Выступление на районном МО Творческая мастерская педагога


Выступление на районном МО по теме
"Творческая мастерская педагога" (11 февраля 2015 года)
Автор: Мараховская Татьяна Васильевна
Современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство – это владение педагогом системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению.
Мастерство педагога может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Несомненно, что одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, т.е. учитель тогда – педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей.
Творческая мастерская - это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного и коллективного открытия.
Творческой мастерской в нашей школе является методическое объединение учителей начальной школы. Наша мастерская является местом постижения секретов профессии, роста профессионализма.
Что даёт педагогу участие в работе:
педагог расширяет свой педагогический опыт,
идёт переосмысление теоретических положений. выводов, через практическую деятельность (в свете ФГОС).
данная работа способствует целенаправленному приращению опыта.
развивает активность, творчество, инициативность.
Видов творческих мастерских много. Считаем, что наше МО является аналитической мастерской.
Тема школы:
"Единое образовательное пространство как условие обеспечения качества образования".
Тема работы МО:
"Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Целью совместной работы является:
- изучение и анализ теоретических аспектов по вопросам образования, переосмысливание и использование их на практике т. е. пояснение практическими примерами.
Модель педагогической мастерской соответствует следующему рисунку:

Основными приёмами работы мастерской являются:
"разрыв" - сопоставление полученных результатов,
"творческий процесс" - приводящий к усовершенствованию дальнейшей работы,
"рефлексия" - чувства, которые возникают в ходе работы мастерской.
Формы работы мастерской:
методические заседания,
заседания - практикумы,
круглые столы,
мастер-классы,
творческий отчёт,
представление опыта,
посещённые уроки,
тематическая дискуссия,
курсовая подготовка и аттестация.
наставничество.
Результатом работы является:
сам процесс заседаний - сотрудничество и сотворчество педагогов;
общение и обмен опытом, что в конечном счёте приводит к повышению качества образовательного процесса;
создание разработок уроков и презентаций;
участие учителей в методических и дистанционных конкурсах;
публикации статей, разработок уроков и внеурочных мероприятий;
ориентирование педагогов на самоконтроль и анализ педагогической деятельности, оценка результатов учебного процесса;
представление и обобщение опыта работы.
Хочу остановится на некоторых эффективных формах работы мастерской за прошлый учебный год и этот.
1. Творческий отчёт.
Такая форма как творческий отчёт даёт возможность педагогу подвести некоторый анализ деятельности в том или ином направлении. Выступления учителей по проблемам, используя собственный опыт. Духовно - нравственное воспитание стало неотъемлемой частью формирования выпускника начальной школы. Одно из заседаний было посвящено предметам "ОРКСЭ". Учительница Мараховская Т.В. поделилась опытом работы по предмету, предложила свои формы работы, внесла предложения по деятельностному подходу в изучении данного предмета. Назарова Н.в поделилась опытом работы по формированию грамотного письма и предложила игровые упражнения, направление на повышение грамотности младших школьников.
2. Мастер - класс.
Это становится одной эффективных форм в становлении творческого педагога, в обобщении собственного опыта и распространении его. Ануфриева Т.Н. провела мастер - класс на тему «Организация групповой работы. Оценка процесса и результатов групповой работы на уроке». Это было представление опыта работы за несколько лет. Мастер - классы дают возможность получить как теоретические, так и практические знания по проблеме, а также руководство к действию.
3.Заседания - семинары, заседания - практикумы.
Пример методического заседания в этом году является семинар «Система оценивания знаний учащихся. Самооценка знаний учащимися». Рассмотрены следующие вопросы: "Формы и методы оценки знаний по ФГОС","Обеспечение комплексной оценки образовательных результатов","Технология оценивания образовательных достижений". Учитель Кузьмина Е.Г. показала открытый урок русского языка в 3 классе и поделилась опытом работы по данному вопросу. А потом семинар по такой же теме был в районе (Кузьмина Е.Г.) Учительница рассказала об опыте педагогов района. Всё это даёт возможность методически грамотно и эффективно, опираясь на опыт строить свою деятельность.
