Программа Зажги огонь жизни
Программа «Зажги Огонь Жизни»
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 18.06.2003 N 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» и письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»Направленность дополнительной образовательной программы
Здоровье - бесценное достояние не только
каждого человека, но и всего общества.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим ребят ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будим личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы.
Здоровье, на протяжении жизни человека, формируется независимо от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой деятельности человека.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Рост учебной нагрузки в школе, неправильное питание, просмотр негативно влияющих на психику детей видеофильмов и компьютерных игр, приводят к гиподинамии, нарушению осанки, зрения и т.д.. Проблему роста числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, распространение токсикомании и наркомании в среде подростков необходимо решать родителям, педагогам, психологам и медикам. Одним из важнейших факторов решения проблемы является знание психологии. Воспитание личных качеств помогает ребенку верить в себя и не делать ошибок.
Употребление школьниками спиртных напитков далеко не всегда бывает рациональным и обдуманным, во многих случаях подростки следуют сложившимся обстоятельствам, оказываясь в ситуациях, благоприятных для употребления алкоголя. Наиболее часто школьники употребляют алкоголь вне дома, в компании друзей или знакомых. Для этого выбираются места, максимально удаленные от поля зрения родительского контроля: это, например, подъезды, квартиры друзей и знакомых.
По данным специалистов, чем позднее подросток начнет употреблять алкоголь и табак, тем меньше вероятность приобщения его к наркотическим веществам. Отказ от психоактивных веществ зависит от психологической подготовки ребенка.
Для борьбы с вредными привычками и для предотвращения приема психоактивных веществ в нашем Центре создана программа «Зажги Огонь Жизни».
Образовательная программа «Зажги Огонь Жизни» комплексная объединяет три проекта, имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на работу с педагогами, родителями и детьми.
Предлагает участников программы научить навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений. Программа направлена на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Новизна - Сегодня в первичной профилактике наркомании используются в основном традиционные формы работы. Однако современные школьники избирательны в увлечениях, ориентированы на результат, предпочитают ясность и конкретизацию информации, прагматичны. Включение новых методов работы, позволит повысить эффективность профилактики употребления психоактивных веществ. Одной из таких форм может стать деятельность в рамках долгосрочных проектов: «SаМоSтоятельные дети», «Здоровая семья - здоровая нация», «Лет до ста расти нам - без старости».
Актуальность, педагогическая целесообразность - На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная программа определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, педагогов и родителей, но и здоровье, благополучие будущих поколений. Этому способствует проведение уроков мастерства, в основу которых положены как традиционные формы работы, так и инновационные технологии воспитательной работы, психологические тренинги.
Главной задачей программы является обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволят сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса.
Знания, мероприятия программы, дают возможность их участникам сделать правильный выбор и отказаться от употребления психоактивных веществ.
Цель программы:
Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья участников программы.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучать школьников противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
- формировать базовые понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;
- формировать интерес к прикладным психологическим знаниям.
Воспитательные:
- воспитать чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;
- повышать уровень рефлексивности;
- создавать мотивации для дальнейшего саморазвития подрастающего поколения;
- сплачивать и формировать взаимное доверие педагогов, родителей и детей;
- формировать толерантность.
Развивающие:
- развивать у участников программы здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
- развивать навыки эффективного общения;
- развивать умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
- развивать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- развивать способность осознания подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающие его как личность;
Участвующие в реализации данной дополнительной образовательной программы – педагоги, родители, дети.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – долгосрочная.
Структура программы
24345908509000
Программа
«Зажги
777240241300036766502768600Огонь
Жизни»
298704012382500
-228603175000413956531750018630903175000
Проект Проект Проект «Лет до ста «Здоровая семья» «Самостоятельные расти нам- - здоровая нация» дети»
без старости»
Проект «Лет до ста расти нам без старости».
Проблема: Злоупотребление подростков спиртными напитками, табакокурением, наркотическими веществами.
Решение: Создание в районе проекта: «Лет до ста расти - без старости».
Целесообразность:
В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения. У несовершеннолетних быстро формируется установка на негативное поведение и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения.
