Рабочая программа по биологии. 7 класс.


Рассмотрено на заседании
педагогического совета Утверждаю
Директор
протокол от «31» 08 2015г. № 9 __________(В.А. Дударева)
приказ от«01»09.2015 №204
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12» города Смоленска
Рабочая программа
по биологии для 7 класса А,Б,В
Составитель:
учитель биологии
Мякишева Ирина Олеговна
Смоленск - 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебнику Е.Т.Тихоновой, Н.И.Романовой «Биология». 7 класс, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. на основе авторской программы по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово – составителя Н.И.Романовой. (Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» /авт. – сост. Н.И.Романова.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 48 с.- (ФГОС. Инновационная школа).
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 7 классе МБОУ "СШ № 12".
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ "СШ № 12".
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской
программе основного общего образования по биологии авт. – сост. Н.И.Романовой. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 7 класс - один учебный год (70 часов, 2 часа в неделю).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК авт. – сост. Н.И.Романовой осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Курс биологии 7 класса знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные.
Цели и задачи курса:
—познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;
—систематизировать знания учащихся об организмах животных, их многообразии;
—продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
—продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов.
Материал курса разделен на двенадцать глав.
Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с основными признаками, на основании которых животных выделяют в самостоятельное царство живой природы. Изучают строение животной клетки, более детально, чем в младших классах, рассматривают строение тканей животного организма. Получают представление о современной классификации царства Животные, определяют основные таксоны, которые им предстоит изучать в течение учебного года.
Первая глава знакомит учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности, значением в природе и жизни человека представителей полцарства Одноклеточные (Простейшие).
Во второй главе дается характеристика наиболее просто организованных многоклеточных животных, относящихся к типу Кишечнополостные.
Третья глава посвящена изучению червей: плоских, круглых и кольчатых. Особое внимание уделяется вопросу взаимоотношений между человеком и паразитическими червями, профилактике заражения.
Четвертая глава знакомит учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности, местообитания моллюсков. Обращается внимание на их многообразие, значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
В пятой главе дана подробная характеристика типа Членистоногие. Учащиеся узнают о строении представителей разных классов членистоногих, особенностях их жизнедеятельности, поведения, развития, об их роли в природе и значении в жизни человека.
В шестой главе учащиеся начинают знакомиться с представителями типа Хордовые, их многообразием, узнают, на основании каких особенностей строения различных животных относят к хордовым. Дается характеристика бесчерепных животных (ланцетник), но основное время отводится на изучение особенностей надкласса Рыбы.
Седьмая глава знакомит учащихся с животными класса Земноводные (Амфибии). Формируется представление об особенностях, позволяющих этим животным обитать как в водной, так и в наземно-воздушной среде.
Восьмая глава посвящена изучению представителей класса Пресмыкающиеся (Рептилии). Особое внимание уделяется признакам этих животных, появление которых в процессе эволюции позволило им более широко заселить наземную среду обитания и стать менее зависимыми от наличия воды.
В девятой главе рассматриваются особенности представителей класса Птицы. Большое внимание уделяется их эволюционным преимуществам, позволяющим птицам заселять территории независимо от климатических условий. Как особое приспособление рассматривается способность этих животных к полету. Учащиеся знакомятся с сезонными изменениями в жизни птиц, их многообразием, а также экологическими группами.
Десятая глава знакомит учащихся с животными класса Млекопитающие (Звери), как наиболее высокоорганизованными представителями животного мира. Рассматриваются особенности их строения, жизнедеятельности, поведения, местообитания, значения в природе и хозяйственной деятельности человека. Дается характеристика основных отрядов млекопитающих.
Глава одиннадцатая посвящена изучению доказательств эволюционного процесса и основных этапов эволюции. Вводятся понятия «борьба за существование» и «естественный отбор».
В заключительной, двенадцатой, главе учащиеся углубляют и расширяют свои знания о средах обитания, факторах среды и природных сообществах. Знакомятся с понятием «биосфера», узнают о ее границах и функциях живого вещества в биосфере.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Лабораторные работы имеют большое значение в обучении биологии. Учащиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности. Лабораторные работы стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к изучению биологии и естественных наук в целом. Их можно проводить как на этапе изучения нового материала, так и во время повторения пройденного.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью предметной области "Естественно-научные предметы".
