Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования
Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
С введением ФГОС для меня основными моментами стали: как спроектировать современный урок в условиях новых стандартов и как оценить новые образовательные результаты обучающихся.
И сегодня хочу представить ту работу, которую ведет наш педагогический коллектив по оценке достижения планируемых результатов освоения новых стандартов.
Оценки достижения планируемых результатов является инструментом реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на обеспечение качества основного образования в МБОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом оценки результатов образования выступают требования Стандарта.
Оценка достижения планируемых результатов является комплексной, включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования:
предметных
метапредметных
личностных.
Особенностями оценки новых результатов в МБОУ «Ребрихинская СОШ» являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Изучая стандарт, составляя основную общеобразовательную программу основного общего образования для 5 класса, возникли вопросы:
Что оценивать? Как оценивать? Кто оценивает?
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформиро-ванность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Оценка достижения учащимися личностного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
В соответствии с ФГОС ООО в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
В оценке личностных результатов образования используются методы педагогической диагностики, анкетирование, наблюдение.
Диагностика формирования личностных результатов учащихся на ступени основного общего образования.
Личностные результаты
Диагностическая база
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Методика изучения мотивации обучения школьников 5 класса
2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Опросник диагностики способности к эмпатии (А.Мехрабиена, Н.Эпштейна)
Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
3. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.
4. Ф°ормирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
5. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Индекс отношения к здоровью
(по методике В. Ясвина, С. Дерябо)
6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи
Проективная методика «Рисунок семьи»
В нашей школе ведущая роль при оценке личностных результатов отведена психологу, а классный руководитель является его непосредственным помощником.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Оценка достижения обучающимися метапредметного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры
Инструментарий
1.
Стартовая диагностика
Стартовая комплексная работа
2.
Текущее оценивание метапредметной обученности
Промежуточные комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регуля-тивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом
3.
Итоговая оценка метапредметной обученности
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
Оценочный инструментарий для текущих контрольно-оценочных процедур разрабатывается педагогами МБОУ «Ребрихинская СОШ» на основе комплексных работ.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Также выделяются следующие два уровня, превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяются также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры
Инструментарий
1.
Стартовая диагностика
Стартовые («входные») проверочные работы по учебным предметам
2.
Текущее оценивание предметной обученности
Самостоятельные работы Проверочные работы.
Диагностические работы
3.
Итоговая оценка предметной обученности
Итоговые контрольные работы.
Оценочный инструментарий для текущих и итоговых контрольно-оценочных процедур разрабатывается педагогами МБОУ «РЕбрихинская СОШ».
15