Тема: Марат Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай» Девиз урока: «Посеешь поступок- пожнешь привычку»
Урок по литературному чтению.
Тема: Марат Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»
Девиз урока: «Посеешь поступок- пожнешь привычку»
Цели урока: познакомить детей с новым произведением, с его автором., на основе данного произведения воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства ответственности за свои поступки; обогащать словарный запас ; развивать образное мышление, речь; прививать интерес к чтению, а также, учить детей любить ближних и быть настоящими друзьями.
К концу урока дети смогут проанализировать произведение, научатся составлять словестный портрет главных героев, а также составлять постер на тему «Дружба».
Ход урока.
Организационный момент.(Звучит музыка.)
- К любой работе нужно приступать с хорошим настроением. Давайте пожелаем друг другу и гостям успехов. Провести «БОДРЯЧОК».
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Дети делятся на домашние группы.
II. Постановка целей урока.
А -Сегодня мы проведём необычное расследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое дружба? Какой должна быть дружба ?”
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
/У.Шекспир/
Б. Составление в группах постера на тему «ДРУЖБА»
В. Вводная беседа учителя о дружбе. Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
III Работа по теме урока.
Предсказания со слов. Используя данные слова, составьте предложения .
Отец, мама, друг, Ашен
Чтение составленных детьми предложений.
Знакомство с произведением. Презентация о Марате Кабанбаеве.
Направленное чтение. Весь текст делится на смысловые части и задаёт вопрос на понимание по каждому отрывку, которые могут быть заданы до или после чтения каждого отрывка.
Чтение текста в группе. Обсуждение прочитанного. Дети читают текст по частям и обсуждают каждую часть.
- Какой вопрос интересовал Ашена?
Найдите и прочитайте ответ отца. Как вы понимаете его слова?
- Можно ли назвать мальчиков настоящими друзьями? Почему?
- Кто из героев рассказа тебе понравился больше? Объясни свой выбор.
- Кого бы вы назвали настоящим другом?
-Как реагировал Анеш на горе Жакипа?
-Правильно ли поступил Анеш, когда подрался с обидчиком друга?
VI Физкультминутка. Клип «Дружба»
V Итог: о каких же качествах личности мы говорили? Задание «Собери пословицу». Каждой группе даётся пословица её надо собрать, объяснить смысл.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
VI. Написание синквейна ДРУГ
Хороший, честный
Слушает, помогает, выручает
Старый друг- лучше новых двух.
Помощник
VII Разбор ситуаций. -Мы много читали произведений о дружбе. Какие же выводы вы сделали для себя? Давайте это проверим . Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшое задание:
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
VIII. Волшебный стул. Ученик, которого назвали ребята, выходит к доске, остальные приговаривают:
Кто сегодня всех счастливей?
Кто сегодня всех мудрей?
Поскорее появись!На волшебный стул садись!
Ученик садится. - Ребята, тот, кто садится на это стул, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно волшебными глазами посмотреть на того, кто сидит на волшебном стуле. (Ребята называют хорошие качества).
Тебе было приятно услышать столько хороших слов о себе?
Каждому человеку приятно, но не каждый может говорить также хорошо о других. Помните из Библии: «Возлюби ближнего, как самого себя». Как сам будешь относиться к людям, так и к тебе будут относиться.
IX. Рефлексия: « Зажги костер дружбы».
Учитель предлагает детям подумать, что каждому из них важно в дружбе. Для выполнения данного упражнения рекомендуется использовать прием «Незаконченное предложение». Например, «Для меня в дружбе важно, когда (не обманывают, заботятся о других, доверие, радость, щедрость, умение видеть хорошее, умение прощать, чуткое отношение, справедливость, искренность и т. д)»
Ученик завершает фразу и прикрепляет «язычок пламени» на доску. В результате «разгорается» символический костер дружбы.
Обобщая, учитель говорит, что дружба необходима каждому человеку. Она помогает, согревает, поддерживает в трудную минуту. Поэтому учиться дружить важно и необходимо.
Богат не ток, кто много приобрёл,
А тот, кто много дал.
X. Домашнее задание. Написать сочинение о своём друге.
15