Из опыта работы по теме: «Технология развития творческих способностей при изучении иностранного языка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Из опыта работы по теме: «Технология развития творческих способностей при изучении иностранного языка»
Автор разработки: Тихомирова О.В.
Учитель английского языка
г.Муравленко
Для достижения высоких результатов в обучении иностранному языку используется много различных методов и приёмов, среди которых наибольшей популярностью пользуются методы творческого обучения. Это очень большая группа, в которой одна из ведущей роли принадлежит когнитивным методам (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными процессами, а не креативными.
Среди когнитивных методов различают следующие:
-метод эмпатии
-метод смыслового видения
-метод образного видения
-метод символического видения
-метод сравнения
-метод эвристического наблюдения
-метод фактов
-метод исследования
-метод конструирования понятий
-метод конструирования правил
-метод гипотез
-метод прогнозирования
-метод ошибок
-метод конструирования теорий
Предлагаем ряд приёмов (заданий), которые можно эффективно и творчески использовать на уроках, реализуя данные методы:
1. Метод эмпатии. Означает «вживание», вчувствование человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Например, тема «Животные», 3 класс. Задания:
Imagine, you are a cat or some other animal. Don’t give your name and describe yourself. The pupils guess what you are. (составление загадок: I’m not very big, not very small. I have a very nice tail. I’m cunning. I like fish and chicks).
Show the animal without saying a word. (тренировка структуры “is it…?”)
На учащегося одевается маска животного так, чтобы видел только класс. Ученик с помощью вопросов пытается угадать, что это за животное. (Is it big? Is it domestic? What colour is it? Does like milk?...)
Let’s divide into groups. I tell you the name of the animal. You should speak like the animal and find your partner in the group. (шепчу каждому на ушко названия животных, количество которых должно совпасть с количеством команд; в шуме голосов дети узнают членов своей команды)
На начальном этапе обучения лексический запас учащихся достаточно примитивен, очень часто при изучении данной темы они прибегают к помощи мимики и жестов. Поэтому уместно использование «бессловесных» заданий – покажи не говоря! В то же время учащиеся знакомы с разными типами предложений и, поскольку вопросы вызывают наибольшую трудность, желательно использовать задания типа: Кто я? Составление монологов на игровых моментах тоже позитивно отражается на желании говорить, «завернуть» такую фразу, чтоб не сразу догадались другие.
2. Метод смыслового видения. Это когда одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключённую в нём идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта.
Например, тема «Путешествие», 8 класс (работа с лексикой, составление сложно-подчинённых предложений). Задания:
-Read the story about the country? Guess what country it is and say why it is so attractive. Point to the reasons what for you’d like to visit it some day.
-When we use means of transport we say: “travel by…”. Think and explain why we say: “ride a bike or ride a horse”.
-Travelling is enjoyable all year round. Why is it better to visit Australia in winter?
-No wonder, tourism is a business. There are lots of leaflets, advertisements inviting people to this or that part of the world. But there is no place like home. Try to make up your own tour about Yamal and Western Sibiria. What would you recommend the tourists?
Использование данного метода требует опоры на межпредметную связь. Например, не зная особенностей географического положения Австралии, вряд ли можно ответить на поставленный в задании вопрос; разве не интересно представить, что может быть общего между животным и средством передвижения? Сочетание данных слов можно объяснить только имея какой-то опыт. Очень эффективно использовать на уроке элемент «регионального компонента» в целях воспитания у детей чувства патриотизма: задание с рекламой будет выполнено успешно, если ребята хорошо знают свой край, любят его и предпочитают другим местам. В задании о посещении другой страны можно тренировать сложно-подчинённые предложения с придаточным цели на основе фантазии и знания лексико-грамматического материала.
3. Метод образного видения. Это эмоционально-образное исследование объекта. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.
Например, тема «Алфавит», 2 класс. Задания:
-Find 5 differences between Russian and English ABC (number of letters, vowels, consonants, absence of some Russian letters in the English ABC, pronunciation of the letters).
