Конспект урока по русскому языку по теме: «Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова» 2 класс


Тема: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова
Цель ( с УУД): Упражнять учеников в выполнении освоенных способов действия: нахождении «опасных мест» - орфограмм, их классификации (проверяемые и непроверяемые безударные гласные); нахождении орфограмм в корне слова и способом проверки их –подбор однокоренного слова; повторять ранее изученные орфограммы; прививать умение пользоваться словарем; развивать самоконтроль и взаимоконтроль учеников; воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организация класса (Организация внимания всех учащихся, настрой на работу).
II.   Минутка чистописания
 --загадка
--запись букв: Л, л
--слова на Л, л
II. Повторение изученного.
Разминка «Да» или «Нет».
1. В алфавите 33 буквы? (Да).
2. Все живущие в воде рыбы? (Нет).
3. Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).
4. Гласный звук образует слог? (Да).
5. Мухомор съедобный гриб? (Нет).
6. В слове енот 5 звуков? (Да)
7. После буквы «Ж» всегда пишется «И»? (Да).
Игровое упражнение «Найди лишнее слово»
Гр_за в_лна сл_дыК_ньки с_ды тр_ваП_ро р_са р_ботаГ_ра уч_ник м_ря(лишние коньки, ученик, работа – слова с непроверяемым написанием)
- как можно проверить написание этих слов? (по словарю)
- Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре? ( расположены по алфавиту)
- с какими словами из словаря мы познакомились на прошлом уроке?
(серебро, иней, берег)
- назовите все «слабые позиции» (орфограммы, «опасные места»), выделите их зеленым цветом.
Словарная работа.
- составьте предложения, используя эти слова; (Иней посеребрил деревья. У нашей реки пологий берег.)- Какая самая сложная орфограмма в русском языке? (Безударная гласная).
- Почему? (Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи. III. Постановка темы и цели урока
- кто может сформулировать тема нашего урока? (правописание безударной гласной в корне слова)
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
Что
Где
Как надо проверять?
Чем
(– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.) ) 
Что а, о, и, е, я
Где
Как надо проверять? в корне
Чем подбирать однокоренные слова
ударением
IV. Работа над темой урока
 
Знакомство со способом проверки – подбором однокоренных слов.
(Упр.1 с.102)
Мосты –мост-мостик, спина-спины, спинка….
-записать проверяемые и проверочные слова;
- какие слова использованы как проверочные?
2.Знакомство с правилом.
(чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот гласный стал ударным)
- если вам трудно подобрать проверочное слово, какой способ можно использовать, чтобы избежать ошибки? ( писать слово с «окошечком»).
- для чего нужен этот способ? (чтобы избежать ошибок – писать на родном языке с ошибками стыдно)
3. Физкультминутка
4. Письмо по памяти.
(Упр. 3, с. 103.)
Совята у совушкиУмные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
- назовите однокоренные слова;
- какие из них требуют проверки, а какие являются проверочными?
- можно ли с помощью этих слов проверить слово «совет»?
5.Самостоятельная работа
(использую тетрадь с печатной основой)
Упр. 7, с. 36
Р_довой (ряд, редко), л_сник (лисы, лес), л_нивый (линь, лень), скр_пучий (скрип, скрепка)….

6. Игра «Найди и исправь ошибку».
 Проверьте диктант.(написан на доске) Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.
Сенева, вада, бижать, трова, свистеть
7.Самопроверка и взаимопроверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов написано правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете этому ученику? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
V. Итог урока
– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
– Кто хочет задать первый вопрос?
 
Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.
– Какое умение мы отрабатывали на уроке?
VI. Рефлексия (Самооценка собственной работы на уроке, используя разноцветные магниты: красный , жёлтый, зеленый)