По статистическим данным здравоохранения здоровье детей ухудшается по всем параметрам. Все это определяет основной задачей деятельности Центра внешкольной работы выявление социально-проблемных детей и подростков, поиск и реализацию новых эффективных нетрадиционных методов формирования у них здорового образа жизни.
На решение этой задачи и направлен проект «Лет до ста расти нам - без старости».
Цель: создать условия для формирования здорового образа жизни у детей, подростков, взрослых через деятельность общественных объединений.
Задачи:
сформировать команду единомышленников, специалистов;
разработать комплексную программу и систему событий по формированию ЗОЖ, составить смету, создать план привлечения ресурсов для реализации программы.
заинтересовать руководство в поддержке и реализации программы;
провести диагностику состояния здоровья и степень заинтересованности в своем здоровье населения в районе;
привлечь волонтеров;
организовать подготовку инструкторов здорового стиля жизни;
организовать просветительскую работу среди населения, пробудить интерес социума;
8. создать оздоровительный центр с методической службой.
Направление деятельности:
обучение детей, педагогов, родителей, классных. руководителей, заместителей директоров;
внедрение теоретической информации и практикумов ЗОЖ через самоорганизацию;
зональные семинары в районе.
Срок реализации: долгосрочный.
Целевая аудитория: 1-11 классы, родители, педагоги.
Содержание программы:
Физическое здоровье.
- закаливание воздухом,
- закаливание водой,
- солнечные ванны,
- пауэрлифтинг,
- физкульт-минутки здоровья.
Психическое здоровье.
- арттерапия,
- изотерапия,
- природотерапия,
- танец живота ( пластика тела),
- антистрессовые программы,
- тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки,
- на создание доброжелательной атмосферы
- на умение управлять событиями в своей жизни
Нравственное здоровье.
- технологические игры
- тренинги на принятие на себя ответственности за своё здоровье, свои мысли, поступки и результат своей деятельности.
Формы работы:
круглый стол,
школьное кафе-гостиная,
лекции,
сборы,
тренинги,
соревнования,
консультации,
встречи,
походы,
операции,
акции,
профильные сессии,
турслеты,
спортивные игры,
«веревочный курс»,
театр здоровья,
КВН,
конкурсы рисунков, плакатов,
фольклор (праздники, хороводы, песни).
План реализации
№ п\псроки Название мероприятий Краткие моменты
1 октябрь веревочный курс «Возьмемся за руки друзья». цели и задачи игры:
-сплочение педагогов, родителей, детей;
-закрепление первоначальные минимально необходимые знания о полезных и вредных привычках;
-вызвать осознанное нетерпимое отношение к ПАВ;
-способность осознанию необходимости воспитания и самовоспитания полезных привычек. В частности, привычки к здоровому образу жизни.
Игра (веревочный курс) соревновательного характера по станциям на командообразование и в то же время познавательная в ней учитывается, правильность выполнения задания на каждое дается не более трех попыток и оценивается задание по пятибалльной системе, если на станции ребятам задаются вопросы за каждый правильный ответ один балл.
2 ноябрь операция «Чистый город - здоровый город» привлечение внимания через плакаты, буклеты , которые раздают участники операции жителям поселка для привлечения их к проблемам загрязнения жителями поселка, и приглашают всех принять участие в уборке и подготовке поселка к зиме.
3 декабрь праздник «Здравствуй, зимушка-зима» массовое гуляние катание на санках, участие в спортивных играх.
4 январь акция «Количество свечек зависит только от тебя» цель акции:
Формирование у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни, нравственности, морально устойчивой позиции в обществе.
Участники организуют в запланированном и подготовленном месте проведения акции интерактивную площадку, на которой подросткам и взрослым предлагается пройти экспресс-тест на знание основ безопасного с точки зрения заражения ВИЧ-инфекцией поведения, принять участие в конкурсе обращений к сверстнику «Умей сказать «нет»!». По итогам проведенных мероприятий участникам акции вручают красную ленту — международный символ солидарности с ВИЧ-инфицированными людьми (либо красный воздушный шар в форме сердца), памятку для подростков о ВИЧ инфекции и способах сохранения своего здоровья и проводят танцевальную зарядку;
5 февраль КВН «Будь готов сказать - НЕТ» в творческой форме показать положительные аспекты здоровья.