-Which of the letters are the same in writing?
-Compare the letters with the subjects and draw them in the pictures (T – электростолб, O – обруч, S – змея, D – долька апельсина, …)
-Make up a story about a letter!
Выполнение таких заданий предусматривает быстрое запоминание букв, их произношение и написание; если есть возможность создания персонажей к буквам, это поможет в усвоении правил чтения букв в словах.
4. Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом (голубь – символ мира, блин – символ Масленицы, свет – символ добра, …)
Например, тема «Рождество в Великобритании», 7 класс. Задания:
-What is the phrase “Christmas Eve” associated with? Write words and phrases describing people’s activities.
-Draw a Christmas gift. What should you do before giving it?
-Write all people’s activities according to:
a) preparations;
b) Christmas Eve;
c) Christmas Day;
d)Boxing Day;
e) Yuletide
-Make up your own recipe of Christmas pudding!
Через выполнение подобных заданий дети будут воспринимать прелесть традиционных праздников, особенность и последовательность их празднования, интерес личного участия.
5. Метод сравнения. Применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой.
Например, тема «Зима в России и Великобритании», 6 класс. Задания (составление монолога с опорой на ФСТ):
-Describe winter in Russia and explain why it is the funniest season of the year!
-What can you say about winter in Great Britain? Explain: Why Russian winter is snowy and British winter is rainy?
-What is common for both the countries? Are winter holidays the best ones? Why are they so popular among people?
-When you meet an Englishman he always talks about the weather. Is it the only thing to talk about?
Выполняя такие задания с опорой на ФСТ (функционально-смысловую таблицу), ученики проявляют больше самостоятельности в составлении монолога, а высказывая своё мнение по вопросам, в итоге формулируют общий вариант ответа.
6. Метод фактов. Относится к такому этапу познания, как поиск фактов, отличие их от нефактов. Известно, что ученикам непросто отличить то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что они думают.
Например, тема «Образование Present Progressive», 5 класс. Задания:
-Compare Russian and English sentences! How many words are there in each one? What’s the difference?
-Look at the verb! What form does it have? What’s the difference between Present Simple and Present Progressive?
-Make up your own rule of Present Progressive! (be + Ving)
-Form the negative form and the question! (be + subject + Ving ..? be + not + Ving)
Сравнение предложений в двух языковых вариантах помогает лучше осознавать различие грамматических структур, высказывать мнение, почему так, а не иначе. «Больной» вопрос с глаголом-связкой будет разрешён, если объяснить, что наличие тире между подлежащим и сказуемым в русском предложении соответствует наличию связки be в английском предложении.
7. Метод исследования. Основан на выборе объекта исследования по следующему плану: цели исследования – план работы – факты об объекте – опыты, рисунки, новые факты – возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Выполнив последовательно все перечисленные шаги, любой ученик получает свой собственный образовательный результат.
На мой взгляд, специфика преподаваемого предмета предусматривает использование данного метода в создании реферативных или исследовательских работ, которые можно начинать с начального этапа обучения. Это способствует творческому развитию личности учащихся, где дети, проделав различные задания, изучив дополнительную литературу, достигают личного образовательного результата.
Например, задания типа:
-2 класс, реферат на тему «Образ кота в сказках русских и зарубежных писателей»
-5 класс, реферат на тему «Том Сойер – мой любимый герой, мой сверстник, мой друг»
-7 класс, реферат на тему «Английские праздники» (на примере культур двух стран, общее и различие между ними).
8. Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске. Одновременно ученики знакомятся с другими формулировками понятия, приведёнными в разных источниках.
Например, тема «Совершенствование навыков поискового чтения», 9 класс. Задания:
-In the text you meet some new words. The meaning of the words is on the blackboard. Read and guess what it is.
-Find in the text the following facts and explain by means of the synonyms.
-Some details are missed in the text. Try to guess and answer the questions!
-Do you agree with the title of the text? Why? Say the same in your own way!
