Педагогический проект Благоустройство и озеленение пришкольной территории
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
Кафедра оценки и управления качеством
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Педагогический проект «Благоустройство и озеленение пришкольной территории»
Выполнил: Смирнова Александра Альбертовна
выпускник курсов профессиональной
переподготовки по направлению
«Основы педагогической деятельности»
Научный руководитель: Пешня Инна Сергеевна,
кандидат педагогических наук
Иркутск 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................... 3
Глава 1. Экологическое воспитание школьников ....................................5
1.1. Сущность и многообразие экологического воспитания....................................
1.2. Принципы организации экологического воспитания.......................................
1.3. Формы, методы и средства организации экологического воспитания.....
Глава 2. Осуществление педагогического проекта в МБОУ
Ханжиновской СОШ ................................................................................................15
2.1.
2.2.
Заключение.....................27
Список литературы...............29
Приложения...................30
Введение
Актуальность темы исследования: Приоритетным направлением деятельности школы является экологическое воспитание школьников. По мере роста и развития школы-новостройки - росла и развивалась воспитательная система школы, главной целью которой являлась формирование экологической культуры школьников. Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом. Притворяя в жизнь наш девиз «Думай - глобально, действуй - локально!», мы сделали территорию окружающую школу частью нашей воспитательной системы. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего «Я».
Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях, как подчеркивают педагоги, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.
Объект: экологическое воспитание школьников
Предмет: реализация педагогического проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории»
Гипотеза: экологическое воспитание школьников будет эффективнее в рамках реализации педагогического проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории»
Цель исследования: создание и внедрение проекта, как средство повышения эффективности и результативности воспитании экологической культуры и экологического сознания школьников
Задачи исследования:
- изучение справочных материалов и литературы;
- разработать педагогический проект «Благоустройство и озеленение пришкольной территории»
- продолжать работу по формированию экологического мышления у школьников, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Методы исследования. Анализ литературы
Практическая значимость работы:
-Установление положительной мотивации в формировании жизнеспособной личности.
-Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся в ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
-Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке с целью использования его в образовательной среде.
-Озеленение (цветочное оформление) территории, прилегающей к школе.
-Проведение исследовательских работ.
Глава 1. Экологическое воспитание школьников
1.1.Сущность и многообразие экологического воспитания
Экологическое воспитание это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.
Определяя сущность экологического воспитания, необходимо выделить особенности этого процесса, таких как:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.
От учителя во многом зависит планирование и организация общественно –полезных действий учеников, которые помогают овладеть коллективными формами деятельности в природе, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы во время сельскохозяйственных опытов, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Как известно, любая деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов, которые имеют определенную структуру, обусловленную внешними (природными объектами), а так же личными интересами школьников, обучением в сочетании с воспитанием.
Здесь уместно вспомнить сельскохозяйственные работы по уходу за культурными растениями учащимися 5-7 классов на пришкольных участках. где они впервые получают понятие «агробиоценоза - это культурное растительное сообщество: поле с полевыми культурами, огород с овощными, сад с плодовыми деревьями и кустарниками.
Огромную роль в экологическом воспитании учащихся играет природоохранительная деятельность, которая определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. Здесь ребята приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды и связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять природу, готовность к соответствующим практическим действиям.
Огромную роль в формировании экологического сознания играет эстетическое воспитание. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учитель должен вовлекать детей в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.
Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.
В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.
В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.
В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступают любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов и ягод, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества. Здесь педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.
Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.
Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе, могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:
объединение познания, труда и охраны среды в систему, взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;
дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников;
усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей в воспитательные отношения и создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
1.2.Принципы организации экологического воспитания:
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением. 2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Систему экологического воспитания составляют звенья:
Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.
Самообразование и самовоспитание.
1.3.Формы, методы и средства организации экологического воспитания:а) традиционные;б) активные, инновационные.
Выделяют: урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
-СМИ.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Глава 2. Осуществление педагогического проекта в МБОУ Ханжиновской СОШ
2.1.
1. Обоснование необходимости проекта
Обоснование актуальности проекта
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Школа- это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
Идея нашего проекта заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, включающего в себя различные отделы (овощных и цветочно-декоративных культур, опытнический и отдел древесно-кустарниковых пород) эстетически правильно оформленного участка с элементами ландшафтного дизайна.
Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Наша школа расположена в центре села, школьный участок должен естественным образом быть примером для жителей Ханжиново. Поэтому родился проект по озеленению и благоустройству школьной территории.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизации всего учебного заведения, а точнее всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Одна из важнейших задач школы - это воспитание жизнеспособной личности, практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, умеющей работать на земле.
Актуальность и важность проекта
Проблема благоустройства территории стала актуальной с первых дней её существования. В течение первых двух лет были посажены деревья и кустарники.
Создали единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов. Таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас - это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Таким образом, наш школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Постановка проблемы
«Пришкольно-опытный участок» есть практически в каждой сельской школе. Учащиеся выходят каждую весну на уроках труда работать на участок: копают грядки, сеют семена, высаживают рассаду. В течении лета: поливают, пропалывают сорняки. Осенью: собирают урожай овощей, семена цветов. И так каждый год. На этапе разработки проекта было сформулировано проблемное поле проекта (обозначим некоторые проблемы): Школьный двор не только не удовлетворяет эстетическим потребностям, но и не способствует экологическому воспитанию школьников;
- Финансовые проблемы по содержанию участка, откуда: нехватка инвентаря, недостаток удобрений, проблемы с закупкой семян;
- Отсутствие условий для длительного хранения овощей;
- Нехватка рабочей силы для его обработки;
- 60% опрошенных учащихся отрицательно относятся к работе на участке летом;
Положительные стороны:
- Удешевление питания в столовой за счет овощей с участка;
- 69% учащихся положительно относятся к работе на участке на уроках труда;
- 20% учащихся обучаются огородным работам непосредственно на пришкольном участке.
Если пришкольный участок необходим, то каким же он должен быть в будущем? Учитывая опыт прошлого и мнение всех, кто на нём трудится, не забывая о существующих проблемах, но, большей частью опираясь на положительные стороны, предлагается проект обновлённого пришкольного участка. Для реализации проекта мы привлекли внимание жителей села и администрации с/совета к данной проблеме, приобрели материал для посадки и организовали работу по посадке саженцев деревьев и кустарников; посеву семян цветов, а также надлежащему уходу за ними.
Гипотеза: если будет разработан и реализован проект по озеленению
пришкольного участка, то это позволит улучшить условия отдыха учащихся школы, и приучит их бережно относиться к природе.
Ожидаемые результаты
-решение задач государственной политики в области экологического воспитания молодёжи;
-повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
-развитие организаторских и творческих способностей обучающихся;
-благоустройство и озеленение школьной территории;
-повышение экологической культуры учающихся;
-создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
-пропаганда экологической культуры учащихся;
-расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;
-использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, трудового обучения.
Значение решения проблем для образовательного учреждения.
Установление положительной мотивации в формировании жизнеспособной личности.
Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся в ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке с целью использования его в образовательной среде.
Озеленение (цветочное оформление) территории, прилегающей к школе.
Проведение исследовательских работ.
2.Цели и задачи проекта
Цели: Улучшить эстетический вид пришкольной территории
Задачи:
-воспитать экологическую культуру и экологическое сознание школьников;
-содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
-развивать инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности по благоустройству пришкольной территории;
- преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;
-провести информационно - просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;
-разделить территории пришкольного участка на отделы для плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб и опытнической деятельности.
-Выявить проблемы и положительные стороны по содержанию пришкольного участка.
3.Участники проекта
Таблица 1
Участники проекта
Исполнительная деятельность по проекту
Администрация школы:
Директор школы осуществляет общее руководство работой на учебно-опытном участке. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на учебно-опытном участке, следит за развитием его материальной базы.
Заведующий учебно-опытном участком
Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, оборудованием и инвентарем, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком.
Заместитель директора по хозяйственной части
принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным и посадочным материалом, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на учебно-опытном участке.
учащиеся Ханжиновской СОШ
Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке из учащихся разных классов формируются группы не более 7-10 человек. В работе и уходе за пришкольном участком принимали участие учащиеся 5 – 10 классов в количестве 67 человек. Опытнической работой занимались учащиеся 5-8 классов.
учителя Ханжиновской СОШ
Обучают учащихся правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.
Таблица 2
Работа в рамках проекта будет осуществляться следующими целевыми группами:
№
Целевая группа
Вид деятельности
1.
