План-конспект учебного занятия по теме: «Цветы России (наш флаг)» (6-7 лет)
План-конспект учебного занятия «Школы раннего развития «Солнышко» по разделу
«Развитие художественных способностей и мелкой моторики»
Ф.И.О. педагога – Токмакова Галина Валентиновна
Вид образовательной деятельности – дополнительное образование
Название образовательной программы – дополнительная общеобразовательная
Направленность программы – комплексная
Место учебного занятия в программе – раздел «Развитие художественных способностей и мелкой моторики»
Место проведения – структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Созвездие»
Время проведения – 14 мая 2012 года
Краткая характеристика группы – первая группа первого года обучения, возраст воспитанников 6 -7 лет
Тип занятия – комбинированное
Форма занятия – ознакомительная, игровая
Тема: «Цветы России (наш флаг)»
Цель занятия: Дать представление о российском государственном символе (флаг) через коллективное изготовление – аппликации.
Задачи:
1) познакомить детей с государственным символом (флаг);
2) способствовать формированию уважительного отношения к государственным символам; 3) научить вырезать цветы в форме розетки из бумажных квадратов; 4) научить вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов (белые ромашки, синие васильки, красные маки или гвоздики); 5) развивать пространственное мышление и воображение; 6) воспитывать любовь к Родине
Хронометраж занятия: 30 минут
Список литературы для педагога
Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е. изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011
Физкультминутки. Вып. 2 / авт.-сост. С.А.Левина, С.И. Тукачева. – Волгоград: Учитель, 2006
Список литературы для детей
Степанов В.А. Наша Родина – Россия. Стихи. – Смоленск: Русич, 2010
Калашников Г.В. Гербы и символы: История российского герба. Альбом демонстрационных картин – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2009
Самоанализ
Тема учебного занятия: Коллективная аппликация «Цветы России (наш флаг)»
Данное занятие входит в раздел «Развитие художественных способностей и мелкой моторики»
Данное занятие коллективная аппликация «Цветы России (наш флаг)» является продолжением предыдущего занятия, на котором дети знакомились с российской государственной символикой (флагом).
На данном занятии были поставлены следующие цель и задачи:
Цель занятия: Дать представление о российском государственном символе (флаг) через коллективное изготовление – аппликации.
Задачи:
1) познакомить детей с государственным символом (флаг);
2) способствовать формированию уважительного отношения к государственным символам; 3) научить вырезать цветы в форме розетки из бумажных квадратов; 4) научить вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов (белые ромашки, синие васильки, красные маки или гвоздики); 5) развивать пространственное мышление и воображение; 6) воспитывать любовь к Родине
Занятие начинается с приветствия, что позволяет настроить детей на учебную деятельность и активизацию внимания. В начале занятия закрепляются ранее усвоенные знания. Детям предлагалось вспомнить, из каких полос состоит российский флаг и что означают цвета российского флага. Детям предлагалось рассмотреть иллюстрации цветов, найти сходство и отличие цветов между собой, какое строение и форму имеет цветок. Ребята активно отвечали на вопросы и приводили примеры.
При объяснении нового материала и усвоении полученных знаний детям предлагалось вырезать цветы путем сложения бумажного квадрата дважды по диагонали. Сначала детям было предложено поупражняться на черновых листах бумаги, а потом перейти к практической деятельности. Перед тем как перейти к практической деятельности повторили правила техники безопасности.
Практическая работа сопровождалась показом иллюстраций. На данном этапе дети вырезали цветы из бумаги разными способами: у ромашки и мака – округлые лепестки, у василька и гвоздики – зубчатые лепестки. Дети выбирали нужный цвет для цветка и самостоятельно вырезали лепестки у цветов. В процессе выполнения практической работы детям оказывалась индивидуальная помощь. Для снятия напряжения глаз и рук в процессе практической работы была проведена музыкальная игра.
По окончании занятия вырезанные цветы дети перенесли на стол, где лежал лист бумаги в форме флага. Дети самостоятельно приклеивали цветы на флаг, создавали из цветов мозаичную композицию «Наш флаг». Флаг получился очень красивым. Закончилось занятие игровым моментом.
Считаю, что занятие прошло на хорошем уровне, с использованием разных методов и приемов. Временные рамки занятия соблюдены. Цель и задачи, поставленные перед педагогом, можно считать полностью выполненными и реализованными.
Этап учебного занятия
Задача
Содержание деятельности или ход занятия
Методы и
технологии
Дидактический
материал
Приложение
I этап - организационный
Подготовка детей к работе на занятии
Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания.
Приветствие: Здравствуйте, мои друзья! В путешествие отправиться хотите?
Дети: Да!
Педагог:
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Педагог: Ребята, наш самолет пролетает над Россией, посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой страны мира. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Наш самолет через несколько минут совершит посадку на цветочной поляне. Пристегнули ремни. Идем на посадку.
