Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий Правило проверки безударной гласной в корне слова (2 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 КЛАСС
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
Учитель МБОУ «Славянская школа – детский сад»
Усеинова Эмине Эскендеровна
2015 год
Тема: Правило проверки безударной гласной в корне.
Цель:
1) Развивать умение находить в слове безударный гласный.
2) Тренировать способность к быстрому обнаружению слов с безударным гласным в тексте и умению быстро подбирать проверочные слова.
3) Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, «Цветок здоровья», сигнальные карточки для проверки.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Здравствуйте, дети. Садитесь.
Посмотрела я на вас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут,
Дневнички "пятёрок" ждут.
- Прочитайте запись на доске: (слайд3)
С детства фрукты ешь всегда,
Занимайся спортом.
Будешь ты не по годам
Молодым и бодрым!
- Как вы понимаете эти слова?
--Если ты родился здоровым, этого не достаточно, чтобы сохранить его на протяжении всей жизни. Как известно, сохранять здоровье нужно с детства.
-Я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие по стране, которой нет на карте, но без которой очень трудно жить. Эта страна «Здоровье». Здесь растет прекрасный цветок, на котором собраны законы волшебной страны. Он помогает жителям быть здоровыми.
III. Минутка чистописания.
-Откройте тетради. Вспомним правила письма: (хором)
- Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку вот как я держу!
Сяду прямо, не согнусь!
За работу я возьмусь!
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарная работа.
- Чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила личной гигиены. Существуют предметы, которыми должен пользоваться только один человек и предметы, которыми могут пользоваться все.
1. - Запишите слова-предметы которыми должен пользоваться только один человек.
- Разделите слова для переноса.
Карандаши
Кисточка Носовой платок
Зубная щетка Книга
Зубная паста Ключи
Расческа Игрушки
- Проверим как вы справились с работой.(сигнальные карточки для проверки)
- Если вы будите каждый день соблюдать правила личной гигиены, то микробы не смогут попасть в ваш организм.
- Итак, кто же догадался какой 1 закон волшебной страны? «Соблюдай личную гигиену» (перевернуть 1 лепесток)
2. Слова заранее написаны на доске: вода, водичка, воды, водяной, подводный, водитель.
– Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее? (Водитель). Почему?
Мы его сотрём.
– Какие слова называются однокоренными?
- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера.
- Как вода поможет укрепить здоровье? (закаливанием). Воды не бойся, ежедневно мойся.
- Составьте 2 закон волшебной страны «Закаляйся» (перевернуть 2 лепесток)
– Спишите слова, поставьте ударение:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.
– Сравните произношение и написание этих слов. Что мы наблюдаем? (Произносим одни гласные звуки, а пишем другие.)
– Сформулируйте проблемный вопрос.
Почему (в каких случаях) расходится написание букв и произношение гласных звуков?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
Наблюдение над произношением и написанием букв гласных в безударных слогах.
Составление правила проверки безударной гласной в корне.
Написание слов с безударной гласной в корне.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Наблюдение над произношением и написанием букв гласных в безударных слогах.
Наблюдение по упражнениям.
а) На доске слова: к_кушка, кр_чок, м_сной (суп), тр_ва, гр_бок, р_бак, п_ляна, р_ка.
- Спишите слова. Если затрудняетесь, пропускайте слово и работайте со следующим, а потом вернётесь к пропущенному слову.
(У детей не возникает затруднений со словами: кукушка, крючок, рыбак, остальные слова требуют проверочных слов, у части детей возникает проблема: м_сной (суп), тр_ва, гр_бок, п_ляна, р_чной).
- Какие слова у вас вызвали затруднение?
- В какой части слова пропущена гласная?
Выявление места и причины затруднения.
Цель:
Организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
Организация учебного процесса:
- Не все смогли выполнить задание. Какая у нас проблема?
- Нам трудно было догадаться, какую букву надо вписать на месте безударного гласного в корне слова.
Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) сформулировать цель учебной деятельности;
2) выбрать способ и средства для построения нового знания.
