Программа дополнительного образования по краеведению Моя малая Родина

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» д. Березовка Аргаяшского района Челябинской области





Программа дополнительного образования
по краеведению
«Моя малая Родина»



Авторы - составители:
Кучукова Рима Амирхановна – учитель географии
Альмухаметова Лариса Рифовна – учитель истории







2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Актуальность программы «Моя малая Родина – Аргаяшский район», заключается в том, что по статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18% соответственно).
Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции.
Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка нарушения интеллекта.
Сегодня, в условиях модернизации системы специального образования, образовательные услуги получают практически все дети с ограниченными возможностями здоровья, даже те, которые с большим трудом осваивают коррекционные программы.
Главной задачей обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта является социализация через развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Достижение этой цели становится невозможным без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.
Особую роль в социализации школьников с нарушением интеллекта играет краеведческий принцип: чем больше дети знают об истории, культуре, природе, экономике родного края, тем лучше они социализированы.


Краеведение способствует решению главной задачи специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида - развитию и подготовке умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи при знакомстве со своей местностью осуществляется коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с нарушением интеллектуального развития.

Миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида невелика, в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края особенно важно для детей и подростков с умственной отсталостью.
Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. На всех этапах воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной коррекционной школе главной задачей является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Для её решения необходимо воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельность, развивать интерес к окружающей жизни, совершенствовать знания и умения, формировать нравственные и социальные качества личности. Практика работы в коррекционной школе, а также опубликованные исследования учёных-дефектологов показали, что средствами учебной и воспитательной работы, проводимой только в стенах школы, нельзя осуществлять её главную задачу - адаптацию подростков в окружающей жизни. Занятия, с использованием краеведческого материала, научат детей любить свою область, свой многонациональный район, села, в которых они живут.

Изучение своего края, его природы, истории, жизни и труда населения особенно важно для обучающихся с ОВЗ, так как специальная коррекционная является единственным учебным заведением для большинства из них. По окончании школы, начав трудовую деятельность, выпускники остаются жить и работать в своей местности, вступают в самые широкие связи и отношения с рабочим коллективом, создают семьи.

Знание окружающей действительности необходимо каждому человеку, чтобы он мог существовать и заниматься общественно полезной деятельностью. Тем более эти знания необходимы для коррекции интеллектуальной недостаточности обучающихся коррекционной школы. Краеведческая деятельность позволяет готовить к жизни и труду обучающихся, в тех конкретных социальных и природных условиях, которые ждут их после окончания школы.
Данная программа направлена на формирование у детей с ОВЗ: гражданственности, патриотизма, толерантности, представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; приобщение к системе культурных ценностей; экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное , потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности (изобразительное искусство, музыкально-ритмические занятия, фольклор, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации.

Цель: обобщение и систематизация краеведческих знаний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Образовательные: расширить и обобщить знания обучающихся с ОВЗ о родном крае, районе, селах и деревнях.

Коррекционно -развивающие: работать над развитием любознательности и наблюдательности; продолжить работу над развитием и коррекцией ВПФ через задания разной сложности.

Воспитывающие: воспитывать любовь, уважение и гордость к родному краю; формирование положительной мотивации к потребности изучать историю, географию своей малой Родины.
Прогнозируемые результаты:

Знать:
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.
Названия улиц, памятных мест, действующих предприятий города и хозяйств района.
Названия полезных ископаемых, добываемых в Челябинской области области, их использование и свойства;
Названия растений и животных родных мест.
Символику Аргаяшского района и Челябинской области, названия городов, рек и озер.
Национальный состав Аргаяшского района,  легенды, обычаи предков, игры, праздники и народное творчество, поэтов нашего района.


Уметь:
Составлять родословную.
Составлять устный рассказ о своей школе.
Составлять план-схему своего двора.
Отличать полезные ископаемые, растения и животных района по внешнему виду и описанию.
Находить на карте России границы Челябинской области, город Челябинск, находить на карте Челябинской области Аргаяшский район, озера: Тургояк, Увильды, Аргази, реку Миасс, Ильменский государственный заповедник. Находить на карте Аргаяшского района населенные пункты, в которых проживают учащиеся.
Пересказать легенды;
Играть в национальные игры.


