Научно — исследовательская работа Из одного металла льют — медаль забой, медаль за труд…
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татарская средняя общеобразовательная школа»
«Из одного металла льют;
медаль за бой, медаль за труд»
Выполнила:
Уткина Наталья Сергеевна
ученица 10 класса
МБОУ «Татарская средняя
общеобразовательная школа»
Научный руководитель:
Гришаева Тамара Александровна
Высшая квалификационная категория
учитель истории
МБОУ «Татарская средняя
общеобразовательная школа»
Татарка 2015
Оглавление
Введение..3
I. История создания Татарской машинно-тракторной станции5
II. Директора Татарской МТС..7
III. Трудовой подвиг..9
3.1 Организация курсов
3.2 По законам военного времени
3.3 Книга Почета
IV. Судьбы человеческие.16
4.1 Страмковский В. В.
4.2 Деев С. А.
4.3 Уткин Н. Н.
Выводы18
Список литературы.20
Приложение 21
Введение.
Татарская машинно-тракторная станция была образована накануне Великой Отечественной войны. Эта тема никогда никем не изучалась, и эта страница истории села Татарка совершенно не изучена.. Воспоминания бывших рабочих и служащих МТС отрывочные и непоследовательные. Работая в архивах бывшего совхоза «Татарский» мы нашли книги Приказов по Татарской МТС 1941 – 1945 г.г., именно эти материалы легли в основу написания данной работы. Цель работы: рассказать о трудовом подвиге моих односельчан их вкладе в Победу, сохранение исторической памяти.
Задачи:
Изучить архивный материал - книги Приказов по Татарской МТС;
собрать и систематизировать материал о тружениках тыла проживающих в нашем селе;
обработать поисковый материал;
написать исследовательскую работу и создать мультимедиа презентацию.
Методы исследования:
Теоретические: - изучение архивных материалов, информационных источников, фотодокументов;- систематизация и обобщение материалов.
Практические:
- интервьюирование респондентов - жителей села;
- анализ и обработка фотографий и материалов.
Предмет исследования: Татарская МТС, село Татарка в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: трудовой подвиг рабочих и служащих Татарской МТС, и тружеников с. Татарка в тылу.
Хронологические рамки: с 1 марта 1941 года - конец 1945 года
Практическая значимость работы данной работы состоит в том, что она пополнит вспомогательный фонд школьной музейной комнаты, может использоваться на уроках истории, внеклассных мероприятиях.
Собранный материал может представлять интерес для людей, интересующихся историей родного села.
Трудность в работе над темой заключалась в работе над фотографиями, их опознать не могли люди с которыми велись беседы. Рассказы людей были воспоминаниями детства, они рассказывали о голоде, трудностях того времени, а о работе и условиях труда их родителей «рассказывали» книги Приказов по Татарской МТС.
I История создания Татарской машинно-тракторной станции.
Машинно – тракторная станция (МТС) в СССР государственное сельскохозяйственное предприятие, обеспечивавшее техническую и организационную помощь колхозам сельскохозяйственной техникой, сыгравшие значительную роль в организации колхозов и создании их материально-технической базы. С 1927 года в сельских районах создается сеть машинно-тракторных станций (МТС). Первой МТС считается организованная в 1927 году Шевченковская МТС (тогдашний Степной округ, теперешняя Одесская область Украины). 5 июня 1929 года Совет труда и обороны принял постановление о повсеместном создании МТС. Такое решение позволило поддерживать высокий уровень обслуживания техники и дало колхозам преимущества механизации без необходимости капитальных вложений. Для государства МТС стали орудием технической реконструкции сельского хозяйства и дополнительным каналом получения дешевой сельскохозяйственной продукции. МТС сыграли роль стимулятора колхозного строительства, так как успешно демонстрировали сельчанам возможность применения техники в крестьянском хозяйстве. Татарская МТС была создана 1 марта 1941 года на базе 17 колхозов, 1216 дворов колхозников и рабочих МТС, 643 лошади. До войны в ней насчитывалось 40 тракторов: из них колесных тракторов марок СТЗ – 25 машин, ЧТЗ – 13 машин и 2 гусеничных марки СТЗ-НАТИ, также разная прицепная техника: плуги, культиваторы, сеялки, молотилки и т.д. . Работало 14 тракторных бригад. (Приложение №1)