Настоящая рабочая программа по биологии для 7 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК авт. – сост. Н.И.Романовой. На освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год - 68 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающОих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов животных; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем животных; на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Организуя учебный процесс по биологии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных биологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
• Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно- следственных связей;
• Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
• Ориентирования в ресурсах Интернета, статистических материалах;
• Соблюдение норм в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание учебного предмета
Введение (7 ч)
Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют отнести животных к отдельному царству живой природы; как устроена клетка животных; какие ткани формируют организм животных, и какое строение они имеют; какие органы и системы органов обеспечивают целостность организма животного; каково значение представителей царства Животные в природе и жизни человека; каковы принципы современной классификации животных, какие основные таксоны выделяют ученые.
Основные понятия: биология; зоология; животные; животная клетка: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро с ядрышком, митохондрии, аппарат Гольджи, клеточный центр; ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная; системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная; систематические единицы царства Животные: вид, род, семейство, отряд, класс, тип.
Глава 1. Подцарство Одноклеточные животные (3 ч)
Каковы особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов; какие типы выделяют в полцарстве Одноклеточные; какое значение имеют простейшие в природе и жизни человека.
Основные понятия: простейшие: саркожгутиковые (амеба, эвглена зеленая, вольвокс), инфузории (инфузория-туфелька); клетка; органоиды передвижения: ложноножки, реснички, жгутики; циста;
порошица; клеточный рот, глотка; светочувствительный глазок; сократительная вакуоль; микро- и макронуклеус; колониальные формы; малярия.
Глава 2. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Какие особенности строения характерны для многоклеточных животных; как устроены наиболее просто организованные многоклеточные, относящиеся к типу Кишечнополостные, каковы особенности их жизнедеятельности; какое значение имеют кишечнополостные в природе и жизни человека.
Основные понятия: многоклеточные; двухслойные животные; кишечнополостные: гидроидные (пресноводная гидра), сцифоидные (медузы), коралловые полипы; лучевая симметрия тела; кишечная полость; эктодерма; энтодерма; клетки: стрекательные, кожно-мускульные, промежуточные, нервные, чувствительные, железистые, пищеварительно-мускульные; рефлекс; регенерация; почкование.
Глава 3. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)
Какие особенности характерны для червей; каковы особенности строения и жизнедеятельности представителей плоских, круглых и кольчатых червей; чем организация червей сложнее, чем организация кишечнополостных; какое значение имеют черви, относящиеся к разным типам, в природе и жизни человека; профилактика заражения червями-паразитами.
Основные понятия: черви; плоские черви: ресничные (белая планария), сосальщики (печеночный сосальщик), ленточные (бычий цепень); круглые черви (почвенная нематода, аскарида); кольчатые черви: малощетинковые (дождевой червь), многощетинковые (пескожил), пиявки; трехслойные животные; мезодерма; кожно-мускульный мешок; полость тела: первичная, вторичная; щетинки; развитие со сменой хозяев; паразитический образ жизни; гермафродизм, обоеполость.

Глава 4. Тип Моллюски (3 ч)
Какие особенности характерны для животных типа Моллюски; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у червей; какое значение имеют моллюски, относящиеся к разным классам, в природе и жизни человека.
Основные понятия: моллюски: брюхоногие моллюски (прудовик, виноградная улитка), двустворчатые моллюски (мидия, перловица), головоногие моллюски (кальмар, осьминог); асимметричные животные; мантийная полость; животные-фильтраторы.
Глава 5. Тип Членистоногие (9 ч)
Какие особенности характерны для животных типа Членистоногие; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у моллюсков; как происходит размножение и развитие членистоногих; какое значение имеют членистоногие, относящиеся к разным классам, в природе и жизни человека.
Основные понятия: членистоногие: ракообразные (речной рак, лангуст, креветка, циклоп), паукообразные (паук, скорпион, клещ), насекомые; двусторонняя симметрия тела; сегментированное тело; членистые конечности; хитиновый покров; конечности: бегательные, прыгательные, плавательные, копательные; ротовые аппараты: грызущие, сосущие, лижущие, смешанные; развитие с превращением: полное превращение, неполное превращение; энцефалит; хищные насекомые; насекомые — вредители сельского хозяйства; насекомые-наездники и яйцееды.