Данная программа может использоваться в коррекционной школе VIII вида как на уроках , так и на воспитательных занятиях, классных часах и общешкольных мероприятиях.

Примерное планирование
программы «Моя малая Родина – Аргаяшский район»

№.
Тема.
Класс.
Количество часов.

1
Что изучает краеведение.
6
1

2
Челябинская область на карте России (город Челябинск- областной центр).
Аргаяшский район ( села и деревни) на карте Челябинской области.
6,7
2

3
Село Аргаяш- центр Аргаяшского района, население ( его улицы, достопримечательности, исторические памятники района, выдающиеся деятели района).
7,8,9
3

4
Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Аргаяшского района и Челябинской области (Ильменский Государственный заповедник).
6,7,8
1

5
Реки и озера Аргаяшского района и области (Увильды, Аргази, Тургояк, Миасс и др.)
6,7
2

6
Культура и быт народов Аргаяшского района. Занятия населения ( с/х предприятия, промышленные предприятия
9
1

7
Названия растений и животных родных мест.

7
1

8
История нашей школы, год открытия, традиции, учителя, судьбы выпускников.

1

9
Моя деревня, мой дом, родословная семьи.
9
1

10
Археологические открытия на Южном Урале.
7
1

11
Древние поселения в Челябинской области. Особенности ведения хозяйства в древних поселениях Южного Урала в XIII веке.
7
1

12
Освободительная война под предводительством Емельяна Пугачева
На Южном Урале.
8
1

13
Народная война против армии Наполеона. Участие башкир Аргаяшского района в этой войне.
7,8,9
3

14
Русские изобретатели и умельцы.
8
1

15
Развитие промышленности на Южном Урале в XIX веке
8,9
2

16
Наука и культура Южного Урала во второй половине XIX века.
8,9
2

17
Гражданская война на Южном Урале.
9
1

18
Коллективизация крестьянских хозяйств.
9
1

19
Челябинская область – фронту!
7,8,9
3

20
Семейные архивы о Великой Победе над фашизмом.
9
1

21
Ветераны – герои Афганской и Чеченской войн из Аргаяшского района.
9
1


















Список литературы.

Название книги, автор, источники.


1

География. Энциклопедия для детей.
М: «Махаон»,2001г

2
География Челябинской области.
М.А. Андреева А.С. Маркова,2002г


3

Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во. 2002 г.

4

geography.kz/kontinenty/evraziya
цор
Большая детская энциклопедия. Москва «Росмен» 2006г.

5

geography.kz/kontinenty/evraziya
Большая книга знаний.Москва «Росмэн» 2006г.

6

geography.kz/kontinenty/evraziya

7
Школьное историческое краеведение.
А.Е. Сейненский,2013г

8
Практикум по краеведению. А.С. Макарова, Т.М. Погорелова, Т.В. Швецова., 2010г

9
Марс Фазылахметов
« Мой Аргаяш» 1990г.
Н.И.Шувалов «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области»1989г.

10
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б. П. Пузанова. - Москва.: Academia, 2001. - 480 с.


11
Матюшин Г. Н. Историческое краеведение.- М.,1964. - 223 с.


12
Краеведение и краеведческий принцип в школьном курсе географии. [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов «Методика обучения географии в средней школе» (Теоретические основы методики обучения географии) / Под ред. А. Е. Бибик и др. М., «Просвещение», 1968г. Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/geografiya37.html.

13

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 2011.


14
Климат и озера Аргаяшского района . Станция Аргаяш, 1996г. Слинкин А.И.

15
Прошлое не предавать забвению (путешествие по Челябинской области): Книга для учащихся – Челябинск: ЧГПИ, 1994г. Т.Л. Корецкая.

16
Наследие. Рожденный в 20 веке Аргаяшский район в лицах и свершениях. С.Т.Ершов. Челябинск-Аргаяш. 2000г.

17
Энциклопедия. «Земля Уральская». Т.А.Корецкая .Южноуральское книжное издательство.

18
Аргаяшская земля. История и современность. Р.Ш.Хакимов.Челябинск. ЧПО «Книга».




















Заголовок 6,Знак10 Знак15