«Проектная деятельность как средство развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся»
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Актуальность ……………………………………………………………2
Противоречия ……………………………………………………………2
Цели………………………………………………………………………3
Задачи…………………………………………………………………….3
Часть 1: Теоретические основы проектного обучения.
Урочная деятельность……………………………………………………4-5
Этап учебного проекта………………………………………………….5-6
Часть 2: Учебный проект.
Урок географии в 10 классе по теме «Мировые природные ресурсы. Загрязнение окружающей среды»……………………………………………...7-9
Заключение……………………………………………………………………...10
Литература………………………………………………………………..……..12
Актуальность
В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но сегодня необходимо учить ещё и умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными универсальными учебными действиями, то есть уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Поэтому вполне понятен интерес, который проявляет современная педагогика к проектной деятельности, так как уже в процессе учебы она, на основе полученных теоретических знаний на каждом этапе, стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску, тем самым способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.
Однако, очевидно противоречие: с одной стороны – эффективность проектной деятельности для развития регулятивных универсальных учебных действий очевидна, но с другой стороны недооценка педагогами возможностей проектной деятельности как средство их развития в образовательной практике школы. Проблема: Как использовать проектную деятельность для развития регулятивных универсальных учебных действий.
Идея заключается в применении проектной деятельности в процессе обучения, что, будет способствовать развитию следующих регулятивных универсальных учебных действий:
1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности: – удерживать цель деятельности до получения ее результата;– планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий);– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;– анализировать эмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: - осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Цель деятельности:
Определение возможности использования в образовательном процессе проектной деятельности в качестве развития регулятивных универсальных учебных действий.Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
Проанализировать УМК по географии с целью включения учебных проектов в тематическое планирование.
Создать банк уроков, внеурочных занятий с использованием проектной деятельности.
Провести мониторинг развития регулятивных универсальных учебных действий в ходе проектной деятельности на примере 6 класса.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности.
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. С точки зрения учителя проектная деятельность – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: –проблематизации;–целеполаганию и планированию деятельности;–самоанализу и рефлексии;–презентации хода своей деятельности и результатов;– умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;– выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;– проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Таким образом, проектная деятельность принята современной школой, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Урочная деятельность
В основе каждого проекта лежит проблема, так как она инициирует деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как способ достижения цели в определенных условиях. Во время проектной деятельности развиваются регулятивные универсальные учебные действия. При работе над любым типом проекта включаю многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов (по Пахомовой Н.Ю.):
Схема 1. Этапы учебного проекта
Во время проектной деятельности каждый участник процесса обучения выполняет определённые функции. Кратко это можно пояснить с помощью таблицы:
Учитель Ученик
1 этап – погружение в проект
Формулирую (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся): Осуществляют:
1) проблему проекта (учащиеся могут сделать это самостоятельно) 1) личностное присвоение проблемы
2) сюжетную ситуацию (учащиеся могут сделать это самостоятельно) 2) вживание в ситуацию
3) цель и задачи (учащиеся могут сделать это самостоятельно) 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организую деятельность – предлагаю (оснащаю всем необходимым и создаю условия для самостоятельной работы): Осуществляют:
1) организовываю группы 1) разбивку на группы
2) распределяю амплуа в группах 2) распределение ролей в группе
3) планирую деятельность по решению задач проекта 3) планирование работы
4) предлагаю возможные формы презентации результатов 4) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвую, но: Работают активно и самостоятельно:
8) консультирую учащихся по необходимости 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
9) ненавязчиво контролирую 9) консультируются по необходимости
10) даю новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания
11) репетирую с учащимися предстоящую презентацию 11) подготавливают презентацию результатов
4 этап – презентация
Принимаю отчёт: Демонстрируют:
12) обобщаю и резюмирую полученные результаты (учащиеся могут сделать это самостоятельно) 12) понимание проблемы, цели и задач
13) подвожу итоги обучения 13) умение планировать и осуществлять работу
14) оцениваю умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. 14) найденный способ решения проблемы
15) акцентирую внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. 15) рефлексию деятельности и результата
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
На примере одной темы, которая по тематическому планированию рассчитана на 5 уроков, можно проследить все этапы проектной деятельности и обратить внимание на те регулятивные универсальные учебные действия, которые развиваются у учащихся.География 10 класс «Экономическая и социальная география мира»
Учебный проект.
