Урок (самоанализ) по географии для 5 класс «Горные породы»
Самоанализ урока природоведения в 5 классе
Хороший урок – это слаженный, четко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Горные породы. », относящийся к разделу «Горные породы» курса Географии 5 класса. Знания по этой теме ученики уже получили, изучая темы «Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород» .
Это и дало возможность построить урок на уровне восприятия, осмысления и запоминания.
При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывались обученность, обучаемость, реальные учебные возможности детей.
Информация о классе, которую удалось собрать, стала отправной точкой при осуществлении замысла.
Осуществляя психолого-педагогическую характеристику класса, хотелось бы отметить: В 5 классе 15 учеников, из них 8 девочек и 7 мальчиков.
Дети учатся вместе не 1-й год. Класс сформировался в 2008-2009 учебном году. Смена классного руководителя произошла при переходе в старшую школу. Коллектив дружный.
5 – класс с высоким уровнем познавательных способностей. У большинства учащихся практический, наглядно-образный тип мышления.
Большинство учащихся имеет достаточно высокую учебную мотивацию, многие принимали участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх. Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 4 и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой.
Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности. Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. В классе идет активный процесс самоутверждения, и поэтому была особенно важна атмосфера всеобщей заинтересованности и сотрудничества.
В классе учатся ребята с разным уровнем физического здоровья. В связи с этим урок, который был предложен Вам, уважаемое жюри, конструировался, задумывался как урок здоровьесберегающего обучения. Что достигалось через:
Учет возрастных, психологических особенностей аудитории;
Создание благоприятного психологического климата на уроке;
Разнообразие видов деятельности и форм работы;
Преподавание, сохраняющее интерес к учебному материалу;
Создание условий для самовыражения.
Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опираясь на психолого-педагогическую характеристику класса, выбирала и тип урока. Тип урока – это не штамп, не застывшая форма организации работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию. Поэтому, конструируя урок, поставила развивающие цели и задачи обучения:
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении земли, видах горных породах
Задачи
Образовательные:
Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме "Горные породы".
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе, развивать коммуникативные качества; прививать интерес к предмету. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, осознанное отношение к сохранению окружающей среды.
Воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать умения делать выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи.
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с элементами исследования
Вид урока: урок -практикум исследовательского типа
Чтобы заинтересовать учащихся урок провела в виде урока-экспедиции, используя технологию сотрудничества. Выбранная структура урока я считаю рациональной. Дети помогали друг другу, контролируя работу одноклассников. В течение урока мы успели обобщить и систематизировать материал прошлых уроков.
Я думаю , что дети справились с задачами урока. Они активно работали, отвечали на вопросы, выполняли задания правильно. Сделаны необходимые выводы. Осуществлялись взаимоконтроль и взаимопомощь.
Урок состоит из следующих этапов: оргмомент, создание проблемной ситуации, называние темы и цели урока учащимися с помощью учителя, актуализации знаний учащихся по данной теме, выражением решения, поиск решения проблемы учениками, физминутки, применения знаний учащимися, самооценки и рефлексии. Этапы урока взаимосвязаны между собой, способствуют повышению работоспособности учащихся. В ходе урока осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой (жанры: рассказ, загадка, стих, выразительное чтение, физкультурой – проведение динамической паузы.
Обобщение материала строилось в форме совместной деятельности учителя и ученика. На данном этапе акцент делался на :
- развитие умений учащихся работать с визуальным рядом;
- на развитие умений обобщать, выделять главное, существенное;
- на умение критически мыслить.
Ученики активно работали с авторской презентацией, маршрутными листами при решении проблемных вопросов.
Широко использовала три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.
На мой взгляд, именно такие формы работы наиболее рациональны при реализации поставленных целей и задач и соответствуют новым стандартам образования.
Итоги урока - осмысление и закрепление изученного.
На протяжении всех этапов урока реализация основных принципов обучения производилась с точки зрения соблюдения оптимальной меры сочетания принципа научности с принципом доступности, принципа наглядности с принципом абстрактности. На всех этапах урока шло возвращение к ранее изученному. Что же касается структурного анализа моего урока, могу сказать, что: структурирование заданий по сложности и объёму, были напрямую связаны с общими тенденциями восприятия и усвоения учебного материала.
Перегрузки учащихся как физической, так и психологической, не было, благодаря смене видов деятельности и форм работы. Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:
эмоциональный отклик,
увлеченность процессом деятельности;
активность в течение всего урока;
Целесообразное использование авторской презентации в структуре урока позволило активизировать визуальный канал восприятия учащимися учебной информации, разнообразить подачу учебного материала, способствовало созданию благоприятных условий для восприятия.
Домашнее задание было творческим.
Завершающий этап – рефлексия.
Какой был урок? Определите сами с помощью смайлика (дети показывают смайлики)
Продолжите фразу .
Результативность.
Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводима в любом классе.
15