6 март театр здоровья, 7 апрель акция «Знаешь ли ты закон» участники акции проводят с жителями викторину «Знаешь ли ты закон?» и объясняют, что любые действия с наркотиками являются уголовно наказуемыми: будь то приобретение, хранение, транспортировка, продажа, организация потребления, изготовление, склонение к употреблению. Раздают буклеты с выдержками из закона.
Результатом проведенной акции является количество собранных подписей «С извлечениями из Закона ознакомлен».
8 май акции «Здоровая мама - здоровый ребенок!» проведение парада колясок, участники акции во время парада раздают буклеты с выдержками из медицинских брошюр на запрет абортов.
Система событий:
Физическое здоровье – результат:
- создание профильных отрядов инструкторов ЗОЖ,
- появление клубных объединений ЗОЖ (фан-клубов),
- проведение просветительских выходов в социум,
- проведение акций;
Соматическое здоровье - результат:
- проекты профильных смен «Быть здоровым – это стильно»;
Психическое здоровье - результат:
- социальные проекты ЗОЖ детских общественных объединений;
Нравственное здоровье - результат:
- районное движение профильных отрядов инструкторов ЗОЖ с программой своего развития.
Ресурсное обеспечение:
Кадровые ресурсы
- приглашение специалистов со стороны, представителей науки, медицины, спорта, туризма, психолога, валеолога;
- вовлечение в проект мастеров своего дела, руководителей кружковых объединений: мастера ремесленных искусств, арттерапии, игротехники, хореографы, музыканты, изоприкладники и т.д;
- подготовка кадров (выращивание) инструкторов детского движения;
- привлечение волонтеров (студенты) люди, которые имеют отношение к педагогике, психологии, медицине, валеологии и т.п.;- методическая служба.
Связи
- администрация района
- управление образования;
- управление по делам молодежи спорту и туризму;
- Управление внутренних дел;
- Государственная инспекция безопасного дорожного движения;
- Управление культуры;
- Отдел защиты окружающей среды (экология);
- Отдел социальный защиты.
- средства массовой информации;
- пожарная служба;
- санитарная эпидемиологическая станция;
- психологические службы;
- общественные организации
- коммерческие структуры (фирмы, центры, частные предприниматели и др.);
- родители.
Методики (литература, курсы повышения квалификации, обмен опытом, разработки)
Технологии (семинары в ЦВР или выездные тематические семинары)
Программа организации проектной работы
Истории, традиции (сохранение и нарабатывание новых)
Ожидаемый результат:
- наличие команды мастеров и инструкторов, владеющих способами и методами сохранения и укрепления физического, соматического, психического и нравственного здоровья;
- наличие клубов здоровья на местах;
- улучшение состояние здоровья у детей и взрослых.
Проект «Здоровая семья – здоровая нация».
У кого есть здоровье - у того есть надежда. У кого есть поддержка - у того есть всё! (восточная мудрость)
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы (Бальсевич В.К., Безруких ММ., Давыдов В.В., Базарный В.Ф., Эмацовский Ю.Ф., Ончарова Р.В.) позволил нам установить, что вопросам здоровья и физического развития детей в семье и школе уделяется недостаточное внимание. Приоритетными сегодня должны быть не только физическое развитие школьника, приобретение им различных умений и навыков, но и формирование физической культуры личности, ориентации на сознательное укрепление здоровья. Анализ результатов проведенного нами исследования учащихся 9—10-х классов и их родителей свидетельствует:
- активно отдыхают на свежем воздухе - 9,9 % опрошенных; - каждую неделю - 28,2 %; - реже раза в неделю - 39,6 %; - редко, практически никогда - 22,1 %.
Большая часть респондентов (73%) считают себя достаточно осведомленными в области физической культуры, однако 62% рсспондентов отметили, что мало знакомы с требованиями к двигательному режиму школьников; 58% - с методами самоконтроля состояния и регулирования нагрузок; 56% - с влиянием занятий физическими упражнениями на основные системы организма; не научили детей беречь себя - 32%; не ведут здоровый образ жизни - 13,5%. Таким образом, результаты анкетного опроса показали, что:значительная часть семей не имеет сформированной потребности в двигательной активности; уровень санитарной грамотности родителей не отвечает современным требованиям (компьютерные игры, мебель, освещение, телевидение и т.п.); нарушена структура питания детей; нарастает уровень детского травматизма.