Когда грянула война, необходимо было перестраивать работу МТС на военный лад. Тяжелое положение складывалось в сельском хозяйстве. Исконные житницы страны оказались в руках противника. Деревня отдала фронту значительную часть своего населения. Количество трудоспособного населения к концу 1942 года на селе сократилось на 60%. Остались инвалиды, больные и негодные к военной службе старики и подростки. Нехватка тракторов и тягловой силы вела к сокращению посевных площадей. Нарушались севообороты, поля зарастали сорняком, снижалась урожайность. Если в 1940 году она составляла 9,5 центнеров с гектара, то в 1945 году – лишь 4,5 центнера. Между тем фронт требовал продовольствия, а промышленность сырья. Вся тяжесть решения этих проблем была возложена на крестьянство тыловых районов. Как не раз уже бывало, руководство страны усилило экономический и политический нажим на деревню. В апреле вышло постановление о мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС городского и сельского населения.*
* Д.и.н. С.В. Новиков «Очерки истории Черлака и Черлакского района (1720 – 1985 годы), Омск изд. Омский государственный университет 2008 г. стр. 208
II Директора Татарской МТС
Работая с архивными документами, конечно, хотелось восстановить фамилии тех, кто полностью отвечал за работу Татарской МТС – это директора машинно-тракторной станции. Назначались директора Омским земельным отделом, ровно, как и снимались им же. Фотографий тех лет на сохранилось, поэтому можно только хронологически восстановить фамилии и даты. Первый директор Татарской МТС Приказом № 1 от 1 марта 1941 г подпись неразборчива, уже Приказом № 46 от 27 июня 1941 г. уходит в ряды РККА и назначает директором МТС Деева Сергея Александровича, который 14 августа 1941 года уходит на фронт.
(Приложение №1) Приказ № 111 от 18 августа 1941 г § 1 На основании приказа Облзо от 15 августа 1941 г за № 887 с сего числа приступаю к исполнению обязанности директора Татарской МТС. Подпись: П. Севрютин. 27 августа зачислен в ряды РККА и директором МТС, Приказ № 121 от 27 августа 1941 г., становится главный агроном МТС - Матрёна Георгиевна Словак. В ноябре назначается новый директор. Приказ №135 по Татарской МТС с. Татарка 10\IX – 41 года. «На основании телеграммы №100/48 от 9\IX41 года вступаю в исполнение обязанностей директора Татарской МТС» (подпись неразборчива) можно предположить, что эго Потоцкий М.Т, потому что по Приказу № 158 создавая комиссию по инвентаризации Татарской МТС в 1941 году, председателем проверочной комиссии назначается т. Потоцкий М.Т., главный бухгалтер – Николаев М.Н., заместитель директора по расчетам – Шешиков М.Ф., старший агроном – Словак М.Г., механик тракторного парка – Иванов А.С., механик по комбайнам и сельскохозяйственному инвентарю – Рычков, заведующий нефтехозяйством – Погорелов С.В., завхоз – Савин, кладовщик запасных частей и ремонтных материалов – Еремин.
В апреле 1943 года директором назначается Стронгин - Приказа №198 от 18 апреля 1943 г.
Приказ № 253 по Татарской МТС от 5 июня 1943 г. В соответствии решения бюро РК ВКП(б) от 4 июня 1943 г.директора Татарской МТС Т. Стронгина от занимаемой должности освободить с 5 июня 1943 г. На основании решения бюро РК ВКП(б) приступил 5 июня 1943 г к обязанности директора Татарской МТС – Чушков Павел Васильевич.
Приказ № 265 от 19 июля 1943 г Согласно Приказа ОблЗо от 23 июня 1943 г. за № 302/2 о назначении директором Татарской МТС Умрихина Гаврила Никандровича. Вступаю в обязанности директора МТС с 23 июня 1943 г.
III Трудовой подвиг.
Татарская МТС была создана накануне войны, тракторный парк по меркам мирного времени был не полностью укомплектован, и в условиях военного времени вопрос кадров и нехватки машин, стал одним из основных. С началом Великой Отечественной войны большая часть механизаторов была призвана в армию, была мобилизована и техника. Уже первыми по книге Приказов на фронт ушли 24 июня Бураков Михаил Захарович, ст. агроном МТС Гапоненко Петр Маркович. 27 июня 1941 на фронт уходит директор МТС – подпись неразборчива. На место уходивших на фронт, приходила молодежь, в основном, молодые парни и девушки, не знакомые с техникой. Труднее всего, пожалуй, пришлось в 1941 году. Армия забирала автомобили, тракторы, лошадей, которых с каждым днем становилось все меньше. Новые поставки техники прекратились, оставшиеся – основательно нуждалась в ремонте и запасных частях. Горючее практически не выделялось. Законы военного времени были строги: необходимо было в кратчайшие сроки перевести работу МТС на военные рельсы при сокращении тракторного парка и отсутствия квалифицированных трактористов, убрать без потерь урожай. Задачи стояли архиважные и ещё более сложные.
