Семинар на тему Правовое воспитание как направление учебно-воспитательного процесса


Счастинская ООШ № 1 имени Константина КутовогоПравовое воспитание как направление учебно-воспитательного процесса
Семинар классных руководителей
2014 год

план семинара
1.Правовое воспитание –направление учебно-воспитательного процесса (доклад Тищенко С.Г.)
2.Правовое воспитание школьников на уроках и внеклассных мероприятиях( доклад Дёминой Ю.В.)
3.Система профилактической работы школы (доклад и презентация Можаевой Т.А.)
4.Что должны знать и уметь учащиеся разных классов (доклад Иванюшенко О.В.)
5.Напрваления правового воспитания и их практическая реализация ( доклад Шумаковой Л.В.)
6.Правовое воспитание родителей ( доклад Кирюхиной И.Н.)
7.Разное (отчеты классных руководителей о проделанной работе по правовому воспитанию)
В настоящее время правовое воспитание становится важным аспектом развития общества, т.к. правовая воспитанность подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Как правило, знание прав, умение ориентироваться в правовых вопросах, так или иначе, влияет не только на развитие отдельно взятого индивида, но и на развитие всей страны, особенно это отражается и особенно важно для развития правового государства. Если мы будем рассматривать правовое воспитание как направление учебно-воспитательного процесса, то здесь мы сможем отметить то, что важным является создание таких условий школы, где каждый школьник мог бы выявить и понять всю значимость права, и относится к нему как к положительному аспекту общественной жизни. И если уже в школьный период, получится объяснить все нормы правовых аспектов, тогда нынешнее подрастающее поколение, сможет осознанно делать выбор, в итоге это, возможно, приведет к созданию активного и законопослушного общества. Говоря о правовом воспитании, скорее всего, следует отметить, что оно является важным составляющим любого государства. За счет правового воспитания не только активизируется отдельно взятый индивид, но и происходят изменения во всем государстве, затрагивая всех, кто находится на его территории. Как правило, правовое воспитание принято рассматривать в двух основных формах. Первая форма – широкая, здесь раскрываются элементы окружающей обстановки, т.е. то, что непосредственно влияет на человека, примером может быть общение с людьми умеющими давать правовою оценку или же повышение своего знания в системе регулирования норм права. Вторая форма – узкая, здесь уже рассматривается не окружающая человека обстановка, а целенаправленность повышения правовой культуры человека или же определенной группы лиц, когда уже в развитии участвует не государство, а лично, сам человек, в связи с его интересами и потребностями. Ученые по-разному определяют понятие правового воспитания, его цель и значимость в развитии общества. Например, А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, a также в формировании соответствующего отношения к праву и практикe его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон». К.В. Науменкова в статье «Проблемы правового воспитания граждан на рубеже вeков» отмечает: «правoвое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципoв, представляющих ценности мирoвой и национальной правовой культуры». Рассматривая же правовое воспитание в контексте теории государства и права, можно сказать, что правовое воспитание это деятельность государство, где основными функциями являются – поддержание и формирование поведения человека, формирование знаний подрастающего поколения, где будут соблюдаться основные принципы и правовые нормы. Существует и множество других определений правового воспитания, они также, сводятся к формированию нравственных и правовых знаний как отдельно взятого человека, так и группы лиц, например группы школьников, или те основы знания, которые будут представлять интересы государственной и национальной культуры. Ведь если говорит и оценивать правовое воспитание, то можно сказать, что оно призвано формировать уважительное отношение людей не только к окружающему, но и к закону, и непосредственно, в человеке будут зарождаться нормы ответственности и порядочности, и возможно, даже непримиримости к произволу и совершению преступлений. Требуется отметить и тот факт, что невозможно сформировать правильно мыслящее общество, без изначально привитых норм, взглядов, без воспитания молодежи уже в духе современных правовых представлений. Поэтому школа, как основной институт социализации личности, играет огромную, значимую роль, в процессе развития общества, т.е. школа, в основном, призвана формировать знания каждого и направлять их в нужное русло. Если изначально школьник будет знать свои права, и знать какая ответственность на нем лежит, то в будущем ему не составит труда принять правильное решение дать правильную оценку, как своим действиям, так и действиям лиц его окружающих. Поэтому можно с уверенность сказать, что целью правового воспитания является выработка устойчивых и правильных обязанностей, как подрастающего поколения, т.