Педагог: Давайте, проверим, все ли у вас готово к занятию. Наведите порядок на столе, аккуратно и удобно разложите все принадлежности.
Словесный
Карта России глобус
II этап - проверочный
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция
Проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом занятии.
Педагог: Правильно, рассматривали российский флаг
- Какие цветные полосы на российском флаге?
- Что означают цвета российского флага? (ответы детей) Флаг России Белый цвет – берёзка, Синий – неба цвет, Красная полоска – солнечный рассвет. А, что бывает белого цвета?
Белый цвет на нашем флаге – это цвет нашего снега, берез, облаков и ромашек.
Что бывает синего цвета?
Синий цвет на нашем флаге – это цвет наших рек и озер, синего неба и любимых цветов – васильков.
А, что бывает красного цвета?
Это самый красивый цвет - цвет красных ягод и маков.
Беседа, показ, художественное слово, вопросы
Небольшого размера государственный флаг Российской Федерации, иллюстрации
III этап - подготовительный
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности
Педагог: Мы с вами приземлились на цветочную поляну, посмотрите, сколько здесь цветов. Какие они? Красивые, яркие, разноцветные. А сейчас давайте посмотрим иллюстрации цветов в форме розетки (имеющих круговое строение)- белую ромашку, красную полевую гвоздику, мак, и синий василек. В чем сходство и отличие этих цветов между собой. А какую форму будут иметь цветы, если посмотреть на них сверху? Правильно, круг или солнышко. Молодцы!
Беседа.
Показ иллюстраций.
Вопросы детям
Рассматривание
иллюстрации
IVэтап - основной
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний
Объяснение нового материала.
Педагог: Ребята, как можно вырезать такие цветы из бумаги? Но самый рациональный способ – вырезание цветка в форме розетки путем сложения бумажного квадрата дважды по диагонали.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Сначала мы с вами будем упражняться на черновых листках бумаги, а потом будем создавать красивые образы цветов.
Ребята, ответьте мне, как должны лежать ножницы на столе после работы?
Как правильно нужно передавать ножницы друг другу?
А с ножницами можно играть? Почему?
Практическая работа
Педагог:
Ребята, а какого цвета полевые цветы: ромашка, василек, гвоздика? А теперь, взяли ножницы и квадратики белого цвета и красного: у ромашки и мака вырезаем округлые лепестки «маковки», у василька – синие квадратики и гвоздики (красный цвет бумаги) лепестки зубчатые – вырезаем «зубчики». Предлагаю вам вырезать много-много цветов, чтобы из них можно было составить разные композиции. Дети выполняют задание самостоятельно.
А теперь, попрошу вас отложить свои цветы и ножницы на край стола.
Физкультминутка:
Две сестрицы, две руки,
Левая и правая,
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребая плавая
Две сестрицы, две руки
Левая и правая
Стряхивают капельки
Левая и правая
Две сестрицы, две руки
Левая и правая
Хлопают в ладоши
Левая и правая.
Педагог:
Ребята, а теперь все вырезанные цветы перенесем на стол, где лежит лист бумаги в форме флага, и создадим из цветов мозаичную композицию «Наш флаг».
В каком порядке следуют на флаге цветные полосы.
(Для ориентира педагог выкладывает по два-три цветка.)
Вот какой красивый получился у нас флаг!
Показ
Словесный
вопросы к детям
Упражнение
Иллюстрации, схемы складывания бумаг
ножницы,
квадратики цветной бумаги (белый, синий, красный),
клей
V этап -контрольный
Выявить качество и уровень овладения знаниями, их коррекция
Педагог: Ребята, сегодня на занятии вы узнали, что российский флаг состоит из трех цветных полос.
Какие это цвета? Много узнали о цветах. Какое они имеют строение?
Вопросы
VI этап - итоговый
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Педагог: Ребята, сегодня вы все успешно поработали и справились с заданием. У вас получилась очень красивая и яркая работа. Коллективная аппликация «Цветы России» (наш флаг) А что бы вы еще добавили к аппликации?
На следующих занятиях мы продолжим работу по составлению композиций из оставшихся цветов по своему желанию.
Вопросы
Рассматривание выполненных работ
Работы детей
VII этап - рефлективный
Мотивация детей на самооценку.
Педагог: Сегодня мы с вами очень хорошо потрудились.
- Что вам заполнилось, понравилось?
- Какие цветы вам больше понравились? Почему?
Вопросы
VIIIэтап - информационный
Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Педагог: Дети, сегодня на занятии мы узнали много нового о цветах российского флага, узнали какую форму и строение имеют цветы, которые растут у нас в России. Дома я предлагаю вам вырезать цветы, уже знакомым вам способом и сделать аппликацию на круге из картона.
Желаю вам удачи и творческих успехов! Ну, а сейчас нам пора возвращаться домой!
Упражнение.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Упражнение.
Заголовок 1Заголовок 215