Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь».


Тема урока: Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички.
«Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь».
Тип урока: комбинированный
Цель: Расширить представления учащихся о растительном и животном мире посредством изготовления поделок из природного материала.
Образовательная: создать условия для формирования умения создавать образы птиц: совы, утки, журавля, лебедя из шишек с использованием дополнительных материалов (пластилин, вата, листья и другие поделочные материалы), формировать умение составлять
план работы с помощью вопросов учителя, умение работать в соответствии с планом.
Коррекционно-развивающая: развитие воображения, слухового и зрительного восприятия, связной устной речи через составление рассказа, коррекция мелкой моторики руки, долговременной памяти через воспроизведение ранее изученного материала, пространственной ориентировки.
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию в учёбе, культуру труда, заботу о птицах.
Формирование УУД:
ЛичностныеУУД:
Формирование желания учиться.
Регулятивные УУД:
развивать умение определять и формулировать цель учебной деятельности с помощью учителя;
определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
корректировать выполнение задания в процессе изготовления поделок;
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
Коммуникативные УУД:
умение участвовать в беседе;
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя;
умение применять свои знания на практике;
умение наблюдать и делать самостоятельно простые выводы;
Оборудование: шишки ели, сосны, пластилин, вата, сухие листья деревьев, деревяттные палочки, предметные картинки птиц, конверты с загадками про птиц, проектор. Ход урока:
№ п/п. Этапы урока. Организация этапа, оборудование. Основное содержание этапа.
Деятельность учителя. Деятельность ученика.
Психологический настрой на урок, мотивация на деятельность
1.
Организационный момент. Приветствие
Учитель предлагает детям прочитать стихотворение.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться,
А трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно. Дети стоят в кругу, читают стихотворение вместе с учителем.
Настраиваются на урок.
Проверка готовности учащихся к уроку
. Игра «Хлопки»
Учитель объясняет правила игры.
Дети хлопают в ладоши 2 раза, если предмет находится на рабочем месте.
Если нет такого предмета – хлопают 1 раз.
Девиз урока « Есть у нас девиз такой – всё, что нужно, под рукой. Проверяют готовность рабочего места.
Слушают правила игры.
Играют в игру.
Читают девиз урока.
Коррекция долговременной памяти через воспроизведение ранее изученного материала. Развитие устной речи при ответах на поставленный вопрос. Умение участвовать в беседе, слушать и понимать других.
2.
Актуализация знаний. Беседа о шишках Учитель организует повторение изученных знаний.
Читает стихотворение.
Если мы растём на ели, на сосне,
Мы при месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…… (шишек).
- О каких шишках идёт речь?
- Скажите, чем отличается по внешнему виду еловая шишка от сосновой?
- Как выглядит еловая шишка?
- Как выглядит сосновая шишка?
- Какие поделки мы делали из шишек?
- Назовите. Участвуют в беседе, слушают ответы одноклассников.
Еловые и сосновые шишки.
По размерам и по форме.
Сравнивают.
Называют поделки из шишек.
Коррекция слухового восприятия, пространственной ориентировки. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Соблюдение охранительного режима.
3.
Целеполагание, планирование деятельности Введение в тему.
Учитель читает загадку про птицу.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку,
Длинный клюв,
И два крыла.
Прилети – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
- Кого будем изготавливать на уроке труда? Отгадывают загадку.
Формулируют тему и цель урока.
Рассказ о птицах, сопровождающийся беседой
Презентация фотографий птиц.
ФизминуткаВ разных местах классной комнаты размещены конверты с загадками о птицах.
Учитель читает загадки.
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, всё это шутка,
Ну конечно это – (утка).
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас в дали…
Кто скажите?.... (журавли)
Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
Учитель рассказывает интересные познавательные сведения о птицах.
- Где живёт сова?
А вы знаете, что сова на охоту вылетает ночью. У неё очень большие глаза, может поворачивать голову почти вокруг всего своего тела. Питается мышами.
- Где живёт утка?
А вы знаете, что утки живут на болотах, озёрах. Питаются травой, водорослями, насекомыми.
- Где живёт журавль?
А вы знаете, что журавли живут на болотах. Питаются насекомыми, червями, водорослями, рыбой. Журавль бывает белый и черный.
- Каких птиц будем делать на уроке?
Вы немножечко устали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Дети находят конверты с загадками, открывают их, слушают загадки, называют отгадки.
Отвечают на поставленный вопрос учителя.
Выполняют упражнения согласно стихотворению.
Коррекция устной речи при составлении полных ответов на вопросы. Определять план выполнения заданий на уроке.
4. Ориентировка в задании. Работа по технологической карте.
Анализ образца изделия.
Учитель с детьми составляет технологическую карту выполнения практической работы.
- Что буду делать?
- Как буду делать?
- Из каких материалов будем делать?
- Какой формы, размера?
- Цветовое оформление.
- Думай, запоминай.
- Проверяй, оценивай.
- Техника безопасности.
Учитель проводит анализ образца изделия.
- Из каких частей состоит тело птицы?
- Сколько шишек используется в изделии?
- Какие ещё материалы необходимы для работы?
- Шишки каких деревьев использованы?
Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Анализируют образец фигурки птицы.
5. Планирование практической деятельности. Составление пооперационного плана по выполнению изделия.
Учитель совместно с детьми составляет план изготовления изделия.
1. С чего начнёте работу?
2. Что будем делать дальше?
3. Как закончите работу? Отвечают на вопросы, рассказывают о выполнении практической работы.
Коррекция мелкой моторики руки.
6. Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись.
Стали пальцы умываться,
Полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку,
Пришли в школу и уселись за тетрадку.
Выполняют упражнения.
Формировать умение организовать рабочее место, корректировать выполнение заданий в практической работе, развитие воображения.
7. Выполнение практической работы Распределение работы.
Инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж по выполнению практической работы. Учитель предлагает детям выбрать фигурку птицы, которую будут делать.
Выберите материалы, необходимые для работы.
Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Вспоминают технику безопасности при работе с пластилином.
Определяют фигурку птички, материалы.
Коррекция связной устной речи через составление рассказа об изделии, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
8. Вывод. Выставка работ.
Учитель организует работу по защите поделок по плану –опоре.
1. Как называется фигурка птицы?
2. Как выполнял работу?
3. Назначение. Каждый учащийся рассказывает о своём изделии по плану.
Умение оформлять свои мысли в устной речи, наблюдать и делать свои выводы.
7. Итог урока. Подведение итога Учитель вместе с детьми читает стихотворение.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для нас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Читают стихотворение.
Я научился…
Я запомнил…
Я смог…