Часто тексты предусматривают использование фразеологизмов и идиоматических выражений, буквальное понимание которых ведёт к искажению фактов. Такая трудность возникает, если не использовать и не приучать детей к такому виду работы на уроке, как «объясни значение слова синонимом». Это очень полезно в плане обогащения лексического запаса.
9. Метод конструирования правил. Заключается в том, что изучаемые правила могут быть «открыты» учениками. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи.
Например, тема «Образование Future Simple”, 5 класс. Задания:
-Придумайте предложение в форме будущего времени. Назовите сказуемое. Сколько глаголов в его составе? А что ещё указывает на форму будущего времени? (приставка)
-Воспользуйтесь грамматическим справочником и постройте формулу образования Future Simple у английских глаголов. В чем закономерность?
-Show your variants, let's discuss them and choose the right one!
Этот метод основан на одном из принципов личностно-ориентированного подхода к обучению, где учащиеся сами стараются разобраться в новом материале.
10. Метод гипотез. Успешно развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если …»Учащиеся конструируют версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему.
Например, тема «British Parliament”, 8 класс. Задания:
-Look! It's one of the most famous sightseeings of London! What is it? (the Houses of Parliament). Today we have an excursion to it. By the way, has anybody been there? Please, say what you want to know about it.
-Imagine, you’re an Englishman and you have a chance to be elected to Parliament. Think, to what House you’ll be elected and what kind of work you’ll do there.
-Think, what is necessary for an Englishman to become a life peer or a hereditable peer.
-Now read the information about it and see if you’re right or not.
Задания такого типа целесообразно использовать на уроках в более старших классах, когда у ребят есть определённые знания из других источников информации, а лексический запас поможет им сформулировать варианты своих ответов и более подробно остановиться при чтении текста на интересующих моментах.
11. Метод прогнозирования. Отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Например, тема «Миссия продолжается…», 7 класс (учебник Кауфман «Happy English. ru)
Задания:
-Look! Misha Inin is going to England with Rob. He is going to study at school there. It’s his first visit to Britain. What do you think, will he meet any problems there? What are they? (school subjects, school rules for pupils, the knowledge of English, making friends, …)
-Look at the pictures to the texts and say if you’re right.
Выполняя задания такого типа, у учащихся появляется интерес к конечному результату, надежда на его успешность, желание не разочароваться в своём герое. Опора на картинки, микродиалоги, тексты побуждают детей к обсуждению, обмену мнениями.
12. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым.
Например, тема «Активизация временных форм глаголов на уроках грамматики», любой класс. Задания:
-Read the sentence! Find the mistake! Explain and correct!
-Use Reference Grammar! Read the rule, see the examples! Correct the mistakes according to the rule!
-Write the same but in the Past/Future …
Такой метод активно используется и в говорении. Часто учащиеся боятся произносить слова, фразы или предложения из-за возможной ошибки. Поэтому крылатая фраза «на ошибках учатся» - опора для изучения иностранных языков. Бывает и так, когда слышишь чужие ошибки, исправляешь их и стараешься сам их больше не допускать. Исправление ошибок – это знание правила, желание говорить, но уже правильно.
Тема «Питомцы и другие животные», 3 класс
Работа с лексикой, навыки построения рассказа – описания.
Задания когнитивного типа:
- Прослушайте слова и поделите их на группы по какому-то признаку (смысл слова, строение, звучание или свой признак).
- Постарайтесь проанализировать данные слова и ответить на вопрос: какие слова на ваш взгляд легче запомнить и почему.
- На что похоже данное слово, попробуйте передать его знаком, символом, движением.
- Почему названия некоторых животных звучат похоже на русском и на английском языках?
- Постарайтесь построить логику рассказа, описывающего животного (с чего начать, на что обратить внимание, как закончить). Что будет, если этапы поменять местами?
- Мы в волшебной стране, в какое животное вы хотели бы превратиться и почему? Что вы можете нам рассказать про себя? На следующем этапе: расскажите о себе, не называя, кто вы. Чтобы другие могли угадать.
