (удвоенные согласные в корне) – массаж, кроссворд, кросс, касса, расстояние, бассейн, сумма.2 группа (удвоенные согласные на стыке приставки и корня) – рассольник, рассердился, ввинтил, оттаял, оттолкнул, оттащу, ссохлись.- В оставшихся словах нет удвоенной согласной буквы. На доске начерчены две схемы:
6. Физминутка. - Встаньте из-за парт. Проведем физминутку.
Рано утром все проснулись, Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули -
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево -
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше –
Выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Мы размялись хорошо,
Завтра повторим ещё. Повторяют движения вслед за учителем. 7. Закрепление. Работа в учебнике.
Беседа с учащимися.
- Посмотрите на упражнение 159 на стр. 128. Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
– Что значит объяснить орфограмму графически?
- Спишите слова в тетрадь, выделите части слова, подчеркните орфограмму. Потом проверим.
- Какая орфограмма встретилась нам в этом упражнении?
– Какие буквы удвоенных согласных вы подчеркнули?
- Какая буква «удваивается» чаще?
- Вызвало ли это упражнение какие-либо трудности при выполнении? Что было трудным?
- Давайте сыграем в игру «Исследователи-лингвисты». Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160. Мальчикам необходимо выписать слова с удвоенной буквой согласного в корне. А девочкам – слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня. Проверим, чья же исследовательская лаборатория работает лучше?
- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, возьмите зеленые карандаши и проверьте, правильно ли он выполнил задание.
- Возникали ли какие-либо трудности в ходе выполнения данного задания? Что было трудным? Читают задание про себя.
- Нужно списать слова, объяснить графически, почему в них пишется удвоенная буква согласного звука.
- Сделать необходимые обозначения, чтобы было понятно написание: подчеркнуть последнюю букву приставки и первую букву корня, обозначить части слова.
Ученики выполняют задание самостоятельно.
Проверка коллективная.
- Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
- Сс, зз, тт.
- Сс.
Варианты ответов детей.
Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.
Взаимопроверка.
Проверяют тетради друг друга.
Варианты ответов детей. 8.Домашнее задание. - Откройте дневники, запишите домашнее задание.
С. 131, упр. 5. Записывают домашнее задание в дневник. 9.Подведение итогов урока. Беседа с учащимися.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему мы хотели научиться сегодня на уроке?
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было сегодня сложным? Вызвало затруднения?
- Оцените свою работу на уроке. Поставьте себя на ступеньку лестницы успеха.
1 ступенька – вы ничего не поняли на уроке, вам было не интересно, вы не работали и не отвечали на вопросы.
2 ступенька – вам было интересно, вы хорошо работали, но остались вопросы, вы что-то ещё не поняли или надо время потренироваться.
3 ступенька – вам было интересно, вы с удовольствием работали, вы были активны, часто отвечали.
Завершающее слово учителя.
- Ребята! Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы все сегодня хорошо потрудились. Хочу пожелать вам, чтобы ваш интерес и стремление узнавать новое никуда не исчезали, чтобы вы всегда стремились к знаниям. Спасибо за урок! Варианты ответов детей.
- Грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- Да.
Варианты ответов детей.
Оценивают свою работу на уроке.
Слушают учителя.