Джек Лондон. «Любовь к жизни». Мужество героя. Победа нравственного начала в минуты опасности.

План-конспект урока литературы
Класс: 6
Тема. Джек Лондон. «Любовь к жизни». Мужество героя. Победа нравственного начала в минуты опасности.
Цели: показать учащимся мужество, самообладание героя, его желание выжить; выяснить, что помогло ему победить обстоятельства; развивать умение правильно строить свое высказывание; воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование: презентация, тексты, учебник, аудиозапись.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока
Человека можно уничтожить,
но его нельзя победить.
Э. Хемингуэй
I. Организационный этап
Проверка посещаемости класса и готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания. Чтение письменного ответа на вопрос: «Почему Билл бросил товарища, попавшего в беду?».
III. Объявление темы и целей урока
IV. Работа над темой урока
1. Беседа с учащимися
- Что мы узнали о жизни автора рассказа «Любовь к жизни» Дж. Лондоне на прошлом уроке?
- О чем писал Дж. Лондон?
- Понравился ли вам рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни»?
- Отличается ли он от ранее изученных вами произведений? Чем?
Слово учителя:
Произведения о Севере – самая притягательная часть наследия Дж. Лондона. В центре их – напряженная, критическая ситуация, когда человек остается наедине со своей совестью, все поверхностное уходит прочь, и выявляются нравственные основы личности.
2. Выразительное чтение
Вопрос:
Какой эпизод в рассказе, на ваш взгляд, самый трагический? Прочитайте его, стараясь передать весь трагизм положения героя.
3. Самостоятельная работа.
Учащиеся получают карточки с цитатами из текста. Необходимо пронумеровать цитаты, учитывая хронологическую последовательность происходящих событий.
Цитаты:
2. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь».
1. «Билл ковылял дальше по молочно-белой воде. Он ни разу не оглянулся».
5. «Он разделил золото пополам, одну половину спрятал, а другую всыпал обратно в мешок».
4. «Если бы он заметил эту щель раньше, он с самого начала заложил бы её камнем, и рыба досталась бы ему».
8. «Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след».
7. «Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи – такой же, какой был у него».
9. «Они увидели живое существо, но вряд ли его можно было назвать человеком».
6. «Это был след другого человека, который не шел, а тащился на четвереньках».
3. «Повернувшись и приподнявшись на локте, он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
«Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь».
«Билл ковылял дальше по молочно-белой воде. Он ни разу не оглянулся».
«Он разделил золото пополам, одну половину спрятал, а другую всыпал обратно в мешок».
«Если бы он заметил эту щель раньше, он с самого начала заложил бы её камнем, и рыба досталась бы ему».
«Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след».
«Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи – такой же, какой был у него».
«Они увидели живое существо, но вряд ли его можно было назвать человеком».
«Это был след другого человека, который не шел, а тащился на четвереньках».
«Повернувшись и приподнявшись на локте, он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».


4. Проблемный вопрос.
Можно ли провести параллель между романом Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и рассказом Дж. Лондона «Любовь к жизни»?
Сходство: Оба героя одиноки, окружены дикой природой, стремятся выжить.
Отличия: Робинзон Крузо на острове
- запасает все, что можно (оружие, деньги, бумагу);
- строет жилье, ночует в нем;
- приходит в ужас, увидев на земле обглоданные кости людей.
Герой Дж. Лондона в тундре
- бросает все, что можно (золото, ружье, часы);
- идет, потеряв ориентацию, ночует под открытым небом;
- смеется «хриплым, страшным смехом», увидев обглоданные кости своего дружка Билла.
Вопрос:
Чем вызвана такая разница в поведении героев?
5. Подготовка к сжатому пересказу рассказа Дж. Лондона «Любовь к жизни».
Работа над составлением плана.
План (ориентировочный)
Двое в пути.
Брошенный спутник.
Борьба за жизнь:
а) встреча с оленем;
б) охота за куропатками;
в) ловля пескарей.
4. Прощай, золото!
5. «Встреча» с Биллом.
6. Поединок с волком.
7. На китобойном судне.
6. Прослушивание аудиозаписи
Какие чувства возникают при прослушивании этой мелодии? Передается ли в ней любовь к жизни? (записи в тетради).
V. Итоги урока
- Во что верил и на что надеялся герой рассказа в начале?
- Прочитайте сцену встречи человека с волком. Почему в этой смертельной схватке обессиленный человек одерживает победу?
- Какое место имеет этот эпизод в развитии действия произведения?
- Почему Билл погибает, а его спутник остается жить?
- Дж. Лондон не дает имени герою своего рассказа? Как вы считаете, почему?
- В чем, по-вашему, проявилось мужество, стойкость, самообладание героя?
Слово учителя: Рассказ «Любовь к жизни» - гимн упорству и мужеству человека, торжествующими над обстоятельствами. Главным в рассказе является мотив товарищества, человеческого братства. В экстремальных условиях севера люди могут выжить, только освободившись от эгоизма, ожесточенности и недоверия друг к другу. Благородная чистота, бескорыстие человеческих отношений – вот то «золото», которое ищут на Клондайке любимые герои Лондона.
VI. Подготовка к домашнему заданию
Подготовить сжатый пересказ рассказа «Любовь к жизни» по плану, составленному в классе.
VII. Оценивание. Комментирование полученных результатов.








13PAGE 15


13PAGE 14115