Тема «Вы счастливы в школе?», 7 класс
Все задания выполняются только на английском языке.
- Исследование происхождения названий дней недели в английском языке.
- Проведение психологического исследования на любую школьную тему. Например: «Ты хороший ученик?», «Ты всегда приходишь в школу вовремя?», «Всегда ли ты делаешь домашние задания?», «Почему ты учишься?».
- Сравнить жесты, которые используют учителя и ученики в России, Англии и Америке:
а) нарисовать жесты;
б) объяснить, когда используется тот или иной жест в Америке, что он обозначает;
в) употребляем ли мы этот жест в России;
г) пользуется ли сам ученик этим жестом.
Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками субъективно нового для них результата – образовательного продукта. Обучение происходит в ходе творческой деятельности учеников. К ним относятся:
-метод придумывания
-метод «Если бы …»
-метод образной картины
-метод гиперболизации
-метод агглютинации
-метод синектики
-морфологического ящика
-метод инверсии
1. Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий.
Класс 8, 14 – 15 лет.
Тема «British Parliament»
Задания:
You are Russian but you have a chance to become a hereditable peer in the House of Lords. What should you do for Great Britain to be popular there and get the title?
You are the MP of the House of Commons. You’re discussing the bill for Educational System of GB. Advise your own way of getting the education; say what you should change at school.
The Queen is discussing the problems with the MPs. What can you ask her about?
Такие задания требуют большого лексического запаса, знание построения всех типов предложений, особенно вопросов, а элемент фантазии позволяет расположить учащихся к беседе, забыть о возможных в речи ошибках. Главная задача учителя – помочь учащимся вжиться в данный образ или суметь увидеть значимость поднимаемой темы: например, чтобы предложить изменения или поправки в закон об образовании, надо знать, на чем базируется вся система образования, что хорошо, что плохо, провести аналогию со своей школой и предложить свой вариант.
2. Метод « Если бы…». Обычно используется, когда ученикам предлагают составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-то изменится.
Класс 11, 16 – 17 лет.
Тема «Youth Problems»
Задания:
Misunderstanding between the young and the old generations is still going on. Everyone lives his own life and does what he wants. Imagine, you’re brought into space on some other planet. There’s nothing there: no water, no food, no parents, no civilization. What would you like to start your new life with? Do you agree with the statement: « No problems is a» problem?
Поставленная в данной теме задача заставляет задуматься над смыслом жизни вообще: как начать жизнь с чистого листка? Признаться в бессилии или искать пути выживания? Что значит жить самостоятельно? Это легко или сложно?
3. Метод образной картины. Воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчленённое видение.
Класс 6, 12 лет.
Тема « Внешность, характер»
Задания:
-Your Mum is everything for you: she doesn’t let you be hungry,thirsty, untidy; she wants you to be good at school, she cooks, washes, cleans, loves children, works; sometimes she is kind, sometimes she is angry, sometimes she is merry or sad and always helpful. She can be compared with robot. Please, draw the picture of your Mum inside. Don’t forget – Mum should be enough for everything and everybody!
Такое задание носит еще и воспитательный характер: задуматься над тем, что движет мамой изнутри, почему она никогда не устает, почему она все знает и умеет, почему у нее на все хватает времени – поздно лечь и рано встать. Даже для учителя всегда остается загадкой картина, которую нарисуют учащиеся. Всегда остается лишь уверенность в успешности этого задания.
4. Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число, приготавливается самый сладкий чай, …
Класс 7, 13 лет.
Тема « Окружающая среда»
Задания:
- Listen to! You live in the country where everything is allowed and nobody is punished. People have never heard about good manners, don’t pay a fine. And one day there was an ecological catastrophy there. Everything was helpless and hopeless… Imagine, you’re a bird. Fly as high as you can and look at the earth! Write your filings about what you have seen there! Think, what you can advise to make the earth like a garden.
