Творческая мастерская на уроке литератры


Творческая мастерская на уроке литературы
Тема: Трагедия одиночества по пьесе А. Островского «Бесприданница»
Цель: помочь учащимся понять, почему одинока Лариса.
Оформление и оборудование: иллюстрации к пьесе, фрагменты фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», аудиозаписи романсов «Любовь – волшебная страна», «Не искушай меня без нужды», «А напоследок я скажу…». Мини-декорации: «окно с видом на Волгу», кресло-качалка, на которое наброшена шаль; гитара.
Ход урока-мастерской1.Эмоциональный настрой.
Звучит романс «Любовь – волшебная страна» (стихи Э. Рязанова, музыка А. Петрова).
Слово Мастера:
-Волшебная страна – любовь, и только в ней возможно счастье». Лариса, героиня пьесы А. Островского «Бесприданница», стремится в эту волшебную страну, но переживает боль разочарования, измены и гибнет. Почему погибает Лариса? Неизбежна ли ее смерть? Как выжить и остаться чистым душой в этом сложном мире?
Учащиеся с помощью Мастера формулируют цели урока-мастерской.
2.Создание индивидуальной гипотезы, рисунка, проекта.
– Запишите слова, словосочетания, которые у вас ассоциируются с образом Ларисы. Сделайте первый выбор. Учащиеся зачитывают ассоциативный ряд слов, дополняя его словами или словосочетаниями, предложенными одноклассниками.
3.Работа в группе.
Вопросы и задания:
1 группа. «Я любви искала и не нашла»: Паратов и Лариса.
- Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица?
- Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой?
2 группа. «Я ваш хозяин»: Лариса и Карандышев.
- Кто такой Карандышев? Как он себя ведет себя с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?
3 группа. «Бесприданницы – то и находят женихов хороших»: Лариса Огудалова.
- Какой представляется вам главная героиня?
- Как Лариса чувствует себя в доме матери? Похожа ли она на мать?
- За что Лариса полюбила Паратова? Каким она его представляет?
- Любит ли Лариса Карандышева? Почему она решила выйти за него замуж?
4. Представление результатов работы групп.
Каждая группа представляет результаты своей работы. Учащиеся записывают в тетради продолжение ассоциативного ряда слов, делают второй выбор.
Разрыв (новое видение проблемы) -1
Просмотр эпизода из фильма «Жестокий романс» (Паратов после разлуки приезжает в дом к Огудаловым, встреча с Ларисой, потом с Карандышевым).
- Какое впечатление произвела на вас эта сцена?
- Какое чувство у вас вызывает Паратов. Карандышев? В чем сложность его образа? (Отвечают ученики 1 группы)
- В чем сходство и в чем различие между Паратовым и Печориным? (Отвечают ученики 2 группы)
- В чем заключается сложность характера Паратова? (Отвечают ученики 3 группы)
Разрыв (новое видение проблемы) - 2
Звучит романс «Не искушай меня без нужды»(стихи Е.Баратынского, музыка М. Глинки)
- Почему Лариса поет именно этот романс?
- Почему она так идеализирует Паратова?
- С какими литературными героинями можно сравнить Ларису? Почему?
- Что главное в жизни Ларисы? Как это ее характеризует?
- Почему Лариса одинока?
Разрыв (новое видение проблемы) - 3
Подготовленная ученица читает монолог Ларисы.
- Почему Лариса не может совершить самоубийство? Есть ли у нее выбор?
Разрыв (новое видение проблемы) - 4
Просмотр эпизода из фильма (финальная сцена).
- Почему Лариса погибает?
- Сравните этот эпизод с финалом пьесы. В чем разница? Как характеризует героиню монолог, представленный в пьесе? Как изменена трактовка образа в фильме?
Разрыв (новое видение проблемы) - 5
- Вокруг пьесы и ее главной героини до сих пор ведутся споры не только среди зрителей, но и среди литературоведов и театральных критиков. П. Боборыкин писал, что «эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы (…) ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова развратника и нахала, считает «героем», просто смешон своей умственной и нравственной низменностью». Можете ли вы согласиться с этим мнением? Считаете ли вы речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.
- Литературовед В.Лакшин считает, что «трудно судить Ларису за эту опустошенность души». Вы можете согласить с этим мнением? Если да, то кого же надо винить?
Учащиеся делают третий выбор.
- Кто изменил свой выбор в ходе беседы?
Творчество.
Учащиеся пишут сочинение-размышление на одну из тем: «Если бы пистолет Карандышева дал осечку, какой могла бы быть дальнейшая судьба Ларисы?», «Есть ли в пьесе Островского герой, которому вы бы отдали руку Ларисы Огудаловой?», «А напоследок я скажу…», «Современна ли история Ларисы Огудаловой?».
Рефлексия.
Мастер интервьюирует учащихся:
- Как вы чувствовали себя на уроке?
- Получили ли вы ответы на свои вопросы?
- С чем вы согласны?
- Какие у вас пожелания к учителю, одноклассникам?