Программа по краеведению «Моя малая Родина»
Программа по краеведению
«Моя малая Родина»
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф.Гансберг)
Пояснительная записка.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно - системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;
опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для уч-ся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:
реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Место предмета в областном базисном учебном плане.
Областной базисный учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования.
В том числе: в 6 классе 36 часов из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащихся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Учебно-тематический план и содержание деятельности (68часов)
№
Наименование темы
Кол-во
час.
Форма работы
1
Введение
Что изучает краеведение
1
Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
2
Экскурсия на берег реки Вычегды
2
Разнообразие рельефа, растительности, ПТК
3
Древняя история края
1
Презентация
4
Наш край
1
Конкурс рисунков, стихов собственного сочинения и др.
5
«Край на перекрестке континентов и судеб».
1
Коряжма на карте области, страны.
6
Архангельская область – субъект Российской Федерации.
2
Официальные символы области: герб, гимн, флаг. Герб и флаг Коряжмы.
7
История заселения и освоения
1
«Родословие»
8
«Старая фотография рассказала»
1
Урок-конференция по материалам семейных архивов.
9
Природа родного края
1
Конкурс творческих литературных работ
10
Памятники природы родного края
1
Фильм
11
Загадочный мир названий
1
Поле-Чудес «Топонимика района»
12
Узнай больше о родном городе
1
Экскурсия в музей
13
Самый умный
1
Игра по Коряжме
14
Древняя история Архангельской области
2
Презентация
Первые следы пребывания человека на территории области.
15
История заселения и освоения Архангельской области
3
Вклад купцов Строгановых в развитие нашего края.
16
ЭГП
Населенные пункты
Население(численность, национальный состав, воспроизводство, демографическая ситуация, трудовые ресурсы)
5
2
нанесите на контурную карту населенные пункты района.
Экскурсия в центр занятости населения с целью ознакомления с деятельностью центра и выяснение проблемы профессиональных потребностей в районе на ближайшее будущее.
17
Природа родного края
4
Беседа с презентацией
Конкурс творческих работ
Подготовка и защита проектов
18
Геология и рельеф нашего края
4
Презентация, выяснение зависимости между рельефом и расположением населенных пунктов, рельефом и направлением дорог.
Сбор образцов горных пород в районе экскурсии, составление их описания
19
Климат
3
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города
20
«У природы нет плохой погоды».
1
Урок – конференция
Причины, определяющие климат и погоду в Коряжме.
21
Голубое ожерелье
4
Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас.
Практические работы. Назовите и опишите реку, которая протекает на вашей малой родине (название реки; исток реки находится; притоками реки являются; река впадает в; нанесите реку на контурную карту района; нанесите на контурную карту крупные реки
22
Охрана природных вод на территории города.
2
Защита проектов по экономному использованию и охране воды в Челябинске.
23
Растительный мир
3
Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края. Экскурсия в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса
Составление альбома
24
Животный мир
3
25
Практикум. Определение местных растений по гербарию.
1
26
Конкурс плакатов. «Осторожно, ядовитые растения!»
2
Оформление выставки
27
Заповедники и национальные парки
4
Статус особо охраняемых территорий. Просмотр видеофильма. Творческие работы
28
Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района.
4
Экскурсии на предприятия,
сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района
29
Культурное наследие края
5
Встречи с творческими людьми родного края, сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта, посещение творческих выставок земляков
30
Загадочный мир названий
2
Исследование
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов
Легенды и предания.
31
Итоговое занятие
Подведение итогов, повторение пройденного материала
1
Игра
Конкурс юных краеведов.
Литература
География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К. Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
Лымарев В.И. Отечественные исследователи прибрежных зон морей и океанов. Монография / Под. ред. В.Б. Ермолина. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2001.
Региональный компонент общего образования Архангельской области. Департамент образования и науки администрации Архангельской области, 2006.
Хрестоматия по географии Архангельской области. М.В. Воронцова. – Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2002.
География Архангельской области. / Под. ред. В.Ф. Изотова. – Северо-западное книжное издательство, 1977.
Современный урок географии. Архангельская область: учебное пособие / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2005.
Словарь – справочник географических названий и топонимов Архангельской области / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2004.
Краеведение: учебно – методическая разработка / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет, 2004.
Формы экологического образования в школе: учебно – методическое пособие / Под. ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.
15