Осень 1941 года оказалась тяжёлой для района, до 70% трактористов и более половины комбайнёров ушло в армию. И хотя уже в июле начали действовать курсы по подготовке девушек-трактористок, ситуация обострялась; на начало уборочной даже на оставшуюся технику не хватало трактористов, комбайнеров, бригадиров тракторных бригад. При Татарской МТС 6 февраля 1942 года организуется кружок по изучению колесного трактора и прицепного сельскохозяйственного инвентаря. Создается группа по изучению трактора из 15 человек рабочих и служащих МТС. 23 марта были проведены экзамены, и окончившим курсы и успешно сдавшим экзамен на знание трактора было присвоено «звание тракториста» и молодые трактористы были направлены на ремонт тракторов в мастерскую, там за ними закреплялись старые трактористы. (Приложение №2) За годы войны многие парни и девчата стали механизаторами. По книгам Приказов Татарской МТС можно проследить, как девушки курсантки: Заболотняя Мария Николаевна, Рыжкова Л, Костина Лидия, Костина Нина, Петровна, Захоренко Капиталина, Чернышова Евдокия, Лапшина Надежда, Мальцева Надежда, Бондаренко Мария, и многие другие сдавали выпускные экзамены и в дальнейшем становились трактористами, помощниками комбайнеров и комбайнерами. Работали на равных с мужчинами, выполняя и перевыполняя планы сельскохозяйственных работ. Сегодня мы не можем сказать сколько женщин трудилось на полях и мастерских Татарской МТС. Таких данных нет. Даже если бы мы задались такой целью и подсчитали количество выпускников курсов по подготовке трактористов, все равно мы бы точное число женщин механизаторов не узнали, потому что многие курсанты записывались просто по фамилии – Бондаренко, Гейнц, Дубина, Кукузей, Задера и т. д. Трудно определить мужчина или женщина носит эту фамилию.
Главная задача для комсомольцев района – без потерь, в установленные правительством сроки убрать урожай и выполнить план заготовок сельскохозяйственных продуктов. Районная газета «Большевик» писала, как самоотверженно, не покладая рук, трудятся трактористки-комсомолки тт. Кислова и Куликова из колхоза «Память Кирова». «Они не теряют зря времени. Если по каким-то причинам комбайн оказался неисправным, трактористки немедленно переключаются на подъем зяби Комсомолец Ребриев, работая на лобогрейке в колхозе «Пятилетка» Михайловского сельсовета, систематически выполняет и перевыполняет дневные задания на косовице хлебов». В начале октября 1941 года газета «Большевик» опубликовала показатели передовых комбайнеров. Это работавшие на сцепке двух комбайнов «Сталинец», обработавшие свыше 525 га., среди передовиков района был и комбайнер Татарской МТС - Н, Жмыхов.* В этих газетных сводках и книгах Приказов по Татарской МТС, конечно же, не записано, сколько слез было пролито девчонками в эти годы за штурвалами непокорных тракторов и комбайнов.
По законам военного времени любое государственное задание это приказ, а его любой ценой надо выполнить. Каждый человек, где бы он не трудился, должен был понимать, что его линия фронта проходит на его рабочем месте, потому что вся промышленность и сельское хозяйство выпускали продукцию для военных нужд. Страна превратилась в один большой военный лагерь, и каждый должен работать на победу не жалея себя. Не имея опыта работы в таких сложнейших условиях, руководители МТС не всегда справлялись с ситуацией, и по законам военного времени попадали под карающую руку закона. В книгах Приказов по Татарской МТС можно видеть насколько строго относились руководители МТС к нарушениям трудовой дисциплины, строго спрашивали с директоров, также строго они спрашивали с рабочих и служащих МТС. Нам сегодня трудно понять, как за 1 час отсутствия на рабочем месте, наверное, у человека были очень важные обстоятельства, можно отдать его за это под суд. Таких приказов много, люди попадали под суд за прогулы и опоздания, за выход на работу в не трезвом виде, за невыход на занятия, за «отказ и злостное уклонение от работы», за халатное отношение к технике и за умышленную порчу трактора, за перерасход горючего, за его
* Д.и.н. С.В. Новиков «Очерки истории Черлака и Черлакского района (1720 – 1985 годы), Омск изд. Омский государственный университет 2008 г. стр. 185
недостачу. (Приложение №3) Когда односельчане старшего поколения вспоминают свою военную молодость, рассказывают, как они работали по 12 часов, спали по 4-5 часов тут же в поле на тракторном стане, понимаешь, что это было не выносимо трудно. У женщин сердце разрывалось, как там дома дети? Хорошо если есть старики или старшие ребята, которые могут присмотреть за детьми. Приказом по МТС запрещалось покидать тракторную бригаду на период полевых работ. Нарушители приказа наказывались строго за самовольный уход домой. Но нарушения были, хоть глазком взглянуть на детей и просто их обстирать и накормить и взглянуть на домашнее хозяйство. Бригадирам тракторных бригад, вообще, запрещалось покидать тракторную бригаду, сутками находиться возле работающих тракторов.