Обучающиеся школы
5-10 классов, педагогический коллектив
- выращивание рассады цветов и овощей;
дизайн клумб, уход за растениями;
посадка деревьев и кустарников на участке;
работа на учебно-опытном участке
2
Родители обучающихся, добровольцы
Монтаж оборудования для всех зон
3
Социальные партнеры
Осуществление помощи в приобретении материалов и оборудования, информировании общественности
4.Описании проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
4.1. Основные направления деятельности учащихся на участке; выращивание растений, наблюдения за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения, естествознания, биологии, экологии, факультативных курсов и кружков.
4.2. Работа учащихся на учебно-опытном участке школы осуществляется за счет времени, отводимого на уроки трудового обучения, а также на практические работы по естествознанию, биологии, экологии. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику в рамках регионального компонента образовательной области “Технология”.
4.3. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности.
4.4. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. Учебно-опытный участок, оформленный ландшафтными композициями и разделенный на отделы (Презентация):
цветочно-декоративный отдел;
древесно-кустарниковый;
овощной отдел;
опытнический отдел;
Цветочно – декоративный отдел
Для организации практических работ по ботанике в средней школе удобным материалом являются цветочно-декоративные растения, опыты с которыми можно проводить в течение всего года.
На цветочно-декоративных культурах можно показать влияние различных факторов на рост и развитие растений (прищипка боковых побегов, прищипка и обрезка верхушек и др.)
Цветочно-декоративные растения могут служить удобным материалом при изучении тем школьного курса ботаники и общей биологии. А так же растения можно иметь в цветущем состоянии в любое время года и в соответствии со школьной программой использовать их как демонстрационный материал на уроках и внешкольных занятиях.
Учащиеся VI класса на этих растениях знакомятся с типами корневых систем, образованием придаточных корней из различных тканей растения, с формой и окраской листьев, с различными видоизменениями стебля (клубни, луковицы, корневища). С разнообразием форм соцветий, со строением, формой и окраской околоцветника, со строением и прорастанием пыльцы, с различными типами плодов и приспособлением к их распространению, с формой и строением семян, со способами размножения (семенным, луковицами, клубнями, черенками, делением куста) и др. Учащиеся VI класса на цветочно-декоративных растениях знакомятся с особенностями и многочисленными представителями почти всех семейств, изучаемых в школьном курсе ботаники. Основные виды цветочно-декоративных культур на территории школы: однолетники
Астра (семейство сложноцветных)
Календула (семейство сложноцветных)
Бархатцы (тагетес) (семейство сложноцветных)
Годеция
Космея (семейство сложноцветных)
Настурция
Цинния (семейство сложноцветных)
Портулак
Петуния (семейство пасленовых)
Лаватера
Агератум
Львиный зев (семейство норичниковых)
Эшшольция
Подсолнечник
Двулетники:
Виола (семейство фиалковых)
По природе это многолетник, но поскольку на втором году жизни дает наиболее обильное цветение, то их культивируют как двулетник
Многолетники:
Корневищные – пионы(семейство лютиковых), ирисы(семейство касатиковых).
Клубневые – георгины(семейство сложноцветных).
Вьющиеся - хмель(семейство тутовых)
На участке используются как летники культуры – георгины (семейство сложноцветных), по своей природе эти цветы многолетние, но вымерзающие в открытом грунте, и поэтому их используют в течение одного сезона.
Для цветочного оформления школы заложен парник для выращивания рассады цветов. На территории школы разбиты 6 клумб различной формы (круглой, прямоугольной, в виде звезды, двух сердец), две альпийских горки, а также вдоль дорожек расположены цветочные полосы–рабатки.
На газонах по территории школы располагаются вазоны.
Ежегодно проводится сбор семян цветочных культур.
Озеленение в школе несет большой эстетический и эмоциональный заряд. В цветочных композициях учитываются особенности развития декоративный внешний вид и окраску культур. Значительно увеличили ассортимент цветочно-декоративных культур. Учащиеся подготавливают обширный ассортимент цветочно-декоративных культур для озеленения, а так же для реализации рассады желающим.
С начала мая и до глубокой осени цветут астры, петуньи, шафраны, сальвии, космии, георгины. Стараниями педагогов и учащихся озеленены все кабинеты, а так же территории вокруг школы.
Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой. Причины могут быть самые разнообразные – удаленность объекта от школы, отсутствие транспорта, погодные неудобства и т.д.