Анализ данных проведенной нами диагностики показал, что малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация, неблагополучная семья являются главными причинами этому. Это лишь малая часть тех проблем, которые предстоит решать в ближайшие годы.
Мы убеждены, что деятели образования, семья могут и должны выработать общие подходы на вызовы нашего времени, могут и способны решительно действовать вместе.
Содействовать этому призван и наш проект «Здоровая семья здоровая нация».
Цель проекта - помочь родителям и педагогам организовать оздоровительную работу, направленную на формирование у детей высокой мотивации к здоровье сбережению и поведенческих навыков здорового образа жизни. Исходя из данной цели, нами поставлены следующие задачи:
-раскрыть новое видение организации здорового образа жизни;- формировать потребность детей в здоровом образе жизни;- оказать помощь детям в социальной адаптации, самоопределении и самореализации;- формировать позитивные взаимоотношения детей с окружающим миром, обществом, самими собой.Направления работы:
1. Повышение культуры родителей. Задачи: - обеспечение семей школьников необходимой информацией о здоровом образе жизни;- оказание практической помощи по вопросам оздоравливания детей;психологическое просвещение родителей учащихся;- оказание психолого-педагогической поддержки семье;- ознакомление родителей школьников с основами безопасного поведения в различных ситуациях;
Формы работы: - лекции; - конференции; - клубные занятия; - индивидуальные и общие консультации; - конкурсы.
2. Организация совместного летнего отдыха и досуга.
Задачи:- содействовать сближению поколений;- научить их организовывать свое свободное время;
- коммуникативное и коллективное воспитание.
Формы работы:
-летние досуговые клубы;
-турпоходы;
- путешествия;
- вечера творческих мастеров.
3. Совместная здоровьесберегающая деятельность школы и семьи Задачи: - внедрить в учебный процесс здоровьесберегающие методики; - обеспечить безопасную здоровую среду в помещениях, на игровых площадках. - воспитывать чувство ответственности за здоровье личности, семьи, сообщества. Формы работы:Здоровьесберегающее обучение:- проведение для детей группы риска и их родителей занятий по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.Физическое развитие:- работа спортивных секций и кружков;- организация подвижных игр.Безопасность жизнедеятельности.
- запрет на курение в центре и на территории школы для учащихся, педагогов и посетителей;
- запрет на употребление спиртных напитков; - размещение в центре наглядной информации по безопасности детей на дорогах, профилактике наркомании, алкоголизма и габакокурения; - обучение поведению в экстремальных ситуациях.
План реализации
№ п\псроки название мероприятия ключевые моменты
1 октябрь Цикл тематических родительских собраний в объединениях Центра Проводит педагог дополнительного образования, социальный педагог, заместитель директора по УВР. Тематика собраний носит информативно-просветительский характер, затрагиваются вопросы, которые менее всего знакомы родителям (по результатам диагностики); подбирается в соответствии с возрастом обучающихся. Тематика может варьироваться в зависимости от подготовленности родителей, их информативной грамотности в этих вопросах.
2 ноябрь
в рамках месячника профилактики наркомании и употребления ПАВ Интерактивная игра между обучающимися и родителями «Самое слабое звено» Задания игры предполагают осведомленность детей и родителей в вопросах, связанных с наркоситуацией в обществе, последствиями наркомании (административный кодекс РФ, УК РФ, рассмотрение наркомании как болезни и пр.). Игра, помимо информативной функции, несет в себе психологическую функцию сближения детско-родительских отношений в процессе игровой деятельности.
3 январь Психологическая ролевая игра «Если друг оказался вдруг...» Психологический тренинг-разыгрывание жизненных ситуаций в совместной деятельности родителей и детей (разыгрывание с дальнейшим обсуждением поведения взрослых и детей в типичных ситуациях: друг собственного ребенка попробовал наркотик, мой сын покуривает «травку», подслушанный разговор и пр.). Цель проведения мероприятия: совместный поиск выхода из сложных жизненных ситуаций, поиск максимально правильного решения проблемы, налаживание контактов между взрослыми и детьми.
