Курс внеурочной деятельности «Театральная студия» в рамках учебно-воспитательного процесса ОУ в условиях ФГОС

Петухова Галина Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Курс внеурочной деятельности «Театральная студия» в рамках учебно-воспитательного процесса ОУ в условиях ФГОС

Характерной особенностью качественного обновления современной школы является организация единства урочной и внеурочной деятельности. Очевидно, что только урочной системы для формирования многогранной личности подрастающего человека недостаточно. Курс «Театральная студия» предлагаеется обучающимся 5-6 классов и рассчитан на 9 часов. Много или мало этого времени? Достаточно для того, чтобы пробудить интерес у большинства обучающихся и получить планируемый результат в ходе реализации поставленных задач. Есть уверенность в продолжении сотрудничества с участниками студии в дальнейшем, как это происходит с семиклассниками , но уже на курсе «Актерское мастерство», рассчитанном на 17 часов.
Основные цели занятий:
повышение внутренней и внешней культуры обучающихся через приобщение к миру театрального искусства;
развитие в детях индивидуальных способностей и коммуникабельности;
воспитание чувства коллективизма и ответственности за совместное дело;
совершенствование творческих способностей обучающихся;
обогащение их знаниями.
Задачи курса:
создавать благотворный климат в коллективе и для каждого участника в отдельности;
развивать познавательно-поисковый интерес, кругозор обучающихся;
развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
развивать психические процессы: память, внимание;
воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

А.С.Макаренко писал: « В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело».
Методы, приемы, формы и содержание упражнений, используемые на занятиях, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и обучающихся. Занятия способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности обучающегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
Среди используемых методов следует выделить следующие:
метод физических действий (процесс познания материала);
голосо-речевой тренинг (постановка правильного дыхания, чёткой дикции);
метод ритмического воспитания (выстраивание сценического поведения в соответствии с творческим замыслом);
актерский тренинг (непрерывная смена игр и упражнений с целью развития у обучающихся внимания, наблюдательности, воображения, творческой фантазии, логического мышления, органичности и непосредственности исполнения заданий)
метод игровой импровизации (непосредственное взаимодействие между партнерами);
психогимнастика (общение без помощи слов с целью формирования способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение людей);
методы мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, поддержка, установка на успех);
метод усложнения заданий (от простого к сложному);
методы контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов).
Примерный план проведения занятий с детьми в театральной студии
Речевой тренинг
Пример упражнений

Разогревающий массаж
   Массирование (1 – 1,5 минуты). Разогревающий массаж начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время  и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух  от начала бровей до верхней губы.

Артикуляция
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение –
разогревает мышцы лица)
   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная  со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
Упражнения для языка
 Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена
Упражнения со звуками
  «Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ
ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ
 
Скороговорки
Шила Саша Сашке шапку.
Диалогические скороговорки
- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Дыхание
Упражнения на три вида дыхания
1-й вид обслуживает спокойную, плавную звучащую речь.
Свистит ветер      - ССССССС
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос   - ССССС! ССССС! ССССС!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Пилит пила             - С! С! С! С!

ЭХО (по Н. Пикулевой)
В е д у щ и й                                                           Д е т и
Собирайся, детвора!                                               Ра! Ра!
Начинается игра!                                                     Ра! Ра!
Да лошадок не жалей!                                            Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей!                                         Лей! Лей!
Сколько времени сейчас?                                      Час! Час!
Сколько будет через час?                                       Час! Час!
И неправда: будет два!                                           Два! Два!
Дремлет ваша голова!                                             Ва! Ва!
Как поёт в селе петух?                                            Ух! Ух!
Да не филин, а петух?                                             Ух! Ух!
Вы уверены, что так?                                              Так! Так!
А на самом деле как?                                              Как! Как!

Масочный звук и посыл
  «Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.
 «Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.
 «Теленок», «Корова»,«Бык».На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом
«Колокольчики».Участники  распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар – бом! И отзвук – ммм

Логика речи
   «Поставь правильно ударение и правильно услышь его». Задаётся три вопроса с разным логическим ударением, и надо дать ответы именно на эти вопросы.
              «Добыл бобыль бобы?»
              «Добыл бобыль бобы».
              «Добыл бобыль бобы?»
              «Добыл бобыль бобы».
              «Добыл бобыль бобы?»
              «Добыл бобыль бобы».
   «Окрась текст,  своим отношением».  Фраза, окрашивается отношением к ударному слову: какой это бобыль умница; и зачем ему эти бобы; да не добыл, а украл и т.д. и т.п.
   Игра «Веселые стихи». Тренировка чёткого произношения согласных на конце слова, подбор детьми рифмы к словам.
В лесу
Ёт-ёт-ёт-ёт    -  соловей в лесу поёт,
Ут-ут-ут-ут   -  у пенька грибы растут,
Ат-ат-ат-ат   -  под кустом ежи шуршат,
Ит-ит-ит-ит   -  дятел на сосне стучит.
В зоопарке
Ит-ит-ит-ит   -  полосатый тигр рычит,
Ёт-ёт-ёт-ёт     -  медленно змея ползёт,
От-от-от-от    -  пасть разинул бегемот,
Ут-ут-ут-ут    -  быстро лебеди плывут,
Ят-ят-ят-ят    -   обезьянки там шалят.