Тема: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.- по продолжительности - краткосрочный (5 уроков);
Цель: Оценка запасов мировых природных ресурсов и уровня загрязнения окружающей среды, поиск путей решения экологических проблем.Задачи:1. определить рабочие группы и распределить в них роли;
определить критерии оценки результатов;.выбрать источники информации;
собрать данные о запасах природных ресурсов;
дать оценку степени воздействия общества на мировые природные ресурсы;
определить пути решения проблем;
представить результаты проекта.
Проектный продукт: презентации.
Форма презентации: конференция.
Оборудование: атласы, энциклопедии, Интернет источники.
Этап работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся Развиваемые регулятивные УУД
1 урок - 1 этап – погружение в проект:проблематизация Вопрос: Как снизить антропогенное влияние на уменьшение и загрязнение мировых природных ресурсов?целеполаганиеПредлагает фактический материал по уменьшению мировых природных ресурсов, формулирует проблему. Предлагает самостоятельно сформулировать цель проекта. Активно слушают, анализируют данные схем и таблиц, выявляют причинно-следственные связи сложившейся ситуации.На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
1 урок - 2 этап – организационный:планирование -важнейший этап работы над проектом, в результате которого определяется цель и пути ее достижения, критерии оценки проектов. Организовывает группы, предлагает темы проектов (1.Достаточно ли на планете минеральных ресурсов? 2. Земельные ресурсы: два противоположных процесса. 3. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды. 4. Биологические ресурсы. Необходимость предохранения от оскуднения. 5. Океан «болен». 6. За космическими ресурсами будущее?), планирует деятельность по решению задач проекта, предлагает возможные формы презентации результатовОпределяют состав групп,распределяют роли, выявляют возможные способы решения поставленной цели. Прогнозирование, планирование
2,3,4 урок - 3 этап – осуществление деятельностиреализация Консультация учащихся по необходимости, контролирует процесс реализации проектов. Сбор информации к проекту.Анализ экологической ситуации и прогноз последствий использования мировых природных ресурсов. Оформление проекта. Прогнозирование, регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности
5 урок - 4 этап – презентациярефлексияэтап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Заключение По критериям оценивает проекты учащихся. Предлагает оценить проекты одноклассников. Презентации проектов, анализ деятельности проектной группы, оценка собственного проекта. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности
Результатом этих уроков стало повышение интереса учеников к изучению мировых природных ресурсов, к экологической обстановке на планете. Все дети были включены в процесс работы. Все получили положительные оценки. Слабые обучающиеся усвоили некоторые номенклатурные объекты. Наряду с положительными результатами выявились и проблемы в усвоении некоторых УУД: сложность взаимодействия внутри группы, отклонение детей от темы, выбор необходимой информации. Таким образом, сразу стало видно над формированием каких УУД нужно работать в данном классе.
Заключение
Реализуя данный проект, учащиеся смогут не только пополнить знания, но и применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия.
Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками 21 века, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным:
сумеет планировать собственную деятельность;
ориентироваться в разнообразными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения современного образования.
«В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности:
-владение универсальными способами деятельности,
-владение коммуникативными навыками,
-навыками коллективного труда,
-владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию),
-нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).
Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи.
Литература:1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г. 2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 4. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. – М.,1981. 6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987. 8. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995. 9. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л. Брокгауз-Ефрон, 1925 – с. 10 10. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. – Волгоград, 1998. 11. Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 12. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2003. – 110с. 13. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г. 14. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека) 15. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55 16. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45 17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. 18. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004. 19. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – с.-Петербург, 1996г. 20. Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991г. 21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва, «Народное образование», 1998г. 22. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. - № 3, 1998. 23. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. – 1998. - №3,4. 24. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альманах, - 2002. - № 11. 25. Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. //Директор школы. - № 3, 1998