Урок русского языка по теме Глагол как часть речи и употребление его в речи
Глагол как часть речи и употребление его в речи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема
Глагол как часть речи и употребление его в речи
Педагогические цели
Способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Личностные результаты
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания
Основное содержание темы, понятия и термины
Глагол как часть речи и употребление его в речи. Действия предметов. Что делать? Что сделать? Что делают? Что сделают?
Образовательные ресурсы
Схема «Глагол»
Сценарий урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Чистописание
Индивидуальная.
Практический. Письмо
Папа мальчику привёз
Пистолет и паровоз.
Паровоз-пыхтит!
Писталет-палит!
Какой звук повторяется?
-Сегодня будем писать букву П п Пп
Списывают с образца
Вырабатывают калли-графический почерк
Письмо
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя
Знакомит с темой и целями
урока
-Прочитайте слова на доске и подумайте, какое слово лишнее
пишет
думает
отвечает
ученик
-Почему?
-Над какими словами будем работать на уроке?
-
Слушают учителя
Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Развитие речи. Работа с рисунками (упр. 116).
Глагол (учебник, с. 68)
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, творческий, практический.
Работа с рисун-ками, чтение, беседа, письмо
– Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы к ним.с.68 №116
- Назовите, что делает мальчик. (моет, поливает, стирает, читает)
-На какой вопрос они отвечают (отвечают на вопрос "что делает?".)
-составьте предложение с любым из слов и запишите его в тетрадь.
Прочитайте правило и сделайте вывод.
– Составьте предложениепо рисунку, запишите его. Подчеркните слово, обозначающее действие предмета.
Знакомит с правилом
Рассматривают рисун-ки, отвечают на вопросы. Составляют предложение, находят в нем глагол. Читают и запоминают правило
Составляют рассказ по рисункам и вопросам к ним. Распознают слова, обозначающие действия предметов. Извлекают необходимую информацию из правила
Беседа по вопросам, письмо
Продолжение табл.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
2
3
4
5
6
2. Развитие речи. Домашние обязанности (упр. 117)
Индивидуальная.
Словесный, творческий.
Рассказ
– Составьте рассказ о своих домашних обязанностях
Составляют рассказ
о своих домашних обязанностях
Развивают свою речь, учатся говорить, рассказывают
Устный рассказ
Физкультминутка
Коллективная. Практический
ПокачайтесьПокружитесьПотянитесь,Распрямитесь,Приседайте, приседайте,Пошагайте, пошагайте.Встаньте на носок, на пятку,Поскачите-ка вприсядку,Глубоко теперь вздохните,Сядьте тихо, отдохните.
- Что мы выполняли во время физкультминутки? (действия)
-Как называются слова, которые обозначают действие предмета? (глаголы)
Выполняют движения по тексту под руко-
водством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение дви-жений
3.Подбор слов, называющих действия предметов.
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
– Прочитайте.Сейчас зима, а на дворе самый лютый месяц зимы – февраль. На доске записано стихотворение С. Маршака.
- Можно ли сразу прочитать стихотворение? (Нет)
- Почему? (Не хватает слов)
_______ ветры в феврале_______ в трубах громко.Змейкой _________ по землеЛёгкая позёмка.
Читают. Записывают правило. Отвечают
на вопросы
Распознают глаголы среди других частей речи, классифицируют глаголы по вопросам
Беседа по вопросам, письмо
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Глаголы (упр. 118)
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, практический. Беседа, письмо
–-Назовите сказку, кто её написал?
-Запишите правильно.
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопросы что делают? (крякают, квакают, хрюкают)
-Прочитайте слова , которые отвечают на вопрос что сделали? (зажужжали, заржали, зачирикали)
Отвечают на вопрос. Записывают глаголы. Придумывают предложение
Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу.
Классифицируют глаголы по вопросам
Беседа по вопросам, письмо
2. Работа в группах
Индивидуальная.
Практический.
Упражнение
Организует работу с упраж-нением, контролирует его выполнение
Задание. Вам надо в группе обсудить, какими действиями можно показать движения данных спортсменов, а мы потом попытаемся угадать, какой вид спорта вы представляли и какие действия выполняли.
Карточки.
1 группа. Фигуристы. (рисунок)
2 группа. Лыжники. (рисунок)
3 группа. Хоккеисты. (рисунок)
4 группа. Саночники. (рисунок)
После обсуждения дети угадывают вид спорта и говорят слова, называющие действия предметов.
Выполняют упраж-нение
Соотносят глаголы и вопросы к ним.
Составляют пред-ложение
Упражнение
Окончание табл.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
2
3
4
5
6
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
–Закончите предложения: Урок помог мне
Для меня было сложным
Мне понравилось- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Какое задание было наиболее интересным?
Оценки учителя.
Спасибо! Молодцы!
Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморе-гуляция
VII. Домашнеезадание.
с.68 правило наизусть, с.69 №119
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответству-
ющие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебноезадание в соответствии с уровнем своего развития
15