Упражнения по актерскому мастерству


Внимание
«Арифмометр». Участники садятся в одну линию. Каждый участник получает определенный числовой разряд (единицы. Десятки, сотни, тысячи и т.д.) Каждый разряд работает определенным образом: единицы встают-садятся, десятки приседают, сотни кланяются и т.д. Надо набрать число, определенное руководителем. Это упражнение можно использовать для отработки каких-то сложных элементов, например, шагов в фехтовании или защит.
«Зеркало». Два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой  в ответ на движения партнера. В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» успевало уловить его движения. Движения должны совпадать. Затем участникам можно поменяться ролями.
«Тень». Участник ходит по комнате, за ним идет другой, повторяя его движения и стараясь уловить их ритм. Затем участники меняются ролями.

Воображение
«Ходьба».Участники становятся в круг в затылок друг другу и идут по кругу. Руководитель командует, в какой среде они идут: по болоту, по снегу босиком, по воде по щиколотку, по колено, по пояс, по грудь, по шейку – и затем в обратном порядке: идут по костру, по раскаленному песку, навстречу ветру и т.д. Сравните, как изменяется шаг в зависимости от среды.
«Шкатулка». Участники стоят в кругу лицом к центру, руководитель в центре круга. Участники передают друг другу предмет, а руководитель диктует, какой предмет очередной участник принимает: шкатулка. Жаба, драгоценное ожерелье, змея и т.д.

Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств

Предлагаемые обстоятельства – «это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» (К.С.Станиславский, Собр.соч.-Т.2,- С.62)
   Предлагаемые обстоятельства, окружающие сценическое действие, возникают, когда мы ставим перед участниками вопросы: Кто? Когда? Где? Почему?  Как? – направляя их воображение на такое создание окружающей жизни и обоснование своих действий, какое возможно в действительности, логично, последовательно и правдоподобно.
«Если бы» всегда начинает творчество, «предлагаемые обстоятельства» развивают его» (К.С.Станиславский, Собр.соч.-Т.2,- С.61).
Воспитать в учениках вкус к подробной и тщательной, увлеченной деятельности воображения по созданию предлагаемых обстоятельств упражнения, этюда, роли – одна из главных задач педагога на этом этапе обучения.
«Оправдание позы». По знаку руководителя принимается произвольная поза. Затем убирается излишнее напряжение и поза оправдывается. Участник рассказывает о тех предлагаемых обстоятельствах, которыми окружено его действие. Например, по знаку преподавателя я принял позу – вытянул вперед руку. Оправдал тем, что хочу позвонить в звонок своей квартиры. Затем, не меняя позы, создаю обстоятельства, с которыми может быть связано это действие: вернулся из летнего лагеря, звоню, никто не отвечает – значит, родители на даче. Как же мне попасть домой? Решаю зайти к другу, который живет в этом же доме.

Этюды (или репетиция спектакля)
«Беспредметное действие». С воображаемыми предметами пришить пуговицу, поджарить яичницу, собрать чемодан и т.д. Особенно внимательно следить за тем, чтобы у актеров все время оставалось ощущение формы, объема, веса воображаемого предмета.

Работа над текстом, читка по ролям и импровизация, взаимодействие и воздействие на партнёра, поиск мизансцены и движения, анализ событий и ролей, обсуждение декораций и костюмов.

Требования к упражнениям
Вера в предлагаемые обстоятельства
Быть серьезным при исполнении заданий
Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие.
Все наши действия – это деятельность, направленная на достижение определенной цели. К ней нас ведут три шага:
1 шаг - отвечает на вопрос - что я делаю? элемент действия
2 шаг - отвечает на вопрос – для чего я это делаю? элемент хотения
3 шаг - отвечает на вопрос – как я это делаю? элемент приспособления: через что? Через эмоции. Через словесные действия. Через внутренние или внешние действия. – Это уже творчество, талант.
Например: Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон. Мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Это пенек. Мы садимся на него, чтобы отдохнуть.

Содержание репетиций определяет литературный материал. Обычно он тесно связан с программой по литературе, но одновременно служит расширением и углублением знаний обучающихся по предмету.
В ходе репетиций (от французского - «репете», что значить «повторять») дети проходят
путь от нервного зажима во время первой читки своей роли к раскованности, которая необходима, если желаешь играть на сцене.
Основной и конечной формой творческой самореализации обучающихся является выступление на сцене. Оно позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и от признания зрителей.
После показа театральной постановки проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Ожидаемый конечный результат: участники «Театральной студии» чувствуют себя раскованно, свободно; грамотно применяют знания основ актерского мастерства, этапов работы над ролью; знают законы сценического действия, владеют элементами актерской выразительности, умеют анализировать произведение; ориентируются в этических вопросах, умеют ценить труд в коллективе; стремятся к знаниям.



15