4 апрель
в рамках празднования Всероссийского дня Здоровья Конкурс «Лучшая спортивная. семья» Цель: формирование здорового, образа жизни всех членов семьи; рассмотрение спорта как альтернативы употребления ПАВ, табакокурения и алкоголя. Конкурс проводится в несколько этапов («Семейные спортивные традиции», «Веселые старты», «Спортивный интеллектуал»)
Ожидаемый результат: Тесная связь родителей с детьми. Здоровье всей семьи.
Антинаркотическая комиссия по Республике Татарстан, Министерство образования и науки РТ, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по РТ. Создали на основе Швецкого проекта республиканский проект «Самостоятельные дети» данный проект мы включили в свою программу и успешно по ней работаем.
Республиканский антинаркотический проект
на основе контрактного метода профилактики наркотизации детей школьного возраста «SаМоSтоятельные дети».
По данным социологических исследований почти каждый второй школьник имеет курящего отца, а каждый восьмой – курящую маму. Неудивительно, что в подобных условиях более половины подростков имеют опыт употребления табака, причем почти треть из них являются систематическими (регулярными) курильщиками.
Приобщение к употреблению алкоголя происходит также в юном возрасте, и подавляющее большинство учащихся старших классов уже имеют опыт употребления алкоголя. Тревогу вызывает тот факт, что спиртное одинаково активно употребляют и девушки, и юноши. Исследование показало, что около половины нынешних десятиклассников хотя бы один раз в своей жизни оказывались в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Употребление школьниками спиртных напитков далеко не всегда бывает рациональным и обдуманным, во многих случаях подростки следуют сложившимся обстоятельствам, оказываясь в ситуациях, благоприятных для употребления алкоголя. Наиболее часто школьники употребляют алкоголь вне дома, в компании друзей или знакомых. Для этого выбираются места, максимально удаленные от поля зрения родительского контроля: это, например, подъезды, квартиры друзей и знакомых.
По данным специалистов, чем позднее подросток начнет употреблять алкоголь и табак, тем меньше вероятность приобщения его к наркотическим веществам.
Сегодня в первичной профилактике наркомании используются в основном традиционные формы работы. Однако современные школьники избирательны в увлечениях, ориентированы на результат, предпочитают ясность и конкретизацию информации, прагматичны. Включение новых методов работы, позволит повысить эффективность профилактики употребления психоактивных веществ. Одной из таких форм может стать деятельность в рамках долгосрочного проекта «SаМоSтоятельные дети».
Проект «SаМоSтоятельные дети» разработан с учетом опыта реализации шведского проекта «Smart». В настоящее время в Швеции он охватывает более 80% школьников в возрасте от 10 до 16 лет. Исследования подтверждают, что метод является эффективным в профилактике зависимостей и девиантного поведения. В результате на 40% уменьшилось потребление табачных изделий среди детей и на 50% сократилась проба наркотиков. В Швеции 30 % родителей, чьи дети участвуют в проекте, отказались от курения.
Этот метод профилактики наркомании и преступности также активно используется в ряде европейских стран (Норвегии, Финляндии, Литве) и городах Российской Федерации (Санкт-Петербурге, Мончегорске, Великом Новгороде).
Цель проекта «SаМоSтоятельные дети» - предупредить или отложить первую пробу психоактивных веществ детьми школьного возраста на возможно более поздний срок.
Задачи проекта:
- обучить персонал организаций, участвующих в проекте, работе по контрактному методу;
- обеспечить организации, участвующих в проекте, типовым контрактом, атрибутикой и дисконтными картами;
- заключить соглашения с учреждениями дополнительного образования, спортивными секциями, коммерческими предприятиями, учреждениями культуры, спортивными клубами о предоставлении льгот детям, участвующим в проекте;
- пропагандировать проект через средства массовой информации;
- провести информационно-разъяснительные мероприятия детьми и их родителями;
- заключить контракты с детьми;
- организовать и провести антинаркотические мероприятия в организациях, участвующих в проекте;
- отследить результаты выполнения проекта.
