Программа объединения дополнительного образования: «Творческая мастерская» (4 класс)


Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано: Утверждаю:
Протокол №____от Зам. директора по ВР: Директор МБОУ «Катынская СШ
«_____»____________2015-2016 уч. год __________________ _____________________________
«_____»____________2015-2016уч. год «___»____________2015-2016уч. год
Программа объединения дополнительного образования:
«Творческая мастерская»
на 2015-2016 учебный год
Класс: 4 «б»
Разработала
учитель начальных классов: Корнеева Л.С.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование и содержание программы
3. Требования к уровню подготовленности обучающихся4. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
5. Методическое обеспечение программы
6. Условия реализации программы
Требования к помещению;
Материально-техническое оснащение;
Дидактический материал
7. Библиографический список
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС. Учащиеся знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего занятия, занимаясь в свободное время.
Практическая значимость.
Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Планируя работу кружка, невозможно обойтись без связи с учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в проведении выставок, праздников. Поэтому планируется участие детей в городских и областных конкурсах.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.
Задачи:
- развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;
- развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
- формирование интереса к творческой деятельности;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения.
3. Прогнозируемый результат:
- скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
- высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
- приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.
- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.
практическое применение своих умений и навыков.
4. Отличительные особенности программы:
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа «Творческая мастерская» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей.
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия по программе «Творческая мастерская» дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
5. Особенности возрастной группы учащихся:
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, и т.д;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Программа предназначена для занятий по 1 часу, за учебный год – 72 часа. В неделю проходит 2 занятия.
6. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о взаимодействии в школьном коллективе.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовой ценности общества - труду, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН

п/пТема Всего часов Теоретических Практических
1 Вводное занятие 2 2 -
2 Работа с бумагой и картоном. 16 1 15
3 Работа с природным материалом 16 2 14
4 Роспись 10 2 8
5 Лепка из солёного теста 13 1 12
6 Новый вид старым вещам 13 1 12
7 Итоговое занятие 2 2 -
Итого 72 11 61
Тематическое планирование Дата проведения
Вводное занятие Работа с бумагой и картоном.
Вводное занятие «Рыбки в пруду» Подарок для мам «Роза» «Солдат удачи»
«Мой творческий выбор»
Индивидуальная работа «Черепаха под солнцем» «Парк Юрского периода» «Какаду»
Комплексная работа Работа с природным материалом
Вводное занятие- заготовка материала (Правила сбора растений. Сбор растений. Засушивание растений в гербарных прессах.)«Осень в лесу»
(Создание композиций из крошки растений) «Дары осени»
(Аппликация овощей, фруктов, грибов из засушенных листьев) «Сказочный лес» «Осенний букет» «Мой творческий выбор»
Индивидуальная работа «В гостях у сказки»
«Птицы волшебного леса»
Комплексная работа Роспись
Вводное занятие Хохлома роспись разделочной доски(гуашь) Жостовские подносы, роспись(гуашь) Искусство Гжели, роспись блюда в стиле Гжели (гуашь) Дымковская игрушка. роспись (гуашь) Лепка из солёного теста
Вводное занятие «Яблоки и груши» «Снеговик» «Колючий ежик» «Кружка для папы» «Мой творческий выбор»
Индивидуальная работа «Чудо- букет»
Комплексная работа Новый вид старым вещам
Вводное занятие «Колокольчик» «Заяц» «Яблоко» «Рыбка» «Пингвин» «Царевна лягушка»
Комплексная работа Итоговое занятие Содержание основных разделов
1. Вводное занятие– 2 часВводное занятие. Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практические работы. Сбор различных природных материалов. Освоение правил просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
2. Работа с бумагой и картоном– 16 часовЗнакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
3. Работа с природными материалами– 16 часовПравила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем и сборка изделия.
4. Роспись – 10 часовЗнакомство с историей хохломской росписи. Техника Хохломы. Элементы и орнаменты хохломской росписи. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практические работы. Выполнение простейших элементов хохломской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик).
5. Лепка из солёного теста– 13часовРецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.
6. Новый вид старым вещам – 13 часовКраткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей (пластиковых бутылок); творческих работ.
7. Итоговое занятие– 2 часПодведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.Практическая работа: проведение выставки.
Примерное содержание занятия
Порядок работы:
1.Вводный инструктаж к началу работы.
2.Особенности выполнения модели.
3.Беседа.
4.Подбор материала.
5.Практическое выполнение модели. Оформление.
6.Презентация модели.
Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.
Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.
Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу. При работе с солёным тестом учатся создавать объёмный образ фигуры животного, растения и т.д. При работе с росписью дети осваивают простейшие элементы и орнаменты хохломской росписи. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого класса предлагаются новые материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Большое внимание уделяется качеству изделия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯИметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
о понятиях конструкция (простая и сложная), композиция, технология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон) и правила безопасной работы с ними;- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
-названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА;
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (схему).
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
доказывать своё мнение.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И
ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Отслеживание результатов детских работ в течение года может быть представлено участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ребёнку увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.
Методы, средства и способы оценки:
1. мониторинг-показатель результата участия в конкурсах;
2. педагогические наблюдения;
3. информация родителей
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников. Учебная доска или интерактивная доска; аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы. Материалы, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). Аптечка должна находиться у педагога. Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий. Дидактический материал программы должен включать в себя информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве. Материально-техническое оснащение включает в себя: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; проволока тонкая мягкая, клей ПВА, шишки; спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (для педагога):

1. «Игрушки своими руками» Жадько Е.Г., Шешко Н.Б. Изд. «Феникс» 2004
2. «Волшебные горошины» Белошистая А.В., Жукова О.Г. Изд. «АРТИ» 2007
3. Учебник маленький мастер Геронимус Т.М. Изд. «Аст- ПрессШкола» 2003
4. «100 поделок из ненужных вещей» Цамуталина Е.Е. Изд. «Академия развития» 2006
«200 игрушек из бумаги и картона» Агапова И. Давыдова М. Изд. «Лада» 2008
Приложение
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
День недели Время
СРЕДА 13.20 – 15.20
Инструкции по технике безопасности
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.