Глава 6. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы (7 ч)
Какие особенности характерны для животных типа Хордовые; как устроены системы органов этих животных: бесчерепных и черепных (позвоночных); чем организация их строения сложнее, чем у моллюсков и членистоногих; как происходит размножение и развитие хордовых; каковы особенности строения и жизнедеятельности рыб; какое значение имеют хордовые, относящиеся к бесчерепным животным и надклассу Рыбы, в природе и жизни человека.
Основные понятия: хордовые: бесчерепные (ланцетник), черепные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); внутренний скелет; головной и спинной мозг; замкнутая кровеносная система (наличие сердца); жаберные щели в глотке; обтекаемая форма тела; плавники; боковая линия; наружное оплодотворение; двухкамерное сердце; лентовидные почки; икра; рыбы: морские, пресноводные, проходные; классы рыб: Хрящевые, Двоякодышащие, Кистеперые, Костно-хрящевые, Костистые.
Глава 7. Тип Хордовые. Класс Земноводные (3 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Земноводные; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у рыб; какие особенности позволяют им обитать как в водной, так и в наземно-воздушной среде; как происходит размножение и развитие амфибий; каково происхождение земноводных; какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека.
Основные понятия: земноводные (амфибии): бесхвостые (лягушки, жабы), хвостатые (тритоны, саламандры), безногие (червяги); голая, влажная кожа; перепонки между пальцами конечностей; глаза с веками на бугорках; наружное оплодотворение; икра; головастики; клоака; трехкамерное сердце; легкие; лабораторные животные; стегоцефалы.
Глава 8. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся (4 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Пресмыкающиеся; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у земноводных; какие особенности позволяют им менее зависеть от воды и заселять засушливые территории; как происходит размножение и развитие рептилий; как появились рептилии, от кого произошли; какое значение имеют пресмыкающиеся в природе и жизни человека.
Основные понятия: пресмыкающиеся (рептилии): чешуйчатые (ящерицы, змеи), черепахи, крокодилы; кожа, покрытая чешуйками; внутреннее оплодотворение; яйца в скорлупе или кожистой оболочке с запасом питательных веществ; ребра; трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; разделение полушарий переднего отдела мозга (зачатки коры); древние рептилии.
Глава 9. Тип Хордовые. Класс Птицы (8 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Птицы; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у пресмыкающихся; какие особенности позволяют им заселять территории независимо от климатических условий; как происходит размножение и развитие птиц; от кого произошли птицы; какое значение имеют птицы в природе и жизни человека.
Основные понятия: птицы; теплокровность; четырехкамерное сердце; перьевой покров; легкие и легочные мешки; клоака; кора головного мозга; приспособленность к полету: крылья, полые кости, отсутствие зубов, двойное дыхание, интенсивный обмен веществ, недоразвитие правого яичника, откладывание яиц; археоптерикс, протоавис; гнездование; птицы: оседлые, кочующие, перелетные; кольцевание; группы птиц: пингвины, страусовые, типичные птицы (курообразные, гусеобразные, голуби, аистообразные, соколообразные, совы, дятлы, воробьиные); экологические группы птиц: птицы леса, птицы открытых пространств, птицы городских ландшафтов, птицы водоемов, птицы болот, хищные птицы; промысловые птицы; домашние птицы (куры, утки, гуси, индейки, цесарки).
Глава 10. Тип Хордовые. Класс Млекопитающие (10 ч)
Какие особенности характерны для животных класса Млекопитающие; как устроены системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у пресмыкающихся и птиц; какие особенности позволяют им заселять территории независимо от климатических условий; как происходит размножение и развитие зверей; от кого произошли млекопитающие; какое значение имеют звери в природе и жизни человека.
Основные понятия: млекопитающие (звери): первозвери (яйцекладущие), настоящие звери (сумчатые, плацентарные); теплокровность; шерсть; кожные железы; четырехкамерное сердце; диафрагма; дифференциация зубов (резцы, клыки, коренные); альвеолярные легкие; развитие коры полушарий головного мозга (извилины); внутреннее оплодотворение (вынашивание детеныша в матке); отряды плацентарных зверей:
Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы; иностранцевия; домашние млекопитающие: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, свиньи, пушные звери, домашние питомцы.
Глава 11. Развитие животного мира на Земле (2 ч)
Что такое эволюция; в каком направлении шли эволюционные преобразования животного мира; какие существуют доказательства эволюции; какой вклад внес Ч. Дарвин в развитие представлений об эволюции органического мира; каковы основные этапы эволюции животного мира.