Вместе с тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения – это комнатные растения. Превосходно живой материал, который можно успешно использовать для образования, и для воспитания детей. И что особенно важно – круглый год! Познакомить учащихся с основными группами комнатных растений, с некоторыми приемами их определения; с основными принципами размещения растений; с приемами периодического ухода за ними; с историей цветоводства; с различной цветочной посудой; с основными физиологическими процессами, происходящими в организме комнатных растений.
Дать школьникам представление о значении комнатных растений (в школе).
Проводить работу по систематизации школьной коллекции растений.
Основные виды цветочных растений используемых для внутреннего оформления школы:
Розан китайский семейство мальвовые.
Традесканция зебровидная семейство коммелиновые
Выскочка Зефирантес белый семейство амариллисовые
Калатея семейство марантовые
Сансевиера трехпучковая семейство лилейные
Хойя мясистая семейство ластовневые
Дифенбахия гибридная семейство ароидные
Сингониум ножколистный семейство ароидные
Хлорофитум хохлатый семейство лилейные
Цыперус очереднолистный сем. осоковые
Бегония королевская сем. бегониевые
Зигокактус сем. кактусовых
Аспарагус или спаржа сем. лилейных
Белокрыльник сем. ароидных
Виноград южный сем. Виноградных
В результате работы по данному разделу:
Проведена паспортизация растений.
Для оформления коридоров используются напольные цветники и подвесные кашпо.
На втором этаже оформлена альпийская горка.
Цветочно-декоративные растения представляют интерес и для учащихся XXI классов в связи с изучением курса общей биологии. На этих растениях они знакомятся с искусственным отбором, различными формами мутационной изменчивости, с явлением множественного аллелизма, проявляющимся в целой гамме самых разнообразных окрасок венчика, с полиплоидией (гвоздики), с растениями из различных центров происхождения растений (по П. И. Вавилову). Ставят опыты по изучению отдельных закономерностей наследования.
На цветочно-декоративных культурах учащиеся XXI классов изучают влияние различных факторов внешней среды на рост и развитие растений: промораживание, теплые ванны, поливы, внесение удобрений, прищипка верхушек и др., связанные с темой «Модификационная изменчивость, организм и среда» и многое другое.
Древесно-кустарниковый отдел
Различные виды древесно-кустарниковых пород используются для озеленения участка школы. По периметру участка школы располагаются хвойные породы, что делает школу видной из далека. Непосредственно на участке расположены яблоня, черемуха, сирень, шиповник, клен, тополь. Аллею вдоль дорожек образует акация.
Виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории школы:
Ель обыкновенная
Сосна обыкновенная
Сирень (семейство масляничных)
Крыжовник
Акация (семейство бобовых)
Черемуха (семейство розоцветных)
Яблоня (семейство розоцветных)
Шиповник (семейство розоцветных)
Для оформления пришкольного участка отбирали кустарники, обладающие высокой декоративностью и разными сроками цветения, чтобы иметь их в цветущем состоянии более продолжительное время, чтобы их можно было использовать для учебных целей. Таким требованиям отвечают сирень, черемуха. Цветочно-декоративные растения являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием (обрезка, удобрение, подкормки, поливы, теплые ванны, промораживание) по семенному и вегетативному размножению растений.
В результате работы по данному разделу:
увеличился видовой состав деревьев и кустарников
Ребята приобрели навыки по уходу за древесно-кустарниковыми породами (обрезка, побелка и т.д)
Знакомясь с деревьями и кустарниками на участке, научились различать эти породы в лесу.
За счет древесно-кустарниковых растений школа выделяется и видна со всех сторон села.
Ребята научились бережно относиться к деревьям и кустарникам не только на школьном участке, но и в лесу.
Овощной отдел
Овощной отдел знакомит учащихся с возделываемыми растениями, а также
с формированием практических умений по уходу за овощными культурами и
развивает интерес к изучению растений и ведению исследовательских работ.
Произведенная на участке продукция используется для организации питания учащихся в школьной столовой.
На 1 га пришкольного участка расположены овощи:
Капуста кочанная 1000 корней,
морковь 20 грядок.
Свекла- 20 грядок
Картофель 20 соток.
Кабачки, патиссоны-3 грядки
Тыква-1 грядка.
Укроп, петрушка –3 грядки.
Заложен парник, который в начале использовался для выращивания рассады капусты и цветов.
После высадки рассады в грунт посеяны огурцы и высажен перец, томаты.
Летом 2014 года использованы сорта: капусты – подарок, слава, белорусская, краснокочанная.