Подобное задание можно использовать в качестве обобщающего повторения, где учащиеся смогут показать свое видение данной проблемы, выразить свое отношение к окружающей действительности и указать пути ее решения. Если работа вызывает письменные затруднения, можно изобразить это на плакате, где будут так же использованы ключевые слова и выражения. Через поднимаемые на уроках вопросы мы должны воспитывать патриотов своей страны, которые хотели бы жить в такой стране, какой они себе ее представляют.
5. Метод агглютинации. Используется, когда ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, черный свет, …
Класс 7, 13 лет.
Тема « Путешествие в прошлое»
(учебник Кауфман « Happy English.ru»)
Задания:
-You are walking along the street. Suddenly a strong wind is blowing. It’s getting dark… When it gets light you meet a boy in very strange clothes but he looks like you. The boy’s come through the time tunnel, he is from the VI century. Help him to be a civilized person! How can you help him?
( - a) means of transport;
b) means of communication;
c) going to school, reading, writing;
d) learning the computer;
e) way of dressing;
f) traditions and manners…)
Предложенная в данном задании тема для разговора может затянуться не на один урок, так как предлагаемые пути решения разнообразны и безграничны. Для этого учащимся нужно вспомнить лексику не одной, а многих тем. Учитель же может провести данный урок как обобщающее повторение с использованием костюмов или аттрибутов в речевых ситуациях, например: учитель в школе, модельер, водитель автобуса, официант.
6. Метод синектики. Базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий(словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций, …
Класс 8, 14 лет.
Тема « Образование Past Perfect»
Задания:
- Сompare two Russian sentences:
Я только что прочитал книгу. – Он сказал, что съездил к бабушке.
What is the difference? What is common? Translate the first sentence! Point to the predicate!
Have/ has + V3
Translate the second sentence! What should you do with the predicate?
V2 + ( had + V3)
Make up the rule and name the tense! – ( Past Perfect)
Метод синектики, на мой взгляд, сочетается с приемом «опора на догадку» - посмотри, найди, сделай вывод ( проверь себя по источнику правила). Применив знакомое правило образования Present Perfect и используя предложение, они выделяют сказуемые, определяют время и изменяют уже известную схему в новом грамматическом времени.
7. Метод морфологического ящика. Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов.
Любой класс
Задание:
- Раздели словесную цепочку на смысловые группы. Сколько их? Создай свое по аналогии:
Mynameisolgaiamfromrussiailikewinteritismyfavouriteseason.
-Закончи строчки подходящим по смыслу словом так, чтобы получилась рифма:
I take a book I want to… ( read )
I miss a friend I want to… ( meet )
I study subjects every … (day )
I have day off on … (Saturday )
Такая форма позволяет проконтролировать знания орфографии, лексики и грамматики у учащихся. Придумывание своего аналогичного задания способствует выработке
фантазии и интереса к иностранному языку.
8. Метод инверсии. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения.
Задание:
- Составь из букв, данных в слове, различные слова:
VEGETABLE: - let, get, table, vet, bee, able, eat, ate, tale…
GOVERNMENT: - term, meter, men, ten, net, not, over, metro, meet, met, rent
Данный метод предусматривает соревновательный момент: сделать быстрее, лучше и больше других. …
Методы организации учения подразделяются:
-методы ученического целеполагания
-методы ученического планирования
-методы создания образовательных программ учеников
-методы нормотворчества
-методы самоорганизации обучения
-методы взаимообучения
-метод рецензий
-методы контроля
-методы рефлексии
-методы самооценки
1. Методы ученического целеполагания. Выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; соотношение индивидуальных и коллективных целей; …
Класс 8, 14 лет.
Тема: «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии»
Задание.
This year we’re going to speak much about the UK. Tell us what you know about the country? (называют столицу, большие города, части Королевства…)
Imagine, you’re at the lesson of Geography now. What would you like to know about the UK?