Участники проекта:
- дети в возрасте от 10 до 17 лет, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования, в спортивных секциях, кружках по интересам и т.п.;
- родители;
- психолого-педагогический персонал организаций, участвующих в проекте.
Механизм реализации проекта:
С детьми и родителями проводится разъяснительная работа о целях, задачах и механизмах реализации проекта "SаМоSтоятельные дети".
С участниками проекта проводятся тематические информационно-просветительские, культурно-развлекательные, развивающие мероприятия в течение учебного года, а также в каникулярное время.
Дети школьного возраста самостоятельно выбирают и вписывают собственноручно в индивидуальный контракт те запреты, которые для себя определяют как «вредные привычки».
Дети и подростки, выполнившие условия контракта в течение месяца, получают значок с символикой проекта «SаМоSтоятельные дети», в течение 3 месяцев – членскую карточку, футболку и бейсболку с символикой проекта. Ребята, которые выполнили контракт в течение учебного года, участвуют в итоговом торжественном мероприятии (экскурсионная поездка, туристический поход, сплав и т.д.).
Минимальная платформа индивидуального контракта:
- для ребенка среднего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, совершение актов вандализма, насилия и жестокости;
- для старшего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, психоактивных веществ, совершение актов вандализма, насилия и жестокости и т.п.;
- для подростка, имеющего опыт курения: в течение 1-3 месяцев прекратить курить, затем полный запрет на употребление табака, алкогольной продукции и т.д.
Индивидуальный контракт заключается между ребенком школьного возраста и руководителем организации. Подпись родителя в контракте означает, что он одобряет желание ребенка участвовать в проекте.
Условия участия в проекте:
- срок действия контракта ограничен (не более 1 года);
- добровольное вступление в проект и право выхода из него;
- поощрение за соблюдение контракта (льготы и прочее);
- исключение из проекта за нарушения условий контракта с изъятием членской карточки (при этом возможность повторного вступления в проект сохраняется).
Членская карточка позволяет получать различные виды льгот, предоставляемые учреждениями дополнительного образования, спортивными секциями, коммерческими предприятиями, учреждениями культуры, спортивными клубами, участвующим в проекте. Каждое учреждение и предприятие самостоятельно разрабатывает систему стимулирования ребят, подписавших контракт и выполнивших его.
Финансирование проекта:
Изготовление атрибутики проекта финансируется за счет Республиканской целевой программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан.
Долгосрочный ожидаемый результат:
- снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ;
- распространение и закрепление у детей школьного возраста имиджа уважаемого и успешного человека, жизненной ценностью которого является бережное отношение к своему здоровь-65151015494000СТРУКТУРА ТИПОВОГО КОНТРАКТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА
«SАMОSТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ»
Я, _______________________________________________________,
воспитанник, и _______________________________________________, руководитель объединения ____________________________________,
заявляем, что__________________________________________ принял на себя сроком на _____________________следующие обязательства:
Со своей стороны, ___________________________________берет на себя обязательства:
В случае нарушения контракта:
а) руководитель объединения сообщает родителям воспитанника ________________________________________________.
б) коллектив на общем собрании решает вопрос о выбывании воспитанника_________________________________________________
из проекта «SаMоSтоятельные дети» сроком на __________________.
Подписи сторон:
Руководитель организации (объединения) Ф.и.о. участника контракта
________ (расшифровка подписи)
(подпись) ________ (подпись)
«____» __________ 200 __ г. Родитель:
________ (расшифровка подписи)
(подпись)
М
План реализации проекта
№ п\псроки название мероприятий ключевые моменты
1 сентябрь сбор руководителей и активистов «СМС - дети ». подведение итогов за прошедший год, утверждение плана на новый год.
2 октябрь акция «Наша улица – против!». цель: формирование убеждения, что употребление наркотиков и других ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем Акция может проводиться в течение нескольких дней, о проведении которой заранее должны быть оповещены участники (листовки, объявления).
1этап: анкетирование жителей по проблемам наркомании, табакокурения и употребления алкоголя.
Примерные вопросы для опроса:
1.Что, на Ваш взгляд, заставляет человека употреблять спиртное?
2.Самый популярный напиток среди молодежи.