Рабочий день трактористов и комбайнерам на период сельскохозяйственных работ был 11 - 12 часовым и устанавливался приказом по МТС. Четко по часам расписывался рабочий день двух смен. Трактора должны работать 24 часа, а значит люди должны работать на пределе своих возможностей. (Приложение №4) Работали не считая часов, в страдную пору и ночевали на тракторной бригаде в поле. Отмечается случай, когда тракторист заснул в тракторе, и в следствии этого, наехал на конный плуг «в результате плуг совершенно сломал, а трактор вывел из строя, после чего трактор простоял 7 часов». За такую поломку машины должны были отдать под суд тракториста, но ему объявили строгий выговор и простой трактора отнесли за его счёт.
Несмотря на все тяготы и невзгоды военной поры, труженики села, насколько это было возможно, поддерживали сельскохозяйственное производство, обеспечивая продовольствием фронт, а также поставляли продовольствие в промышленные районы. В 1944 году произошло дальнейшее сокращение посевов (с 42 тыс. в 1943 г. до 32 тыс. в 1944 г). план тракторных работ по району был выполнен только на 56, 6 %. Не хватало механизаторов, не было запчастей. Трём МТС – Черлакской, Татарской и Южноподольской – требовалось 210 трактористов, а имелось подготовленных лишь 116; из потребных 81 комбайнёров в наличии было только 50. хлеб убирали жнейками, самосбросками, косили литовками. Уборка продолжалась более 70 дней.* Преобладал ручной труд. В книгах Приказов по Татарской МТС указывается должность конюха, а также использование тягловой силы для переброски молотилок, сеялок с одного поля на другое. Всё взрослое население, старики и дети привлекалось на уборку урожая. Как подтверждение тому, что в это тяжелое время для работы в полях задействовали все возможные ресурсы, следует отметить передовиков сельского хозяйства отмеченных в книге Почёта Омской области за 1944-1945 годы, которая хранится в райгосархиве. Наилучших показателей добились: Мария Кузьминична Белявская, член колхоза «Прогресс» - в 1944 году вспахала на волах 69 гектаров; Александра Фёдоровна Заваляйкина, член колхоза «Мировой Октябрь» - в 1944 году, вспахала на лошадях 79 гектаров; Вера Борисовна Мельниченко, член колхоза «Новый Путь» - в 1944 году скосила хлеба лобогрейкой на 210 гектарах; Екатерина Андреевна Пезенцева, член колхоза «Прогресс» - в 1944 году за период весеннего сева вспахала на коровах 51 гектар. В книге отмечены высокие достижения комбайнера Татарской МТС Василия Титовича Басенко – в 1944 году убрал на сцепке комбайнов «Сталинец» 1630 гектаров, сэкономил горючего 236 килограммов, - на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке он был награждён малой золотой медалью.**
* Д.и.н. С.В. Новиков «Очерки истории Черлака и Черлакского района (1720 – 1985 годы), Омск изд. Омский государственный университет 2008 г. стр. 208
Поле чем – то напоминало фронт. Там тоже ковалась победа. Правда там не свистели пули и осколки, однако доставалось и им, сельским труженикам, порой сполна, так же, как и бойцам переднего края.