( - the geographical position of the UKnationalities and languages
symbols of the UKpolitical system
sightseeings
industry…)
OK, everything, you’ve mentioned, is connected with the history of the state. I hope it will be interesting for you to learn how some flowers save the countries and became their symbols, about the Royal family and its traditions, about the famous universities if you want to study there, and many other things. If you want to help me – you’re welcome! Decide what topic is the most interesting for you.
And today we shall start with the geographical position of the UK. Please, guess the main points of our talk (предлагают свои варианты: what kind of a state it is, where it is situated, what it is washed by, the parts of the state, peoples…)
Выясняя более важные моменты при изучении темы, учащиеся сначала опираются на имеющийся у них опыт, потом отмечают интересующие их вопросы, «взвешивают» свои возможности и определяются в личном участии по какому-то пункту, работают в запланированном режиме, а учитель лишь корректирует логичность и очередность изучения тем. В итоге учащиеся оценивают не только результат полученных знаний, но и личное участие при изучении новой темы.
2. Методы ученического планирования. Предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определенный период – урок, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу.
Класс 6, 12 лет.
Тема «Образование Past Simple» (в течение недели)
Задание.
- Взгляните на доску! Вы видите новое слово: YESTERDAY. Оно означает «ВЧЕРА». Значит, сегодня мы поговорим о том, как рассказать о действии, которое произошло в прошлом. Какое мы для этого используем время глагола? Translate: Past Simple.
(раздаю листочки) Подумайте и напишите, что нужно знать, чтобы правильно говорить о действии в прошлом на английском языке? (пишут: как изменяется глагол, какие слова обозначают действие в прошлом, как образуется Past Simple…)
Построив предварительный прогноз, учащиеся включаются В поиск общего правила. На примере написанных на доске предложений замечают окончание – ED, строят схему: ПОДЛ. + Ved, по которой составляют свои примеры. Потом выясняют, как строятся вопросы и отрицания, вносят коррективы в своем планировании, а еще позднее – узнают о существовании неправильных глаголов. План работы с Past Simple увеличивается, обновляется за счет обоснований приобретенных знаний. В итоге дети представляют этапы изучения темы, отмечают, что они хотели узнать, и сравнивают с тем, что узнали.
3. Методы создания образовательных программ. Требует от учеников владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений деятельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом самоопределения в их многообразии; методом планирования; методом адекватной самооценки и рефлексии.
Я вижу использование данного метода в создании научно-исследовательских работ, тематика которых разнообразна. Например, для учащихся 10 – 11 классов можно предложить исследовать такой материал, как «Использование Байроном языковых средств в своем творчестве» (на основе … стихотворения). Конечно, приступая к такой работе, ученик должен сначала показать свое понимание данной темы, обосновать ее выбор, актуальность или просто заинтересованность. Затем выстраивается « план действий», предусматривающий изучение определенного материала, чтение произведений, выбор стиха, нахождение языковых средств, их анализ и т.д. Учащийся сам для себя формулирует конкретные вопросы и находит условия для их решения.
4. Методы нормотворчества. Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности – эвристический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения её элементов, формулирование правил и законов, …
Класс 7, 13 лет.
Тема « Внимание! Разыскивается…» (урок, посвященный 8 Марта)
Задание:
-Учитель начинает разговор в классе о прекрасной погоде, просит подтвердить согласие, «намекает» на наступающий праздник, но не называет его. Ученики не догадываются. Тогда он обращает их внимание на помещенное на доске объявление: WANTED (с непонятным силуэтом человека). Дети понимают, что надо кого-то найти. Через задания они понимают, что это женщина, что это мама, чей праздник они скоро будут отмечать.
- what should you know to find a person (height, hair, body building, eyes, face, clothes…)
-make up questions and ask me about that person. (учащиеся расспрашивают, а учитель, отвечая, вводит их в еще большее заблуждение). Лишь появление цыганки помогает им назвать ключевое слово: «MOTHER» (She is the dearest and the most beloved in your family)
-Let’s congratulate your mothers on the holiday and write postcards to them.
