Государственные награды
Предмет: окружающий мир УМК «Планета знаний»
Класс: 3
Учитель: Чемезова Ольга Ивановна
Тема урока: «Государственные награды»
Цель: познакомить учащихся с наградной системой страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся научатся:
Описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении.
Приводить примеры, объяснять, кому и за что вручают государственные награды.
Личностные:
Формировать чувство гордости за свою страну.
Метапредметные:
Научатся находить необходимую информацию в учебнике и др. источниках.
Быть толерантным к мнению одноклассников.
Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа
Методы:
- частично-поисковый;
- деятельностный;
- создание проблемной ситуации;
- наглядно-иллюстрационный.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация по теме «Государственные награды», интерактивный тест, Орден Красной звезды, орден Трудового Красного знамени, Серебряная медаль выпускника школы, карточки с кроссвордом, карточки с заданием, маршрутные листы, словарь Ожегова С., словарь Даля В.И.
Учебные пособия:
Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. «Окружающий мир». Учебник. 3 класс. 2 часть.
Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 3 класс. 2 часть.
Подготовительная работа: обучающиеся находят информацию из разных источниках о герое Советского Союза Кунавине Г.П., о Суворове А.В., о Кутузове М.И., о жителях города награжденных наградами современной России, об учениках школы награжденных золотыми и серебряными медалями.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент (Самоопределение к деятельности)
Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему . ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго .. ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ПРИВЕТ.
Учащиеся разделены на группы.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Актуализация знаний
Слайд 2
Народная мудрость гласит: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Как вы понимаете эти слова?
Без знания истории, традиций своей страны нельзя воспитывать полноценного человека, любящего свою страну.
Сегодня на уроке мы проведем исследовательскую работу.
Тему урока нашего исследования вы узнаете, отгадав кроссворд.
Приложение 1
Какое ключевое слово получили?
Слайд 3
Обсуждение в группах. Ответы детей.
Работа в парах. Разгадывание кроссворда.
Постановка проблемы
Над чем сегодня будем работать на уроке?
Слайд 4
Сегодня вы узнаете о государственных наградах нашей страны и должны ответить на вопросы:
Кого награждали?
За что награждали?
Какие бывают награды?
Когда они появились?
Какие награды есть в современной России?
Ответы детей.
Читают вопросы на слайде.
Изучение нового (совместное открытие новых знаний).
Исследовательская работа в группах.
Отчет групп по исследованию.
Сегодня вы узнаете о государственных наградах нашей страны. Слайд 5
Обычай награждать за военные подвиги, за храбрость существовал в 11 веке. Наградами служили меха, оружие, золотая и серебряная посуда.
В старину впервые появилось почетное звание «почетный гражданин города».
Традиция награждать орденами и медалями появилась в 18 веке, при Петре 1.
Узнаем, что обозначают слова «орден», «медаль» в толковом словаре.
Слайд 6
Исследование будете проводить в группах по маршрутному листу.
Приложение 2
Распределите обязанности в группах:
1-2 группа «Какие награды были в России до 1917 года? (Царская Россия)».
3 группа «Государственные награды во время Великой Отечественной войны и в советское время».
4 группа «Награды современной России».
1-я и 2-я группы расскажут о том, какими были награды в России до 1917 года (в царской России)
1 группа «Награды царской России до 1917 года» Слайд 7
2 группа «Награды царской России до 1917 года» Слайд 8
С изменением государственного строя менялись и государственные награды.
Какие награды появились в советское время, об этом нам расскажет 3 группа. Слайд 9
За годы Великой Отечественной войны тысячи людей проявляли мужество и героизм при защите Родины на фронте и в тылу. Многие были удостоены звания Героя Советского Союза. Назовите их.
Но и в мирное время можно получить такое звание. Как вы думаете, кто мог быть удостоен такого звания? (Н.: космонавты) Слайд 10
Ордена, которые хранятся в ваших семьях. Слайд 11
Я хочу показать вам орден Красной Звезды, который хранится в семейном архиве. Он был дан Анчугову Александру Петровичу в декабре 1942г. Он был разведчиком. За храбрость, мужество, отвагу в боях ему вручили этот орден.
Отмечались государством и трудовые достижения граждан. За особые трудовые успехи вручали Орден Трудового Красного Знамени. Эти ордена печатались на монетном дворе. На каждом ордене есть номер.
Находят значения в слов словарях Ожегова С., Даля В.И. Зачитывают их.
Распределение обязанностей в группах. Поиск и изучение материала по маршрутному листу.
Рассказ по маршрутному листу 1-й группы.
Рассказ по маршрутному листу 2-й группы.
Рассказ по маршрутному листу 3-й группы.
Пионеры-герои Валя Котик, Зина Портнова, Кунавин Г.П.
Рассматривают ордена.
Физминутка (двигательная)
Вы стоите на площадке, Начинаете зарядку!
Выполняют упражнения.
С принятием новой Конституции в 1993 году появились и новые государственные награды.
Слайд 12
Рассказывает 4 группа.
Слайд 13
Герои есть и в наши дни.
Слайд 14
Кому присваивают звание Герой России?
Кто вручает государственные награды?
Рассказ по маршрутному листу 4-й группы.
Первичное закрепление.
Молодцы! Хорошо поработали.
А сейчас закрепим некоторые вопросы.
Интерактивный тест.
Слайды 15-18
Отвечают на вопросы интерактивного теста.
Физминутка (Зрительная)
Выполните упражнения:
«Зоркие глазки»,
«Стрельба глазами»
Выполняют упражнения.
Вторичное закрепление.
Возьмите карточки с заданиями. выполните задания самостоятельно. Приложение 3
Выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Самопроверка.
Самооценка.
Соотнеси свою работу с образцом на слайде.
Слады 19-21
Встаньте, кто выполнил работу правильно. Молодцы. Оцените свою работу.
Сверяют с образцом на слайде.
Оценивают работу.
Творческая работа.
Создание эскиза памятной медали.
В нашей стране много государственных наград, за особые заслуги перед государством. Ими награждают самых лучших граждан России. Как вы думаете, а школьники могут получить награду государства? Слайд 22
Кого и за что награждают золотой и серебряной медалями?
С этими вопросами мы обратились к завучу школы Антроповой Н.А.
Какие вопросы у вас есть к Наталье Александровне? Вы можете их задать.
Вы можете рассмотреть эти медали. Их получили выпускники школы.
Мы свами говорили о государственных наградах, которыми награждает государство. Но медали могут быть и памятными.
Я вам предлагаю создать эскиз памятной медали.
Через год вы выпускаетесь из четвертого класса.
Какие памятные медали могут получить ученики нашего класса?
Будет ли эта медаль государственной наградой?
Задают вопросы.
Рассматривают медали.
Работа в группах
Создают эскизы памятных медалей «Выпускника начальной школы».
Рефлексия
Слайд 23
Дополните предложения: Было интересно .
Было трудно
Я узнал
Я понял
Высказывания учащихся.
Взаимооценка
Вы хорошо поработали. Оцените работу в группах.
Взаимооценка.
Домашнее задание
Слайд 24
Задание по выбору:
Узнать, кто был почетным гражданином г. Каменска – Уральского?
Сочинение на тему «Кто может стать героем»
Книги о военных подвигах предков.
Записывают в дневник
.
15