Помидоров – дубок, челнок, белый налив
Свеклы – бордо
Моркови – витаминная, королева осени, нантская улучшенная
Перца – толстый барон, иволга
Огурцов – либелла, капелька
Картофеля – тулунский, адретта
Опытнический отдел
Опытническая деятельность направлена на образование, воспитание, развитие школьников, стимулирование познавательной деятельности, индивидуальных творческих задатков. Задания, отбираемые для опытнической деятельности, должны вырабатывать у детей способность:
-самостоятельно объяснять факты и явления;
-классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления;
-проводить эксперименты и наблюдения;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Цветочно-декоративные растения и овощи на пришкольном участке являются очень удобным объектом для организации с учащимися опытно-практических работ по ботанике ( VI классы) и по общей биологии (XXI классы).
Под руководством учителя биологии проводят следующие
исследовательские работы:
Влияние плодородия почвы на урожайность овощных культур (Приложение).
Вегетативное размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, лукавицами.
Влияние посадочного материала и глубины посадки на урожайность картофеля.
Проектирование и выполнение эскизов клумб.
Составление плана участка школы, проектирование мер по благоустройству школьной территории.
Постановка несложных опытов способствует овладению методикой опытнической работы, пониманию научных основ сельскохозяйственного производства. Учитель сельскохозяйственного труда воспитывает в ходе работы у школьников трудолюбие, наблюдательность, самостоятельность, организованность, ответственное отношение к природе, интерес к сельскохозяйственным профессиям.
В нашей школе большое значение уделяются эстетическому воспитанию детей.
На базе школы проводится конкурсы, где дети проявляют творческие способности и занимают призовые места.
Каждый год в школе организуется выставка «Дары осени».
Ежегодно пришкольная территория меняет свой облик. Под руководством Ситниковой Н.В. работает экологический отряд. Ежегодно школа участвует в районных конкурсах: «Лучший пришкольный участок» и «Лучший школьный двор», занимает призовые места.
4.5. Организация проекта
В ходе реализации проекта будут выполнены следующие работы:
-организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по реализации основных мероприятий проекта (на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения, проведен сбор информации);
-выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
-проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
-составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
-на территории пришкольного участка разбиты клумбы с цветами;
-выращена рассада для посадки многолетних цветов;
-составлены технологические карты ухода за растениями;
-проведены уроки экологической направленности (по региональному компоненту);
-закуплены семена для посадки растений на клумбах.
4.6. Материально-техническая оснащенность пришкольного участка
Хозяйственные постройки: отдельно стоящее подсобное помещение для хранения сельхозинвентаря;
Инвентарь:
Грабли – 7 шт.
Лопаты штыковые – 5 шт.
Лейки – 15 шт.
Ведра 3 литра – 5 шт.
Мотыги – 7 шт.
Секаторы – 1 шт.
Опрыскиватель – 1 шт.
Тележки для мусора – 2 шт.
Шланги для полива – 20м.
Вилы – 2 шт.
Ящики для рассады – 10 шт.
Таблица 3
Примерная смета расходов
Направление расходов
Сумма (руб.)
1. Приобретение посадочного материала:
1.Семена овощных культур
800
2.Семена и однолетних цветочных культур:
700
Семена многолетних цветочных культур:
гладиолусы, георгины и др.
500
1.3.Саженцев деревьев и декоративных кустарников
2000
2. Транспортные расходы
3000
3. Удобрение
500
4. Инвентарь
2000
5. Приобретение материала для альпийской горки, клумб:
1. лес
3000
2. гвозди
5000
3. краска
2000
4. кирпич
1000
5. цемент
1000
Итого:
21500
коррективы в проект и смету могут вноситься по мере необходимости
5. Рабочий план реализации проекта
Сроки и этапы реализации проекта
этап - подготовительный
этап - практический (исследовательский)
этап - обобщающий
этап - информационно – просветительский
Таблица 4
План реализации проекта
Этапы
Содержание
Сроки
Ответственные
I Этап-подготовительный
1. Оценка экологической обстановки.
Зав. пришк. учебно-опытн. участком
2. Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора)
март-май
Учителя биологии. Директор школы.
