Мастер-класс:Зажги огонь в своей душе!
Мастер - класс
«Зажги огонек в своей душе»
На занятии открываются новые знания о человеке, есть возможность посмотреть на себя и оценить себя, поработать над собой, каждому попытаться оценить состояние здоровья, проводится массаж биологически активных точек, релаксация
Индюкова Римма Юрьевна, учитель начальных классов, высшая категория
10.02.2012
МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н.А.Заболоцкого»
Цель: показать и обучить учителей района методам и приемам самомассажа и дыхательным упражнениям.
Задачи:
научиться понимать свой организм – увидеть состояние свое,
проявить желание вылечиться,
совершать усилия над собой до полной победы
научиться создавать прекрасное настроение
Ход занятия:
Вступление
Всем нам известна мудрость: «Нельзя беспечно относиться к жизни, к своему здоровью. Ведь жизнь надо ценить. Посмотрите вокруг себя - так жизнь прекрасна: и капля утренней росы на цветке, и звук летящей пчелы или мохнатого шмеля. Мы просто не всегда понимаем, что все это дается человеку 1 раз. Второго уже не будет. Давайте любить себя!
А теперь создайте ощущение, что Вы выше всего суетного, обыденного, что
Вы есть Доброта
Вы есть Любовь
Вы есть Юность
Вы есть Молодость
Вы есть Здоровье
Вы есть Понимание
Вы есть прощение
Вы есть Все, что Вы считаете свойственно Человеку.
Да будет так.
Сегодня на занятии мы будем вновь открывать для себя новые знания, знания о человеке.
У нас с вами будет возможность посмотреть на себя и оценить себя, поработать над собой.
Еще Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
- Как вы понимаете этот афоризм?
- Какое Солнце может быть в человеке?
- Что может помешать солнцу, светить в человеке?
(Действительно, каждый человек хороший, но приходят иногда «тучки», такие как гнев, зависть, лень и загораживают Солнце)
Друзья, давайте подарим друг другу улыбку, согреем друг друга лучами того солнца, которое есть в вас.
Сегодня на мастер – классе предлагаю Вам провести некоторые исследования.
Начнем исследование. Я вам буду предоставлять материал, а вы расскажете о своих чувствах, возникающих при виде этого материала. Врачи же оценят состояние человека, который это чувствует. Посмотрите на каждый слайд, расскажите все по нему.
Что общего между картинами вы увидели?
Зависят ли явления природы от нас?
Можем ли мы управлять ими?
А наши чувства зависят от явлений природы?
Меняем объект наблюдения. Это человек. Посмотрите на слайд. Опишите какие чувства испытывает человек (гнев, раздражение, истерики, слезы и плач детей)
Оцените состояние здоровья людей, изображенных на слайде.
Сделаем вывод о том, как надо человеку вести себя, чтобы быть здоровым?.А учиться мы будем здесь и сегодня
Меняем объект наблюдения. Прослушаем песню - стихотворение С. Копыловой «Гвозди».
Жил человек гневливый до предела.
Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.
Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день
Потом все меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.
Отец его заданье дал другое:
Когда он снова сможет гнев сдержать,
За каждую победу над собою –
По одному теперь их выдирать.
И вот настал тот день, когда в заборе
Он не нашел гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
- Смотри, отец, я победил его!
Гнев побежден, и для отца важнее,
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе,
- Гвоздей железных может быть, острей.
И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного слова
Навеки остаются у людей.
Вопросы по содержанию текста:
Как понимаете выражение «гневливый до предела»?
Зачем отец сыну повелел вбивать гвозди в столб?
Как думаете, для чего отец предлагает сыну выдергивать из столба гвозди?
Почему для отца было так важно, чтобы сын победил свой гнев?
С чем автор сравнивает забор с гвоздями?
Прочитайте самые важные строчки в стихотворении, на ваш взгляд. Почему?
Можно назвать гнев болезнью? Почему?
А теперь, давайте попробуем ответить на вопросы быстро и коротко: да или нет.
Хорошо, что мальчик посмотрел в себя, чтобы узнать весть о себе?
Он увидел через эту весть, что он болен?
Определил ли болезнь?
Прямо ли назвал?
Сам понял, что от этой болезни плохо тем, кто рядом?
Вот это весть, так весть!
Работа в Мастерской
Не зли других, и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так, смирись,
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головою,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобою
К тебе вернется непременно.
Любую болезнь можно вылечить. Самое главное правильно поставить диагноз и начать принимать нужное лечение. А сможем ли мы сами составить схему лечения болезни на примере стихотворения С. Копыловой «Гвозди»?.Увидеть болезнь
Проявить желание вылечиться
Совершить усилия над собой до победы
Закрепить полученный результат
Впредь стараться не заразиться вновь
Тема «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» актуальна на современном этапе. Здоровье – важнейший фактор работоспособности организма. Изучая и наблюдая за детьми младшего школьного возраста, пришла к мнению, что приоритетным направлением является введение уроков здоровья и создание программ оздоровления.
Мною создана своя программа «Здоровье» для учащихся школы I ступени. Со временем, по ходу работы с детьми, я ее дополнила и для 5-ти классников.
Что я применяю в своей работе:
1. Конторки.
2. Коврики – массажеры для стоп, ходьба по гимнастическим палкам, катание их стопами и др. упражнения с гимнастическими палками.
3. Тренажер для снятия усталости глаз. Пальминг (растирание рук и даем энергию глазам).
4. Цветовая терапия.