Организация учебного процесса :
– Первый обязательный шаг мы сделали. Поняли, где затруднение?
- Теперь какая у нас будет цель? Найти способ проверки безударного гласного в корне слова.
- Каким будет второй шаг? (Постараемся самостоятельно найти решение.)
- Что для этого надо сделать?
(Надо внимательно перечитать слова, найти безударный гласный постараться найти проверочное слово…
Физминутка
- Пришло время нам подвигаться!
Утром рано умывались (вращение головой)
Полотенцем растирались (ножницы)
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И друг другу улыбались (повороты)
Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся)
Всем друзьям физкультпривет! ( машем руками)
- Для чего нам нужно двигаться?
- Итак, составьте 3 закон волшебной страны («Больше двигайся» (перевернуть 3 лепесток)
Реализация построенного проекта.
Цель:
1) зафиксировать новое знание в речи;
2) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
Организация учебного процесса
(Дети называют сначала те слова, в которых не было затруднения, на доске вписывают букву. Обсуждение, объяснение правильного написания безударной гласной, например: слово м_сной (суп), 2 слога, 2-й слог ударный, первый безударный, можно проверить – мясо.
- Мы выполнили второй шаг? Справились с проблемой? Узнали, какую букву надо вписать и почему?
Вывод: проверять нужно гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах, а гласные буквы у, ы, ю проверять ударением не нужно.
- Как проверить правописание безударной гласной в корне слова?
Проверьте своё предположение. Прочитайте правило на стр. 137
Расскажите правило. Как понимаете его?
- Гласные звуки бывают в сильной и в слабой позиции. Когда гласный звук стоит под ударением - он находится в сильной позиции. Если же ударение на него не падает - это слабая позиция, возникает вопрос: какую букву написать? Тогда надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал сильным, ударным, и посмотреть, какой буквой он обозначается в этом случае. В слабой позиции пишется та же буква, что и в сильной позиции при изменении слова.
б) Прочитайте текст.
- Витамин А – витамин роста, помогает нашим гл_зам сохранить зрение. Витамин В делает человека бодрым, сильным, укр_пляет сердце и нервную систему. Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Витамин С помогает бороться с б_лезнями.
– Объясните написание слов с пропущенными буквами.
–Выделите корень. Какой звук слышите в корне? Какую букву написали? Почему?
Выполняется сначала устно по заданию. Затем письмо с обозначением знакомых орфограмм.
- Ребята, в этом тексте спрятался 4 закон волшебной страны.
- Давайте отгадаем. («Правильно питайся») Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. 1. Работа по учебнику.
Упр. 217 (опора на изученный материал с проверкой правил произношения орфоэпически трудных слов).
Несколько слов из упражнения записано на доске.
2. Фронтальная работа по вариантам. Взаимопроверка в парах.
1вариант
М...рской к...нек, з...леная травка.
2 вариант
Л...тают стр...жи, к...менистое дно.
Задание: Устно подобрать проверочное слово; записать данные словосочетания в тетрадь, подчеркнуть опасное место, выделить корень; подумать, какое правило помогло справиться с заданием.
(Дети самостоятельно выполняют работу. После написания – взаимопроверка (на доске правильный вариант написания словосочетаний)).
- Какое правило использовали при выполнении задания?
5. Письмо по памяти.
Курить – здоровью вр_дить.
- Объясните смысл этой пословицы.
5 закон волшебной страны «Не заводи вредных привычек» (перевернуть 5 лепесток)
– О чём вы помнили, когда выполняли упражнения?
– Были ли у вас затруднения? В чём? Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Опираясь на ключевые слова, сформулируйте главную закономерность написания, которую мы сегодня вывели.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Закончите предложение:
Я буду здоров, если я буду… (читают законы волшебного цветка)
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться,
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам,
И конечно, закаляйтесь.
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Надеюсь, сегодняшнее путешествие не прошла даром, и вы многое почерпнули из него. Недаром говорят: «Здоров будешь – все добудешь!». Так будьте все здоровы! V. Домашнее задание. – Выучите правило, расположенное после упр. 219.
– Упр. 74 («Дидактический материал»)