Измученные непосильным трудом жители сел откликнулись на патриотический подъем омичей и помогали как могли фронту. Собирали
посылки с тёплыми вещами и подарками бойцам Красной Армии. В январе 1943 года газета «Большевик» опубликовала материалы, рассказывающие о сборе средств на танковую колонну «Омский колхозник» в Черлакском районе. Всего было собрано 2 040 000 рублей.* В этом был и вклад 17 колхозов, которые обслуживала Татарская МТС и рабочие и служащие машинно-тракторной станции также отчисляли свои небольшие заработки на нужды фронта для долгожданной Победы над врагом. Надо представить ту гордость, с которой провожали жители Черлака, а также деревень района танки указанной колоны, прошедшие по населенным пунктам Омской области перед отправкой на фронт. Это один из многочисленных примеров сбора средств на военные нужды. В годы войны жители района собирали средства на эскадрилью «Омский осоавиахимовец», танковую колонну «Совхозный рабочий».
Заработная плата рабочих и служащих по МТС была следующей: старший агроном имел оклад в 650 рублей; участковый агроном – 400 рублей; старший механик – 500 рублей; участковый механик – 400-300 рублей; главный бухгалтер – 500 рублей; шофёр – 250-270 рублей; чернорабочий, сторож, конюх – 120 -150 рублей. По сравнению с колхозниками, это была реальная заработная плата и возможность улучшить свое материальное положение. У колхозников реальных денег
* Д.и.н. С.В. Новиков «Очерки истории Черлака и Черлакского района (1720 – 1985 годы), Омск изд. Омский государственный университет 2008 г. стр. 206
не было, а не высокое содержание трудодней до войны теперь упало вдвое. В начале 1942 года был повышен обязательный минимум выработки трудодней на каждого колхозника. Поэтому условия жизни были нелегкие, полуголодные. Основным способом выживания в колхозах было личное приусадебное хозяйство. В апреле 1942 года государство выделило дополнительные земли для подсобного хозяйства, предприятий и огородов. Они сыграли большую роль в производстве овощей и картофеля – основных продуктов питания населения в годы войны.
За всю войну, я не видела приказов, которые бы премировали рабочих и служащих МТС. Не было и благодарностей, это очень меня удивило, неужели за такой 10-12 часовой труд в поле и на ремонте тракторов не за что было людей похвалить? Моя бабушка – Уткина Наталья Викторовна объяснила, что была война и трудно было всем, и тем кто воевал, и тем кто растил хлеб для фронта. За четыре года войны, только в 1945 году появились приказы о поощрении. Так Приказ № 91 от 30 декабря 1944 года предоставляются первые выходные дни – 31 декабря и 1 января 1945 года, а в Приказе № 15 от 13 апреля 1945 года написано: "Премировать деньгами как лучших производственников Уткина Н.Н.-350руб. Дмитриева Ф.Р .Иванченко Е.А. - 300р, Дубина Ф.А.-200р, Кравченко Д.-200р, Дубовой В.Д.-150 рублей.
IV Судьбы человеческие
С началом войны восстанавливались политотделы МТС и совхозов, призванных следить за выполнение производственных заданий и трудовой дисциплиной. В годы войны в Омск были эвакуированы заводы из Ленинграда. Так в январе 1942 года Омский обком партии направил к нам в село Татарку на должность начальника политотдела МТС ленинградца, коммуниста Виктора Васильевича Страмковского. (Приложение № 5) Он работал с января 1942 года по июнь 1943 года в Татарской МТС, затем был призван в ряды РККА, а его семья- жена Вера Васильевна, сын Юрий и дочь Ирина, осталась у нас в селе и делила с нами трудности и горести тех лет. Уже в 1988 году Ирина Викторовна Страмковская с большой теплотой вспоминала в письме о своем детстве в Татарке, и рассказала о военном пути своего отца. С июня 1943 года по август 1944 года Виктор Васильевич учился в Военно-пехотном училище им. Фрунзе в г. Омске. Затем воевал командиром стрелкового взвода 136 стрелкового полка на III Белорусском фронте. С ноября 1944года по май 1945 года был командиром взвода разведки 72 стрелкового корпуса 5 армии III Белорусского фронта. Воевал Виктор Васильевич и на дальневосточных рубежах нашей страны с мая 1943 по март 1946 года командиром управления батареи 72 стрелкового корпуса 5 армии I Дальневосточного фронта. Домой вернулся с наградами: два ордена «Красной Звезды»; медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 250-летия Ленинграда». После войны Виктор Васильевич продолжил свою трудовую деятельность в качестве секретаря партйной организации завода «Прогресс» в Ленинграде. После создания ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО) Виктор Васильевич был назначен на должность заместителя начальника производства № 2.вел большую общественную работу, возглавлял группу народного контроля много лет. В 1977 году Виктора Васильевича не стало. В семье Страмковских жила добрая память о далеком сибирском селе, о его трудолюбивых людях, которые в тяжелые военные годы приняли ленинградцев и делились с ними всем, что имели сами. Вот такая судьба.