3.Пробовали ли вы курить? Пить? Употреблять наркотики?
Социологический опрос проводится силами ребят на улице, возле подъездов домов, возле близлежащих магазинов и т.д.
2этап: социальная реклама.
На подъездах домов улицы развешиваются открытки, пропагандирующие отказ человека от вредных привычек ради жизни будущего поколения. В общественных местах микрорайона размещаются плакаты «Я - ПРОТИВ!», на которых все желающие ставят свои подписи на плакате против вредных привычек и за ведение здорового образа жизни.
3 ноябрь конкурс буклетов своего отряда. создается буклет, где рассказывается об самом отряде его целях, направлениях работы, делах.
4 декабрь акция «Скрытая камера» участники акции снимают фотоаппаратами подростков, которые курят, и употребляют алкоголь. Подростки не знают, что их снимает скрытая камера. По завершению акции проводится игра «Общественный суд», где в дискуссионной форме обсуждаются вопросы : Почему я курю. Почему я пью. А затем показывают слайд-шоу , где нарушители снятые скрытой камерой показаны с положительной и с отрицательной стороны.
5 январь конкурс « Успешный волонтер» конкурс проводится с целью развития антинаркотического волонтерского движения.
Задачи Конкурса:
-выявление и поощрение успешного опыта осуществления антинаркотической волонтерской деятельности участников проекта «Самостоятельные дети»;
-развитие сотрудничества и обмен опытом между активными представителями антинаркотического волонтерского движения;
-формирование высокого статуса волонтера, работающего в сфере пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциальных явлений в молодежной среде .6 февраль акция «Стена нарушителей» в месте скопления наибольшего количества народа ( торговые центры, ДК, и т.д). устанавливается стенд. В течение месяца всех нарушителей замеченный в нарушениях общественного порядка ( скандалят, бросают мусор, употребляют алкоголь, курят и т.д.) их фото вывешивают на данном стенде и все жители поселка видят данных нарушителей.
7 март конкурс видеороликов «Мы против вредных привычек» конкурс проводится в целях поддержки творческих работ участников проекта по пропаганде здорового и безопасного образа жизни, формирования у детей и подростков ответственного отношения к своему психическому и физическому здоровью, здоровью окружающих, привлечения внимания общества и средств массовой информации к проекту «Самостоятельные дети».
8 апрель акция «Дорогой добрых дел!» оказание помощи людям попавшим в трудную жизненную ситуацию
9 май операция «Трудовой десант» благоустройство поселка ( посадка деревьев, цветов, уборка могил героев Советского Союза Н.Л.Соболева, С.М. Бендикова.
10 в течение учебного года участие в республиканских конкурсах и акциях республиканского антинаркотического проекта «SaMoSтоятельные дети»
Форма работы по данной программе:
1. Самостоятельные дети.
- заключение контракта;
- участие в конкурсах, акциях;
- пропаганда здорового образа жизни.
2. Здоровая семья, здоровая нация.
- проведение лекций, бесед;
- индивидуальные и общие консультации;
- мероприятия, конкурсы.
3. «Лет до ста расти нам без старости»
- проведение семинаров, тренингов;
- проведение соревнований;
- проведение КВНов; театров;
- проведение акций, конкурсов;
Режим реализации программы: Программа реализуется в течение девяти месяцев с 15 сентября по 31 мая учебного года.
Прогнозируемый результат:
Если педагоги, родители будут заботиться о физическом, психическом и духовном здоровье ребенка, то он сможет адекватно оценить свое место и назначение в жизни и успешно адаптироваться к новым социальным условиям.
Ожидаемые результаты:
- снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ;
- распространение и закрепление у детей школьного возраста имиджа уважаемого и успешного человека, жизненной ценностью которого является
бережное отношение к своему здоровью.
Учащиеся должны знать:
- базовые понятия из области общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;
- виды конфликтов и пути их преодоления;
- эффективные формы работы в команде;
- методику определения своего темперамента, профессиональной ориентации, конфликтности, толерантности;
- методику работы с психолого-диагностическим материалом;
- проблемы современного общества, такие как алкоголизм, курение и борьба с ними.