3.Определение цели и задач проекта
Зав. пришк. учебно-опытн.участком
4.Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории
Зам. дир. по АХЧ
5.Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта
Учителя биологии, географии, ИЗО, технологии
6.Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий
I; IV
четверти
Зав. пришк. учебно-опытн.участ
8.Определение темы опытнической исследовательской работы
II Этап-практи
ческий
1 .Выращивание рассады
Март-апрель
Учителя биологии.
2.Уход за растениями Выполнение научно-исследовательских работ на опытных участках
Июнь-август
Учителя биологии. Кл.руководители.
Ill этап-
1 .Анализ полученных
Февраль
Зав. пришк. учебно-
обобщающий
результатов и обобщение
опытн .участком
опыта для научной работы
2.Издание материалов
проектной деятельности и
Март
Заместитель
методических разработок
директора по
Учителей
научно-
методической
3 Организация работы с
работе.
обучающимися по
подготовке презентации
Сентябрь-
Заместитель
Проекта
октябрь
директора по
научно-
4 Обобщение опыта
методической работе
работы.
Зав. пришк. учебно-
Ноябрь
опытн.участком
IV этап-
1 Распространение в
В течение
Пресс центр
Информационно-
школьных и местных СМИ
года
Просветительский
информации о
деятельности,
обучающихся по
реализации проекта
Таблица 5
Календарный план работы на пришкольном участке
№
мероприятия
Дата проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Выполнение эскизов клумб. Виды цветочного оформления: клумбы, газоны, рабатки и т.д. конкурс среди классов.
Благоустройство территории школы в соответствии с планом. Уборка территории от мусора и растительных
остатков.
Обрезка кустов и деревьев, побелка стволов. Посадка деревьев по плану.
Посев перцев, томатов (открытый грунт), цветов.
Пикировка перцев, томатов, цветов.
Ремонт и оформление клумб.
Засыпка землей.
Закладка парников.
Засыпка парников землей и закрытие рамами.
Посев в парниках капусты, огурцов. Высадка рассады перца, томатов, цветов.
Размножение комнатных растений зелеными черенками, луковицами, корневищами и т.д. Практическая работа по размножению комнатных растений.
Вспашка пришкольного участка.
Подготовка почвы, изготовление гряд на учебно-опытном участке. Посев моркови, свеклы. Учет особенностей почвы и семян (всхожесть, размеры) при посеве.
Посадка картофеля.
Боронование картофеля до и после всходов.
Пикировка капусты в открытый грунт.
Высадка рассады цветов в открытый грунт.
Обработка капусты против блошки, капустной белянки.
Прополка, подкормка, рыхление, полив овощей и цветов.
Скашивание межи.
Прореживание моркови.
Уборка территории школы, подготовка к 1 сентября.
Подведение итогов конкурса на лучшую клумбу.
Сбор урожая. Копка моркови, свеклы, картофеля. Засыпка на хранение.
Сбор плодов цветочных культур для получения семян. Уборка ботвы с клумб.
Оформление коллекций семян, гербарий растений, панно.
Подготовка к зиме. Уборка с/х инвентаря. Раскидка парников. Сжигание ботвы на участке.
Уход за комнатными растениями: полив, рыхление почвы, уборка сухих пораженных листьев, обтирание и опрыскивание листьев, подкормки.
Подведение итогов работы.
Апрель
Апрель
До 12 мая
Февраль
Конец марта
По мере роста.
Нач. мая.
26-29 апр.
3-4 мая.
5 мая
в течение года.
1-10 мая.
Середина-конец мая.
20-25 05.
29. 05.
31. 05
5.06.
нач. июня.
В течение лета.
Июль, август
Кон. июля.
25-30 08.
1. 09.
Сентябрь.
В теч. Лета
Сентябрь
Учебный год
Кон. сентября
Нач. октября.
В течение года
6.Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Ожидаемые результаты
-решение задач государственной политики в области экологического воспитания молодёжи;
-повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
-развитие организаторских и творческих способностей обучающихся;
-благоустройство и озеленение школьной территории;
-повышение экологической культуры учающихся;
-создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
-пропаганда экологической культуры учащихся;
-расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;
-использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, трудового обучения.
Результаты проекта:
На территории школы разбиты 6 клумб различной формы (круглой, прямоугольной, в виде звезды, двух сердец), две альпийских горки, а также вдоль дорожек расположены цветочные полосы–рабатки. На газонах по территории школы располагаются вазоны.
Ежегодно проводится сбор семян цветочных культур.
