Урок русского языка в 5 классе «Глагол как часть речи.»
Тема урока: Глагол как часть речи.
Кызылординская область
Жалагашский район
Учитель русского языка и литературы
Средней школы №31
Калжанова Сауле Насырадиновна
Цели:
Обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи;
Отрабатывать навыки определения времени глагола, числа, спряжения;
Развивать устную и письменную речь;
Воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц.
Оборудование: 1)солнышко на доске,
2) эпиграфы:
Глагол придаёт речи жизнь,- присутствием своим животворит
отдельные слова.
Н.Греч.
глаголы- это слова, оживляющие всё ,к чему они приложены.
А.М.Пешковский.
3)части пословиц;
4)слова для словарной работы;
5) класс поделен на две команды.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в форме игры «А что у вас? »
Ход урока.
1..Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Прозвенел звонок, начинаем урок.
Проверьте, вы готовы к уроку? Садитесь.
Ребята, посмотрите на экран. У нас в гостях Солнышко. А какое настроение у нашего гостя? .. Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.
Итак, ребята, настроимся на работу. Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно.
Наш урок пройдёт в форме игры. Вы поделены на две команды. За задания, которые выбудете выполнять в команде, вы будете получать солнышко.
Давайте откроем тетради и запишем число,
2.Словарная работа.
Ребята, а солнышко пришло к нам не с пустыми руками.
Врач..м, ш..к..лад, ш..рох, ч..рный, могуч(?), дремуч(?), луч(?), молодёж(?).
Какое задание предлагает выполнить Солнышко? Как вы думаете?
(Вставить пропущенные буквы, если нужно, объяснить их написание) Каждая команда должна объяснить правописание четырёх слов. При проверке учитель задаёт вопрос:- Что у вас? –А что у вас?
- Запишите эти слова в тетрадь.
3.Изучение нового материала.
1)- Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
- Поможет вам в этом стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
-Правильно, мы сегодня будем говорить о глаголе. Давайте запишем в тетрадях тему урока «Глагол как часть речи». На уроке русского языка мы узнаем, что говорили учёные из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Ребята расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться. Каждой команде было домашнее задание найти слова учёных о глаголе. Посмотрим, как вы справились с домашним заданием?
Ученик: Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить говорить”.
Ученица: Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Учитель: Молдцы! С заданием справились . Каждой команде я даю по солнышку. И ещё дополню.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”
Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?
2). А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
Повар -, врач - .., учитель - , ученик - , баянист - , художник - , портниха - , продавец - , пекарь - .., ветер - , гром - , молния - .., трава - .., дождь - , огонь - , солнце - .., вода - ..
Сделайте вывод.
3) Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе, о его морфологических признаках?
Беседа с классом.
-Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
-Назовите времена глаголов? Что обозначает наст. вр.? прош.вр.? буд.вр.? Приведите примеры.
-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам).
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?(По числам, в ед. ч.- по родам.)
-Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко второму?(Ко 2 спр. -все на –ить (кроме брить и стелить) ,7 глаголов на -еть и 4 глагола на –ать. -Стих:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть.
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Все остальные глаголы на –еть, -ать, -оть, -уть, -уть относятся к первому спряжению.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
Чтение вывода в учебнике. А теперь немножко отдохнём.
6. Физкультминутка.
Поскачите, попляшите
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими старайтесь,
Вы рифмовку прочитали ..
А глаголы вы узнали?
4.Закрепление материала
1)«Игра с жетонами».
- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).
- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите время, спряжение, лицо, число, род (если можно).при проверке учитель задаёт каждому уч-ся вопрос:- А что у вас?
Рисую- Думаю-
Бегу- Пишу-
Читал- Катался-
Смотрели- Решал-
Пойду- Исправят-
Выучу-
Вручение солнышек.
2)Работа с пословицами.
Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).
Составьте пословицы из левой и правой части. Каждой команде по две пословицы.
Труд кормит поговорим ладком
Смелый находит тот много знает
Сядем рядком лень портит
Терпенье и труд робкий теряет
Кто много видел и слышал всё перетрут
Добрая слава лежит, а плохая бежит.
Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите их в три столбика (задание выполняется на доске).
3)Определите часть речи слов-близнецов. Каждой команде на карточке выдается по 2 предложения.
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)-предложение для пояснения.
Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)
Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)
В углу раздался детский плач.
И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (сущ.-глагол)
Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)
5.Итог урока.
Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.
Работа по карточкам.
Давайте посмотрим на солнышко, оно улыбается. А какое настроение у вас? У меня тоже хорошее настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы сегодня очень хорошо работали и порадовали своими знаниями. Спасибо, вам.
Каждому на память о нашем уроке каждому я вручаю лучик, чтобы он согревал вас.
На обратной стороне лучика написано домашнее задание. Перепишите его в дневник.
А в это время поставим оценки. Считаем, сколько солнышек у каждой команды.
15