Основные понятия: эволюция; палеонтология; сравнительная анатомия; эмбриология; рудименты; атавизмы; наследственность; изменчивость; естественный и искусственный отбор.
Персоналии: Ч. Дарвин.
Глава 12. Природные сообщества. Обобщение. (4 ч)
Какие факторы действуют в различных средах обитания; как организмы реагируют на действие абиотических и биотических факторов, как к ним приспосабливаются; каков характер взаимоотношений между совместно обитающими существами; что такое экосистема; чем понятие «биоценоз» отличается от «биогеоценоза»; как формируются пищевые цепи и сети в сообществах; в чем причина необходимости охраны природы.
Основные понятия: среда обитания: почвенная, наземно-воздушная, водная, организменная; факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные; хищничество; паразитизм; конкуренция; симбиоз; природное сообщество (биоценоз), биогеоценоз (экосистема): искусственный, естественный; цепи питания; сети питания; охрана природы.
Лабораторная работа – 13;
Промежуточная аттестация проводится в форме письменной проверки (письменные ответы на вопросы теста) – 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Название раздела,
тем уроков Примерные сроки Количество часов Фактическая дата проведения уроков Основные виды учебной деятельности
Введение 7 1 Животный мир — составная часть живой природы
Определяют и анализируют понятия «зоология». Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей животных.
2 Строение клетки животного организма Лабораторная работа №1
«Строение животной клетки» 3 Ткани животных: эпителиальная и соединительная
4 Ткани животных: мышечная и нервная
5 Органы и системы органов 6 Значение животных в природе и жизни человека
7 Классификация Животных
Глава 1. Подцарство Одноклеточные животные, или Простейшие 3 Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Дают характеристику типа Споровики. Дают характеристику типа Инфузории, распознают и описывают отдельных представителей этого типа.
8 Подцарство
Одноклеточные. Тип
Саркожгутиковые
9 Тип Саркожгутиковые.
Тип Инфузории Лабораторная работа №2 «Строение инфузории туфельки»
10 Значение одноклеточных животных в природе и
жизни человека
Глава 2. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные 3 Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов и появление первых тканей. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению. Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, иллюстрирующих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению
11 Тип Кишечнополостные.
Класс Гидроидные Лабораторная работа №3«Строение пресноводной
гидры» 12 Тип Кишечнополостные. Особенности
жизнедеятельности 13 Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека Глава 3. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви 5 Дают общую характеристику типа Плоские черви. Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. Приобретают представления паразитизме как о форме взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов. Обсуждают жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных. Характеризуют представителей класса Сосальщики. Обсуждают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Готовятся к устному выступлению и презентации «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний». Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводит сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты многощетинковых, малощетинковых червей и пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах; а также медицинское значение пиявок.
14 Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви 15 Многообразие плоских червей 16 Тип Круглые черви (Нематоды) 17 Тип Кольчатые черви
Лабораторная работа №4
«Внешнее строение и передвижение дождевого червя» 18 Класс Многощетинковые черви. Роль кольчатых червей в природе и жизни человека Глава4.Тип Моллюски (3 ч) 3 Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и значение для человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
19 Тип Моллюски.
Класс Брюхоногие моллюски 20 Класс
Двустворчатые Моллюски Лабораторная работа №5 «Строение раковин моллюсков» 21 Класс Головоногие моллюски Глава 5. Тип Членистоногие 9 Прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику и их происхождение. Дают общую характеристику класса Ракообразных; анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие; распознают представителей высших и низших ракообразных; приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. Дают общую характеристику класса Паукообразные; анализируют особенности организации паука-крестовика. Характеризуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса - пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Дают общую характеристику класса Насекомые; анализируют особенности организации таракана. Различают типы развития насекомых. Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие; сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых; приводят примеры. Оценивают роль насекомых в природе и значение для человека. Описывают представителей класса многоножки и приводят примеры представителей. Выполняют лабораторные работы, предусмотренные программой. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию.
22 Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные Лабораторная работа №6
«Внешнее строение речного рака» 23 Многообразие ракообразных, их роль в природе и практическое значение 24 Класс Паукообразные 25 Многообразие паукообразных 26 Класс Насекомые. Внешнее строение Насекомых.