В 1929 году в Черлакский район приехал Деев Сергей Александрович. 1909 года рождения. Вместе с товарищем он организовал артель «Память Ленина», которая преобразовалась в колхоз. Сергей Александрович стал его первым председателем. Активного и талантливого организатора заметили в районе и в феврале 1938 года назначают председателем Татарского сельского совета. Когда создается Татарской МТС, Сергея Александровича назначают заместителем директора. В 1941 году Сергей Александрович принимает руководство МТС, но не надолго. В августе он уходит на фронт. В 1943 году после тяжелого ранения, он возвращается домой. В течении года является председателем сельского совета, а в 1944 году назначается заместителем председателя районного совета Черлакского района. В 1955 году возвращается в татарский сельский совет и возглавляет его работу до ухода на пенсию в 1967 году
Работая с документами приказов по Татарской МТС, неожиданно, я увидела фамилию моего прадеда - Уткина Николая Николаевича. Из-за травмы глаза он не участвовал в действующей армии, всю войну он проработал трактористом и комбайнером. Семья моего прадеда жила в деревне Котовка, Дубининского сельского совета. С 1-го марта 1941 года он был включен в штат Татарской МТС. Работать приходилось во всех колхозах, так как не хватало трактористов. Я проследила рабочий путь моего прадеда от тракториста до бригадира, а в 1945 году он некоторое время, работал заведующим ремонтной мастерской при МТС.
Я горжусь своим дедушкой.
Выводы
Работая над темой, я пришла к выводам:
Победа в войне – это и победа тружеников советского тыла где основную роль играли женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов и многое другое легло на плечи женщин. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», - говаривали многие в то военное время. Женщины садились за штурвал трактора, погоняли упряжками быков, их назначали на руководящие должности. Война повлияла на демографическую структуру нашего села, привела к резкому сокращению и изменению его социально-профессиональной структуры. В ходе войны сократилась численность трудоспособного населения и обострилась проблема трудовых ресурсов сибирского села;
для привлечения сельского населения к общественным работам государство опиралось на высокий патриотизм колхозников, которые понимали смертельную опасность, нависшую над страной, и готовы были к самопожертвованию; использовало в незначительных размерах экономические рычаги и прибегало к административно-правовым и репрессивным мерам;
с началом войны начинается процесс сокращения материально-технической базы Татарской МТС, который продолжался на протяжении всей войны. В связи с этим многие полевые работы крестьянам приходилось выполнять вручную, что часто приводило к несоблюдению требований агротехники. План тракторных работ Татарской МТС не выполняли в течение всей войны. В этих условиях возникла необходимость в максимальном использовании на полевых работах живого тягла, в том числе и коров колхозников.
Объединенные единой волей, единым порывом, рабочие, крестьяне, интеллигенция, мужчины и женщины, коммунисты и комсомольцы, оказались способными совершить подвиг, равного которому ещё не знала история. Читая архивные документы, видишь, что наши земляки в те трудные годы проявили высокое гражданское сознание, и ни с чем не считались, лишь бы победить врага. Хлеб для армии шёл бесперебойно, хоть и остались в Татарской МТС старики, женщины и дети. Даже через годы читая архивные документы, чувствуется напряжение того времени, нечеловеческие усилия, которые прилагали рабочие МТС для выполнения поставленных задач. Работая над темой, я прикоснулась к истории моего села, увидела, как же трудно было им в те годы. Читая пожелтевшие страницы книги Приказов, я находила знакомые фамилии моих односельчан, и понимала, что за каждым приказом стояла чья-то жизнь. Великая Отечественная война была слишком сложным и противоречивым явлением, чтобы представлять её в каком-либо одном свете.
Литература
Д.и.н. С.В. Новиков «Очерки истории Черлака и Черлакского района (1720 – 1985 годы), Омск изд. Омский государственный университет 2008 г.
Архивные материалы музейной комнаты - книга Приказов Татарской МТС 1941-1945 г.г.
Ресурсы Интернета http://www.istorya.ru/referat/referat2/48645.php
13PAGE 15
13PAGE 14315
14 "&(,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·d $&*,>@BXZ\^`э