5.Массаж.
Упражнение «Поза дерева». Время 1 мин. Возраст: 5-11 лет.
Цель: Развитие равновесия, сосредоточенности, совершенствование координации рук и глаз. Примечание: сначала может быть трудно удержать равновесие, но чем чаще ты будешь выполнять это упражнение, тем проще тебе оно покажется.
1. Встань прямо. Сосредоточься на любой точке прямо перед собой. Это может быть картина на стене, крюк или что-то на уровне глаз.
2. Твои руки - ветви дерева, очень крепкие и сильные
3. Подними руки вверх, сложив ладони вместе, и заведи за голову так, чтобы между кистями рук и макушкой оставалось расстояние в 10 см. Представь, что ты поднимаешься вверх, к небу. Сосредоточься на этом ощущении
4. Подними и поставь левую ногу на правое бедро. Подержи её так 30 сек. Ощути, как натянуты мышцы бедра.
5. Медленно опусти левую ногу на пол, затем проделай то же правой ногой. Держи голову прямо и освобождайся от любого напряжения.
6. Медленно опусти правую ногу на землю, а руки по швам и встань прямо.
Упражнение « Воздушный шарик». Время: 0,5-1 мин. Возраст: 3-5 лет.
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать».
1.Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
2. Не торопись, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4. Сделай паузу и сосчитай до 5.
5.Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.
6.Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
7.Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
8.Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.
Массаж стоп ног
А теперь загляните в себя. Как вы думаете, хороший каждый из вас человек? Вспомним наш девиз. Все люди хорошие, в каждом есть солнце. Только приходят такие «тучки, такие как гнев , и загораживают солнце
А виноват человек, что приходят такие тучки, как страх, обида, жадность? ( Нет, мы не можем запретить чувствам приходить к нам, как не можем запретить дождю и ветру быть. Если ТВы принял, то это уже начало болезни).Только сам человек делает выбор слушаться этих чувств или не подчиняться им, не выносить в мир. Создадим прекрасное настроение.
Угомоните мыслей суету.
В сердцах покой и веру обретите.
И даже если жить невмоготу,
Свечу надежды все-таки зажгите
А теперь попрошу вас положить свою родненькую ладошку на бумагу и обвести ее. Всмотритесь в ее контур, загляните внутрь. Когда от нас кому-нибудь было плохо? Запишите этот случай, сокращенно, который будет понятен только вам.А может быть еще вспомнили? Те, кто зафиксировал факты, можете себе поставить диагноз, назвать болезнь?Сейчас вы провели огромную работу экспертов и врачей с собой. Вы у себя нашли болезнь – это первое, что нужно для лечения. Поставить правильный диагноз. Такие упражнения надо проводить ежедневно над собой.
Упражнение « Мышечная релаксация». Время: 10 мин. Возраст: 6-12 лет.
1. Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если сидишь на стуле или кресле, то ноги поставь на пол, но не скрещивай их).
2. Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.
3. Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
4. (Это маленькие дети не выполняют). Напрягите туловище – начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот, потом – грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не попадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.
5.Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
6. Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.
Мышечная релаксация уменьшает возбудимость, напряжение и реакцию «Сражайся или беги». Она может изменить частоту волн мозга (из гиперактивного бета-ритма в расслабленный альфа-ритм), и вместе с другими методами, например, дыханием, приведет к кардинальным изменениям в человеке и его окружении.
Вам свободно. Закройте глаза. Ваши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Дышится легко, ровно, глубоко. Подумайте о вашей внутренней энергии, которая теплом разливается по телу.А Энергия тепла обладает световым потоком. Представьте в себе этот свет- добра и любви… Усильте его. Его уже так много. Теперь можно поделиться с ближним. И вы сделали это легко и свободно. И ощутили себя так же – легко и свободно. Будто потоки добра слились воедино, и образовался большой солнечный день. Вспомните о тех людях, которые сегодня с вами рядом, они тоже нуждаются в вас, в вашем участии, поддержке. И есть, конечно, в нашей жизни и неприятности. Но не ищите виноватых, а просто зажгите свечу. Направьте свой огонек туда, где темно. Подержите свечу, чтобы стало теплее… Видите темнота растаяла… и кто-то увидел ваш свет, зажег свою свечу. Значит, на земле стало больше любви, тепла и доброты… Выдохните. Возвращайтесь. Открыли глаза. Поблагодарите себя за такую работу аплодисментами. (В руке учителя зажженная свеча)
Вот он наш тепленький огонек свечечки – и он живой.
Мне кажется наш огонек что-то говорит… Да!
Подрастет твоя душа.
Все узнаешь не спеша
В людях солнышком светись
Уму разуму учись.
Почитай отца и мать.
Ближних бойся осуждать,
Лучистое солнце не дели на части –
Ведь вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья ты сможешь.
Ты должен людям земли подарить. Вот такое сокровенное послание.А, мудрость в нем какая! Действительно, искорку счастья, а может и целый огонек, мы обязательно подарим другим, потому что он в нас есть, мы учились его сегодня добывать и на дом задание получили
Итог мастер – класса. Что полезного для себя взяли? Какие пожелания?
Использованная литература:
1.Лавров Н.Н.Бубличенко М.М «Дыхание по Стрельниковой».
2.Луиза Л.Хей «Исцеляющая сила мысли»
3.Мини-энциклопедия «Массаж»
4. Стихотворение С. Копыловой «Гвозди»
5. Шелдон Левис, Шейла Левис «Ребенок и стресс»