Лабораторная работа№7
«Внешнее строение насекомых» 27 Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности насекомых 28 Отряды насекомых с Неполным превращением 29 Отряды насекомых с полным превращением 30 Роль насекомых в природе и жизни человека Глава 6. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы 7 Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлением развития группы. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыб. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику и многообразие рыб, и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Характеризуют многообразие костных рыб. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Выполняют лабораторную работу особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока
31 Подтип Бесчерепные
Класс Ланцетники 32 Надкласс Рыбы. Особенности
Внешнего строения Речного окуня Лабораторная работа №8 «Внешнее строение рыбы» 33 Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб
Лабораторная работа №9 «Внутреннее строение рыбы» 34 Особенности размножения и развития рыб 35 Класс Хрящевые рыбы 36 Класс Костные рыбы 37 Значение рыб в природе и жизни человека Глава 7. Тип Хордовые. Класс Земноводные 3 Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности к околоводной среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. Готовят презентацию «Древние земноводные. Выход на сушу»
38 Класс Земноводные. Особенности внешнего строения Лабораторная работа № 10 «Внешнее строение лягушки» 39 Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных Лабораторная работа № 11 «Внутреннее строение лягушки» 40 Многообразие земноводных Глава 8. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся 4 Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентацию «Древние рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше»
41 Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения 42 Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся 43 Многообразие пресмыкающихся 44 Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека Глава 9. Класс Птицы 8 Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации группы, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц; результаты заносят в таблицу; отмечают приспособления птиц к полету. Характеризуют систематику птиц; их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию
45 Класс Птицы. Особенности внешнего строения и опорно- двигательной систе мы птиц Лабораторная работа №12 «Внешнее строение птицы» 46 Особенности внутреннего строения птиц 47 Размножение, развитие и происхождение птиц 48 Сезонные изменения в жизни птиц 49 Многообразие птиц 50 Экологические группы птиц 51 Значение птиц в природе и жизни человека 52 Значение птиц в природе и жизни человека Глава 10. Класс Млекопитающие 10 Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие млекопитающих; описывают основные отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др.; приводят примеры представителей разных групп, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое и народнохозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. Составляют краткий конспект текста урока. Готовят презентации «Основные отряды млекопитающих. Господство в воде, воздухе и на суше»
53 Особенности внешнего строения и опорно-двигательной системы млекопитающих 54 Особенности внутреннего строения млекопитающих Лабораторная работа №13 «Внутреннее строение млекопитающих» 55 Размножение, Развитие и происхождение млекопитающих 56 Размножение, Развитие и происхождение млекопитающих 57 Многообразие млекопитающих. Подклассы: Первозвери и
Настоящие звери 58 Высшие звери, или Плацентарные.
Отряды: Насекомоядные,
Рукокрылые, Грызуны 59 Высшие звери, или Плацентарные.
Отряды: Хищные, Ластоногие, Китообразные 60 Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы 61 Значение млекопитающих в природе и жизни человека 62 Значение млекопитающих в природе и жизни человека Глава 11. Развитие животного мира на Земле 2 Характеризуют научные предпосылки, Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории. Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия «естественный отбор»
63 Доказательства и причины развития животного мира 64 Основные этапы эволюции животного мира Глава 12. Природные сообщества 4 Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы. Обобщают полученные знания.
65 Среда обитания организмов, ее
факторы 66 Биотические и антропогенные факторы 67 Природные сообщества 68 Обобщение УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п Содержание Класс Автор Издательство Год издания
1 Программа 5-9 Романова Н.И. «Русское слово» 2013
2 Учебник 7 Тихонова Е.Т., Романова Н.И. «Русское слово» 2015
3 Рабочая тетрадь 5 Тихонова Е.Т., Романова Н.И..«Русское слово» 2015
Материально-техническое обеспечение
При проведении уроков используется мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, кабинет биологии).Интернет-ресурсы:
www.it-n.ru, 
http://www.fipi.ru
www.zavuch.info, 
www.bio/1september.ru, 
http://school-collection.edu.ru 
https://ru.wikipedia.org/wiki/http://novostinauki.ruhttp://interneturok.ruhttp://infourok.ruhttp://pedsovet.suhttp://kopilkaurokov.ruПланируемые результаты изучения предмета «Биология» в 7 классе
Обучающиеся научатся:
—характеризовать методы научного познания и их роль в изучении природы;
—проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
—использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
—ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
—соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
—использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
— находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.