Конспект занятия герб,флаг, гимн татарстана
Конспект занятия в старшей группе «Герб, флаг, гимн Татарстана»
Кислякова Н.Г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Познавательное», «Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цели: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах Татарстана: флаг, герб, гимн. Формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага. Познакомить детей с Гимном РТ.
дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой , формировать представление о малой Родине; развивать связную речь, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к государственной символике своей республики, активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать познавательный интерес и уважение к символам РТ, расширять представления детей о государственной символике.
Планируемые результаты: имеет представление о Республике Татарстан и России; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, городов Татарстана, природы родного края, запись гимна Татарстана и песни«С чего начинается Родина?», слайды символики, использование ИКТ.
1.Звучит песня «С чего начинается Родина?» Воспитатель: -О чем поется в песне? (о Родине)
–Скажите, что такое Родина? (Родина- это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш Заинск. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
–Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
–А сейчас ребята расскажут стихи о Родине.
Артём: Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать, это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Кирилл: В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
Воспитатель: Родина- это страна в которой мы живём. (2 слайд.)
–Как называется наша страна? (Россия) А кто из вас сможет показать границы нашей страны.
Россия! Самая большая страна в мире наша Родина Россия.
- Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. (Показ границы).
Попробуйте представить себе, какая она огромная, необъятная наша Россия: на севере идет снег, трещат морозы, люди ходят в шубах, северные моря скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цветы, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. Когда на одном конце страны (на западе) наступает утро, и малыши только проснулись и собираются идти в детский сад, на другом конце страны (на востоке) уже вечер, ребята уже пришли домой из детского сада, ужинают и готовятся спать.
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озёра реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна -
В другом снега и вьюга!
Посмотрите иллюстрации на нашей выставке. Всё что вы видите - это наша бескрайняя страна Россия. Вы здесь видите и горы, и леса и берёзовые рощи, и реки, и озёра.
–Как называют людей, живущих в нашей стране? (россияне).
–Кто управляет нашей страной? (президент). Как зовут президента? (Владимир Владимирович Путин)
–А как называется главный город нашей страны? (Москва) (3 слайд)
Москва- столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Вика: Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Воспитатель: Наша Россия большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою Родину.
– А вы ребята любите свою Родину. За что вы любите нашу Родину?
–Вам было дано домашнее задание найти и выучить пословицы о Родине.
Данис: «Родина- мать, умей за неё постоять».
Егор М.: «Кто за Родину горой, то и герой».
Эльза: «Родная сторона- мать, чужая мачеха».
Вика: «Человек без Родины своей, что без песни соловей».
Лиза Р.: «На чужой земле и весна не красна».
Валерия: «Родина- краше солнца, дороже золота».
Валера: «Без Родины милой будешь птицей бескрылой».
Денис: «Везде хорошо, а дома лучше».
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это у меня? (сердечко). Сейчас мы нежно, аккуратно из рук в руки будем передавать сердечко и говорить какая наша Родина?
Игра «Передай сердечко и скажи словечко». (Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая).
–Как много красивых слов вы сказали о нашей Родине. Молодцы садитесь.
–В России много республик.
-Ребята, скажите, в какой республике мы живём? (в Татарстане). Показываю карту. (4 слайд)
–Посмотрите- это карта Татарстана.
-Как вы думаете, республика Татарстан большая или маленькая? (ответы детей).
Наша республика большая, в ней много городов, полей, лесов, рек, лугов.
-Какие города Татарстана вы знаете назовите? (Казань, Наб.Челны, Альметьевск, Елабуга, Нижнекамск, Чистополь, Бугульма).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кто где живет?». Я называю страну или город, кидаю мяч, а вы ловите и называете народ, жителей, которые там живут). (Россия- россияне, Казань- казанцы, Альметьевск-…, Нижнекамск-…, Н.Челны-…, Бугульма-…, Елабуга-…,Чистополь-…, Татарстане-…, Китай-…., Франция-…, Англия-…, Москва-….)
Воспитатель:–Как называют главный город Татарстана? (Казань) (5слайд)
-Ребята, в нашей республике живут разные народы. Какие народы живут у нас в республике? (русские, татары, чуваши, мордва, башкиры, марийцы и т.д.).
-Все они живут в мире и согласии.
–Ребята, а вы знаете, что у каждой республики и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн).
(6 слайд) – Посмотрите- вот на это изображение. Как вы думаете, что это за символ? (герб Татарстана)
-А сейчас мы поиграем в игру «… . Кому достанется…, тот из вас, будет рассказывать, что изображено на гербе и почему.
Дети: «На государственном гербе республики Татарстан изображен- белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс- это богатство и сила. На боку у барса- круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок- долгую жизнь. Крылатый белый барс- он защищает нашу республику, что- бы не было войны. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зелёного кольца золотом вытесан татарский орнамент- это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан- любимый элемент орнамента татарского народа.
Воспитатель:–Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики. (7 слайд).Игра «Найди герб Татарстана и России».
Второй символ- это гимн.
–Может, кто- то из вас знает, что такое гимн? (Гимн- это торжественная песня.)
У каждого государства есть гимн. Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства.
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике.
(8 слайд).Воспитатель: В нашей республике музыка гимна написана талантливым, выдающимся татарским композитором Рустемом Яхиным.
–Ребята предлагаю вам его послушать (звучит гимн РТ.)
–Что мы с вами сейчас слушали?
–О чем говорилось в гимне?
-Какой по характеру гимн? (торжественный)
–Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
(9 слайд).Третий символ- это флаг. Государственный флаг- это лицо страны, символ независимости.
–Из каких частей состоит флаг? (древко и полотнище). Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого размера и цвета.
(10 слайд). Флаг нашей страны имеет свою историю. В давние- давние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, т.е длинную палку, с привязанными к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение – «стягивать» к себе, т.е. объединить воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.
–Какие цвета вы видите? (зеленый, белый, красный).
–А, что обозначают эти цвета?
Зеленый цвет- зелень весны, возрождение. Этот цвет напоминает зелень, распускающуюся ранней весной.
Белый цвет- символ чистоты, чести и мира. стремление к миру и согласию с соседними странами и республиками. Красный цвет- цвет солнца, огня, энергии, сила, жизнь.
Лиза : Белая полоска- символ доброты
И ее на флаге тоже видишь ты,
Протяни же руку, если друг в беде,
Знай, что наша сила скрыта в доброте.
Егор : А в полоске третьей- свежая листва,
Что весною шепчет нежная листва,
С матерью- природой связаны навек.
Цвет зеленый любит каждый человек.
Воспитатель: Ребята а для чего нам нужен флаг? В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдёте.
(11 слайд).Игра «Найди флаг». Флаг Татарстана и России.
Воспитатель: –Давайте вспомним, где мы часто встречаем флаги? (Мы можем увидеть флаг на хвосте самолета, чтобы узнать из какой страны он прилетел. Когда в море или в океане встречаются 2 корабля флаг помогает уточнить, какой стране принадлежат корабли. Во время спортивных соревнований по флагам можно определить, какие страны участвуют в соревновании. Во время награждения над стадионом поднимается флаг страны чемпиона.)
Конструирование флага Татарстана. (Торцевание)
Итог: О каких государственных символах мы с вами сегодня беседовали? (ответы детей). Для чего нам нужен флаг, герб и гимн?
Флаг, герб и гимн – это главные государственные символы Татарстана. Они отличают нашу страну от других стран.
Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
И небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я, думаю, мне больше не найти!