Доклад на РМО учителей технологии Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе


Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе.
Ашеко Ю.М.
учитель технологии
МБОУ «Ермаковская СОШ»
Нововаршавского района
Омской области
В современном, быстро изменяющемся мире, образовательные достижения учащихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Выпускник современной школы должен уметь применять эти знания на практике, работать с информацией, представленной в различном виде, с целью приобретения новых знаний. Для успешной социализации в обществе необходимо освоение коммуникативных умений, в том числе, умение сотрудничать и работать в группах.  Ориентация на знания сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.  Согласно ФГОС второго поколения, общими во всех программах трех направлений предмета «Технология» является раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности». В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем, возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При определении тематики учебных проектов следует руководствоваться содержанием обучения в данном классе. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.  Учебный проект – это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Проекты, выполняемые на уроках технологии, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение социальной проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход – изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. 
Этапы выполнения проекта
1.Поисково-исследовательский.
1.Анализ проблемы или темы предложенного проекта. Краткая формулировка задачи.
2. Определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта.
3. Составление плана работы.
4. Сбор, изучение необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников.
5. Определение критериев (характеристик), которым должно соответствовать проектируемое изделие, чтобы удовлетворить потребности пользователя.
6. Исследование вариантов конструкции изделия, свойств материалов, их прочности, доступности, возможности обработки в условиях мастерских, технологии изготовления различных узлов и деталей изделия, отделки.
7. Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
II. Технологический.
Составление конструкторской и технологической документации.
Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Соблюдение технологической дисциплины, правил безопасной работы, культуры труда.
Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный.
Экономическая оценка проекта.
Экологическая оценка.
Анализ результатов выполнения проекта, испытание его на практике, защита.
Работа над проектом – это творческий процесс и, естественно, в ходе работы над проектом на разных этапах в него могут быть внесены изменения, поправки, уточнения. Не стоит воспринимать учебное проектирование, как некий алгоритм, точно соблюдая этапы которого, можно автоматически достичь поставленных целей.  В процессе работы над проектом воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует самоопределению и самореализации учащихся.  Практику проектной работы необходимо внедрять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Эта работа реализуется через участие в олимпиадах, конкурсах, мастер-классах, проектных семинарах. 

Литература:  1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой М.: Вентана-ГРафф, 2010. 2. Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой . М., Вентана-Граф, 2003.  3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г. Технология 5-11 классы, проектная деятельность учащихся. Волгоград, Учитель, 2009.