- проблемы современного общества, такие как ВИЧ/СПИД и наркомания: пути заражения, этапы развития, возможности защитить себя и своих близких.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- участие в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, профильных сменах актива, семинарах.
Бюджет:
№п\п Вид деятельности сумма
1 Оплата специалистов по данному направлению
- три семинара 3Х 1500 4500 рублей
2 Канцелярские товары
ручки 30 х 5
Карандаши 30 х 3
ватман 50 х 10
бумага 3 х 125
гуашь 3 х 125
тетради 30 х 4
цветная бумага 30 х 5
скрепки 10 х 3
кнопки 10 х 5
картон 10 х 16 2000 рублей
150
90
500
375
375
120
150
30
50
160
3 Техника
магнитафон 1 х 7000
компьютер 1 х 30000
ксерокс 1 х 10000
47000 рублей
4 Спортинвентарь:
мячи футбольные 25х 580
мячи волейбольные 25 х 500
лыжи детские 25 х 200
ледянки 25 х 100
веревка бельевая 25 х 50
мячи гимнастические 25 х 250
42000 рублей
14500
12500
5000
2500
1250
6250
5 Экипировка:
- футболки 50х800
- значки 20х50
41000 рублей
40000
1000
ИТОГО: 136500 рублей
Финансы:
- внебюджетные средства
- гранты
- попечительский совет родителей
- спонсоры
- трудоустройство подростков (центр занятости).
Прогнозируемый результат:
Если педагоги, родители будут заботиться о физическом, психическом и духовном здоровье ребенка, то он сможет адекватно оценить свое место и назначение в жизни и успешно адаптироваться к новым социальным условиям.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, профильных сменах актива, семинарах.
Список литературы
Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.
Александров А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» М. Интерполиграф, 1996г
Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Невский Диалект», 2000.
Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - СПб, 2001
Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995
Братусь Б.С. “Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма” 1995г.
Васильченко Е.А. Табакокурение. - М., 2000
Ваисов, С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость: прак-тическое руководство по реабилитации детей и подростков / С. Б. Ваисов. - Санкт-Петербург: Наука и техника (НиТ) , 2008. -268 с. - (Мир психологии и психотерапии)
Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-1994.- 9.-С. 9-12.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.
Горин А.Г. Курение и молодежь. - Киев, 2002
Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-14
Исмуков, Н.И. Без наркотиков : Прогр. предупреждения и преодоления наркот. и алкогол. зависимости / Исмуков Николай Николаевич. -М.: Школьная Пресса , 2001. -384 с.
Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика самосознания учащихся» Методические рекомендации Екатеринбург 1996 г.
Касаткин В. «Принципы создания программы профилактики курения в школе» Вестник образования России – 2001 №13, -с.57 -71
Колбанов, В.В. Профилактика наркозависимости в школе / Колбанов В.В.; Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург. акад. постдиплом. пед. образования, Каф. валеологии. -СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования , 2003. -105, [1] с.
Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие / Колесов Дмитрий Васильевич; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. -5-е изд., стер. - Москва: МПСИ , 2009. -222, [1] с
Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 03130 - Социальн. педагогика / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 3-е изд., стер.. -Москва: Академия , 2008. - 187 с.
Кулинич, Г. Г.Вредные привычки : профилактика зависимостей : 5-7 классы : [классные часы, родительские собрания, тесты, анкеты, советы психолога, рекомендации врача] / Кулинич Галина Григорьевна; Г. Г. Кулинич. - Москва: ВАКО. -207, [1] c.
Кулинич, Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы : [классные часы, родительские собрания, викторины, конкурсы, тесты, анкеты, советы психолога и врача] / Г. Г. Кулинич. - Москва: ВАКО , 2009. -272 с.
Лещинский Л.А. Берегите здоровье. - М., ИНФРА-М, 2001
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
Мамович Н. Урок – конференция «О вреде курения» Биология (еженедельная приложение к газете) 01.09.2001. -№5, с. 2 -3
Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
Муратов И.Д Сидоров П.И. “Антиалкогольное воспитание в школе”.1997г.
Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации). М., 1999.
Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно – методическое пособие/ С. Б. Белогуров, В.Ю. Климович. - 2-е изд.,стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96с.
Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: , 1998.
Ягодинский Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» М. Просвещение 1986г.