Рефлексия такого урока, несомненно, положительная, тем более, что кроме этого, каждый ученик извлечет для себя воспитательный момент.
5. Методы самоорганизации обучения. Работа с учебником, первоисточниками, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений, изготовление поделок, творческие исследования, …
Класс 7, 13 лет.
Тема: «Present Perfect», «Bозвращаясь в прошлое…»
Задания:
-Read the rule, see the examples and do the following exercises!
-Do you know who the head of the UK today is? What do you know about her family? Her children? Her mother was as famous as the Queen too. Do you want to know about her? Find in the books the information about her and make up the story/
- Find the information about British kings and fill in the table: name, years of life, the time of governing, his progress.
Выполнение такого задания заключается не только в том, чтобы найти и прочитать, но еще и подготовить выступление для других.
6. Метод взаимообучения.. Учащиеся в парах, группах или классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.
Класс любой.
Задание:
-Be ready to speak on the topic. Don’t miss the details. Work in groups: Divide the text into parts. Each of you learns his own part by heart. The first tells the others his own part, everybody repeats it. Then the second tells the first part and his own one. Everybody repeats them and etc…
Задание напоминает игру « Снежный ком», где, хоть и тратится много времени, в результате многократных повторений учащиеся снимают затруднение в заучивании или освоении лексического материала.
7. Методы рецензий. Умение взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, проанализировать их содержание, выделить главные моменты.
Класс любой
Задание:
-Read the text, find all the details about the main character, say what he was doing in the shop after his visit to the doctor. (задание выполняют все, но при ответе одного из учащихся остальные слушают, дополняют, исправляют, оценивают точность выполнения задания). Change your papers and check up the task ( проверяют, исправляют). Now look at the right variant on the board. Correct the mistakes and give your marks.
Учащиеся оценивают свой успех и своего соседа.
8. Методы контроля.
Класс 6, 12 лет.
Тема « Квартира».
Задание:
- Класс делится на две группы. Каждой дается нарисованная пустая комната и задание: Сделать из нее, например: спальню и кухню. Дается описание каждой комнаты, читая которое, ученики должны « обставлять» эти комнаты мебелью ( вырезанные картинки).
Дело в том, что некоторые предлоги в описании использованы неверно. Команды должны не только заметить ошибку, но и должны как-то сами исправить, найти свой способ расстановки этой мебели. Правильность задания команды проверяют друг у друга, а учитель лишь координирует их действия.
9. Методы рефлексии. Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником.
Вопросы, предусмотренные итоговой рефлексией, можно успешно использовать при проверке домашнего задания:
- было ли трудным выполнение домашнего задания?
-какая была самая большая трудность?
-как я старался ее преодолеть?
-что не получилось?
-в чем могу себя похвалить?
-чему я научился при выполнении задания?
-что сделаю в следующий раз, если столкнусь с трудностями других заданий?
Легче всего сказать: « я не смог». Открыть книгу, столкнуться с незнакомой формулировкой и закрыть учебник – это просто. Не просто заставить себя разобраться в непонятном, настроить себя на достижение цели. Очень трудно работать в тех классах, где есть учащиеся, которые ходят в школу не за знаниями, а чтобы не ругали родители; они очень ленивы, любое предложение встречают полным отсутствием интереса. Поэтому вопрос внедрения такого метода очень проблематичен.
10. Методы самооценки. Вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл, отражает полноту достижения учеником целей.
Возвращаясь к теме « Соединенное Королевство…», по мере ее изучения, можно дать задание:
- Вы – участник конкурса « Великобритания глазами зарубежных подростков». Победителя ждет приз – поездка в Англию. Задача конкурса – написать письмо, прочитав которое, у членов жюри не было бы сомнения в том, что это писал англичанин. О чем можно написать? Форма написания письма – свободная. Выполнение такого задания должно перерасти в творческий проект, где можно будет увидеть, что хотел получить ученик от изучения данной темы, цели ее достижения и конечный результат.