Произведенная на участке продукция используется для организации питания учащихся в школьной столовой (сельскохозяйственные продукты), для озеленения школы и ее территории, дворов домов, в которых проживают учащиеся школы (комнатные растения, цветочные культуры открытого грунта, древесно-кустарниковые породы), а так же для реализации рассады желающим. Заложен парник для выращивания рассады овощей и цветов.
увеличился видовой состав деревьев и кустарников
Ребята приобрели навыки по уходу за древесно-кустарниковыми породами (обрезка, побелка и т.д)
Знакомясь с деревьями и кустарниками на участке, научились различать эти породы в лесу.
За счет древесно-кустарниковых растений школа выделяется и видна со всех сторон села.
Ребята научились бережно относиться к деревьям и кустарникам не только на школьном участке, но и в лесу.
Школа занимает призовые места в районных конкурсах: «Лучший пришкольный участок» и «Лучший школьный двор»
Оценка эффективности реализации проекта
Мы считаем, что реализация этого проекта поднимет значимость учащихся в организации учебного процесса. Осознание цели пришкольного участка, видение проблем по его содержанию и личный вклад придадут ответственности за сохранность школьного имущества.
Опытнический отдел позволит реализовать свои интересы учащимся, интересующимся биологией. Постановка несложных опытов способствует овладению методикой опытнической работы, пониманию научных основ сельскохозяйственного производства.
Выращивание овощей, при условии, что дети будут знать, насколько возможно разнообразить их рацион в столовой, приобретёт более осознанный характер.
Цветочно-декоративный отдел с клумбами ещё больше украсит школьную территорию.
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по направлениям: дети, родители, население.
Диагностика уровня сформированности социальной компетентности школьников.
Мониторинг в ходе реализации проекта осуществляется дважды на входе учащихся в проект и по окончанию проекта. Участникам проекта на первоначальном этапе предлагается самим оценить свои характеристики социальной компетентности в мягкой форме, то есть, какие качества свойственны им в большей или меньшей степени. По окончании проекта аспекты социальной компетентности измеряются не только как самооценка самих школьников, но и как оценка педагогами своих воспитанников. Учащийся получает ту же анкету, где он может изменить свой предыдущий ответ и поставить на школе отметку другим цветом, а также педагог ставит свой балл.
Диагностика удовлетворенности населения результатами деятельности по проекту.
Диагностика удовлетворенности родителей образовательным учреждением
Наблюдение.
Отзывы участников.
Статьи в местных СМИ, освещающие мероприятия проекта.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Риск – потенциальная, численно измеримая возможность потери. Риск проекта – это степень опасности для успешного осуществления проекта. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.
Риск данного проекта связан с возможным изменением стоимости материалов, что повлечет за собой увеличение бюджета проекта. В этом случае необходимо разработать стратегию привлечения дополнительных спонсорских средств.
Кроме того, еще один риск связан с неблагоприятными погодными условиями, которые могут повлиять на конечный (в основном, эстетический) результат.
9. Дальнейшее развитие проекта
Разработка дополнительных образовательных программ дополнительного образования и программ элективных курсов биологической, технологической, эстетической и экологической направленностей
Обеспечение рассадой цветов и овощей населения села, а также для посадки в клумбы села (оказание платных услуг)
Разработка проекта благоустройства села Ханжиново.
Создание экологического отряда по благоустройству поселка.
Заключение
Для осуществления целей и задач проекта по благоустройству и озеленению пришкольной территории необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
В ходе работы над проектом формируется уверенность в том, что своим трудом мы можем создавать прекрасное и изменять мир к лучшему.
Список литературы:
Статья из журнала: Бабакова Т.А. Учебно-опытный участок в школах // Внеклассная работа – 2000. - №1с. 41-47.
С.К. Козловский, А.Г. Абрамов, В.П. Костыро, «Система семеноводства и сорта сельскохозяйственных культур в Иркутской области».
Книга одного автора: Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. Пособие /- М.: Глобус, 2008. – 255с.
Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Б. Г Русанов, Е. С. Каратаев, В. П. Котов и др. – СПб.: «Агропромиздат», ТОО «Диамант», 1999. – 560 с., ил. «Огород кормилиц».
Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004
Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005
Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005
Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007
Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007
Алексеев В.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум
школьника - издательство «Учебная литература», 2005г.
Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. учебное пособие по экологии.-2000г.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразов. учрежд. – М.: АРКТИ, 2003.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
13PAGE 15
13PAGE 143015
Заголовок 115