е. школьников, так и в дальнейшем взрослых людей, принимающих решения, которые не навредят не им самим, ни кому- либо другому. Основная же задача правового воспитания состоит в привитии школьнику стремления осознанно и правильно принимать решения и давать оценку свои действиям. В учебно-воспитательном процессе существует своя структура методов, которая позволяет решать основные вопросы, касаемо правового воспитания и образованности учащихся. Сам процесс правового воспитания, в основном осуществляется за счет определенных методов, которые очень полезны и главное то, что с помощью них, можно достигнуть основных целей воспитания учащихся и общества в целом. Примером может служить метод убеждения – это когда педагоги, уже благодаря своим знаниям, воздействуют на сознание учащегося, разъясняют ему основные аспекты и помогают ему сформировать правильное представление происходящего. Все это помогает повысить ученикам уровень знания, сформировать ценностные ориентиры. Также большое значение играет и метод упражнения, когда ученик, выполняя ряд каких либо обязанностей, учится на своих ошибках, т.е., можно сказать, что это метод проб и ошибок . За счет этого, у школьника формируются взгляды, и развивается культура ответственности за принятое решение. Методы стимулирования, также очень важны, т.к. за счет них ученик если не хочет, не стремится к чему то, его можно всегда заставить, но делать это нужно аккуратно, чтобы получить нужный результат, к которому стремится педагог, и затем объяснить всю значимость происходящего. Можно сказать, что методов очень много и каждый из них, формирует определенный результат, к которому стремится педагог, в обучении школьников. Но помимо этих основных методов, нельзя забывать и о том, что в процессе обучения, нужно организовывать собрания, походы в кино, тематические вечера, посвященные правовым тематикам, где ученики смогут послушать и задать свои вопросы относительно интересующей их темы. Проблемой правового воспитания была и остается проблема обучения правовым нормам, ведь не всегда можно охватить основные моменты, которые касались бы тем, позволяющих сконцентрироваться и понять всю значимость права . Поэтому правовой воспитательный процесс ставит перед собой задачу, даже можно сказать главную цель, сформировать у школьников, правовые качества, которые просто необходимы в настоящее время, и в будущем они обязательно им пригодятся. Это поможет ученикам, определить для себя основную позицию, сделать акцент на том, что правильно, а что нет, ученики также смогут ориентироваться в предписаниях закона, смогут понять, почему одно предписание записано так, а другое иначе . В основном же раскрытие правового вопроса в воспитании, просматривается как позиция понимания педагогических условий достижения успеха при взаимодействии разных дисциплин. Т.е. давая ученикам на уроках права какое-либо объяснение, нужно это сформулировать так, чтобы каждый понял, о чем идет речь, и если пройденная тема воспринимается им сложно, то на примере доступного можно ему пояснить. Т.е. требуется внимательность и сосредоточенность, можно даже выяснить, что интересует ученика, чем он увлекается, и отталкиваясь уже от основных моментов можно предоставить ему пример и в дальнейшем он уже сможет ориентироваться и воспринимать материал так, чтобы было все ясно, интересно и занимательно. Также требуется воспитывать у учащихся целеустремленность. Нужно их заинтересовать, тогда изучаемый предмет будет им казаться очень интересным, школьникам захочется узнавать все больше и больше, возможно они будут искать дополнительный материал, и это только плюс, т.к. это ведет к обогащению знаний. И чем интереснее будет организовано педагогом объяснение и усвоение нового материала, чем тесней он будет связан с различными фактами из жизни, тем легче будет усваиваться новый материал. Практика показывает, что легче всего материал усваивается при коллективном обсуждении, когда каждый может высказаться и активно принимать участие в интересующих вопросах, т.е. можно сказать, что включение в работу учащихся, сопровождается коллективным обсуждением. Таким образом, правовое воспитание – это систематическое, организованное, целенаправленное влияние школы на формирование правового сознания учащихся, их отношение к правопорядку, и непосредственно самовоспитание законопослушности, уже с помощью оценки действий и решений. Право всегда относят к числу самых «рейтинговых» дисциплин, т.к. с одной стороны его изучение интересно, а с другой стороны очень важно, ведь никогда не помешают знания ориентироваться в жизни. Но бывают и ситуации, когда не удается полностью понять данную дисциплину, ведь изучение права – это сложный процесс, который требует раздумья и понимания, и связан он, с осознанием прав и свобод человека и гражданина. А в правовом воспитании сложным является этап ознакомления учащихся с образцами и принципами поведения, правовых традиций, правового опыта. Итак, можно сделать вывод, что правовое воспитание как направление учебно-воспитательного процесса – очень сложный процесс, который имеет свои определенные цели, задачи, методы, и невозможен без специальной продуманной организации работы. Он требует подготовки при изучении правовых дисциплин и внимательность. За счет правового воспитания формируется правовое сознание, происходит это путем воздействия на сознание учащихся и их психологию при совокупности многообразных воспитательных форм.
доклад №5
Раздел Тема Класс
 