3. Изучение новых технологий и расширение поля деятельности применяемых.
Изучая новые современные образовательные технологии, приходим к выводу, что они просты в осмыслении и применении. Но надо знать их основу. Для этого знакомимся с новыми технологиями и обеспечивающими их приёмами.
Проектно - исследовательская деятельность - одна из основных эффективных технологии в рамках ФГОС. Внедрение подобных технологий в образовательный процесс гарантирует реализацию основных положений деятельностного и компетентностного подходов. Проведено заседание с целью разнообразия работы в этом направлении и дан урок - проект в 1 классе на тему "Новогодние украшения" (Мараховская Т.В.). с последующим анализом и самоанализом.
4. Открытый урок.
Для учителя урок для коллег - это школа творчества. Педагоги тщательно готовятся к приёму гостей, вместе обсуждаем, делимся мнением, даём самоанализ и анализ урока. Такая старая форма творчества педагога как урок, показывает, что нет границ творческого подхода, "озарения", воплощение замыслов учителя и полёта творческой мысли, направленное на качественное образование учащихся.
5. Тематическая дискуссия.
К такой форме надо тщательно готовиться. Для проведения такой формы учителя подбирают материал, который акцентирует внимание на разных точках зрения по проблеме. Результативность данной формы состоит в том, что расширяется кругозор педагогов, выслушиваются различные мнения и в итоге приходим к конечному выводу и рекомендациям. "Плюсы и минусы групповой работы", "Вопросы перегрузки младших школьников" и другие вопросы.
6. Наставничество.
В нашем коллективе много молодых педагогов. С ними ведётся работа в рамках школы. За молодыми педагогами закреплён педагог со стажем работы. Но вся методическая работа МО нацелена на формирование грамотного, творческого педагога. Молодые педагоги остаются в профессии, в школе и делают первые выпуски.
7. Представление опыта работы вне школы.
Если вернуться к иллюстрации модели педагогической мастерской, то обратим внимание на становление мастера из подмастерья "от практики к опыту, возникает идея, а потом складывается собственный опыт и практика". Конечно нельзя сказать, что мы создаём новые идеи в образовании, но свой собственный опыт и практику мы имеем и охотно делимся.
личные сайты учителей,
участие в районных дистанционных педагогических конкурсах,
публикации методических статей,
выступления на конференциях.
Некоторые учителя имеют свои сайты в Интернете: Шумова Ж.А., Ануфриева Т.Н., Манукина Н.С. Они делятся опытом творческой работы с коллегами. Участие в дистанционных конкурсах, фестивале педагогических идей "Открытый урок" даёт возможность представить педагогическое мастерство и получить оценку независимого жюри.
Наши педагоги выступают на заседаниях районного МО: Ануфриева Т.Н., Кузьмина Е.Г.
Начинаем принимать в региональной научно - практической конференции, посвященной памяти народного учителя А.Ф. Иванова. Мараховская Т.В. в прошлом году представила опыт работы по проблеме "Воспитательные возможности современных образовательных технологий деятельностного типа".
Очень хорошо, что методический центр района даёт возможность представить свой опыт работы. Наши педагоги приняли участие в районном конкурсе "Статья года - педагоги обмениваются опытом", дистанционный конкурс методических разработок "Педагог - педагогу". Принимаем участие в педагогических конкурсах областного эколого - биологического центра по здоровому питанию.
Учителя начальной школы в педагогической деятельности используют педагогические проекты:
"Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения" (Суслова А.В., Назарова Н.В.),
«Деятельностный подход как условие раскрытия внутреннего потенциала личности» (Мараховская Т.В.).
В процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни.
Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.
Свое выступление мне хочется закончить притчей.
«Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги. Я приглашаю вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.
 Методическая работа в современной школе – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.