 
 
 
Правила общения Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»    1
Главные ценности нашей жизни   1
Беседа «Правила личной безопасности» 1
Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» 2
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»            7
Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»     11
 
 
 
Правила поведения Беседа «Человек в мире правил» 1
Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»        2
Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?» 3
Беседа «Правила поведения в школе» 3
Беседа «За что ставят на учет в милицию?» 4
Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»   4
Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»  5
Я-гражданин Беседа «Я – гражданин Украины» 2
Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»           3
Беседа «Гражданин и обыватель» 5
Беседа «Твоя воинская обязанность» 11
 
 
 
 
 
Права ребенка Беседа «Твои права и обязанности» 2
Беседа «Равенство прав людей от рождения» 4
Деловая игра «Главные вопросы» 4
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» 5
Беседа «Права детей – забота государства» 6
Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка 6
Беседа «Подростку о трудовом праве» 9
Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»     8
Конкурс проектов  «Твой вариант декларации прав человека»            5-11
 
 
 
 
Административная и уголовная ответственность Беседа «Шалости на железной дорог            3
Беседа «Преступления и правонарушения»    6
Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» 6
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»   7
Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»            7
Викторина «Уроки Фемиды»  8
«Административная ответственность подростка перед законом»    8
Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» 9
Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» 11
 
 
 
 
Асоциальное поведение Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»            6-7
Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»         8
Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»       9
Круглый стол «Суицид среди подростков»  9-11
Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»  8-11
Беседа «Алкоголь и правопорядок» 9-11
 
 
 доклад №4
Класс Знать Уметь
 
1 правила поведения в школе;
названия государства и государственную символику;
законы класса;
правила личной безопасности. соблюдать правила поведения в школе;
выполнять законы класса;
соблюдать безопасность на улице.
 
 
2 какого человека называют гражданином?
качество человека, необходимые достойному гражданину;
основные обязанности и права ученика;
правила поведения в общественных местах, дома, в школе;
  различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;
высказывать негативное отношение к плохим поступкам.
приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях
 
3 что такое закон?
как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?
какие поступки нарушают устав школы?
Какие правила поведения надо соблюдать на дороге?  дисциплинированно вести себя на дороге;
соотносить моральные нормы с повседневным поведением
 
 
4 элементарные права людей;
какие правонарушения и преступления может совершить школьник?
первоначальные представления о юридической ответственности.  уважать людей;
бережно относиться к своему и чужому имуществу
 
 
5 права и обязанности учащихся школ;
название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;
меру наказания за нарушение Правил дорожного движения. дисциплинированно вести себя на автодороге;
защищать свои права;
выполнять обязанности школьника
 
6 сущность преступления и правонарушения;
отличие правовых норм от норм морали;
как государство может защитить права ребенка?
какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации? различать административный проступок и преступление;
правильно оценивать поступки людей;
предупреждать создание травмоопасной ситуации
 
7 понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении
меру наказания за преступления, совершенные на дороге
информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;
особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних  осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;
предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;
не создавать криминальных ситуаций на дороге
 
 
8 понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;
чем опасны религиозные объединения для подростков?
способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков. соблюдать правопорядок в общественных местах;
противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков
 
 
9 мотивы, которые могут привести человека к преступлению;
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;
способы поведения в критической ситуации. защищать себя при нарушении трудовых прав;
помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
 
 
10-11 о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;
свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;
меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;
основные положения Декларации прав человека.
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка  негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
 
 
доклад № 6
Тематика лекций для родителей:
Класс Тема
1 Законы воспитания в семье. Какими им быть?  
2 Воспитание ненасилием в семье.
3 Как научить сына или дочь говорить «нет»?     
4 Детская агрессивность, ее причины и последствия.
5 За что ставят на учет в милицию?
6 Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?
7 Как уберечь подростка от насилия?
8 Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. 
9 Как научить быть  ответственным за свои поступки.
10 Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?         
11 Закон и ответственность.   
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных  средств  правового воспитания является  ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и  ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.