Практические работы по использованию языка Visual Basic for Application для создания интерактивных презентаций

МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа №1»








Практические работы по использованию языка Visual Basic for Application для создания интерактивных презентаций




автор: Силичева Наталья Анатольевна, учитель информатики МБОУ ОСОШ№1, Пермский край, г.Очер





2013г.
Вводная часть
Использование на уроке мультимедийного сопровождения с помощью презентаций Power Point уже не дань моде. Однако, в большинстве случаев, эти презентации представляют собой набор текстового и графического материалов, последовательно предлагаемый ученикам. Используемая анимация часто носит оформительский характер и иногда не только не способствует, но и мешает восприятию учебного материала. Применение анимации для решения дидактических задач встречается значительно реже.
Однако анимированный слайд не обязательно является интерактивным. Интерактивность предполагает не только передачу информации пользователю, но и восприятие информационных сигналов от него, и реакцию компьютера, компьютерной программы на эти сигналы. Те небольшие элементы интерактивности, которые встречаются в некоторых презентациях, в основном ограничиваются гиперссылками и управляющими кнопками. Эти элементы обеспечивают переходы между слайдами, позволяют в нужный момент запустить демонстрацию видеофрагмента, включить и выключить анимированную модель. Таким образом, они обеспечивают более эффективную реализацию все той же задачи - получение информации пользователем.
Такой мощный инструмент как компьютер должен дать ученикам возможность применить свои знания, а также оценить правильность и эффективность этого применения. Для этого он должен иметь соответствующее программное обеспечение, в частности, презентации с более высоким уровнем интерактивности.
Дидактические возможности применения таких слайдов достаточно велики. Это может быть один из заключительных этапов урока, посвященный закреплению знаний, элемент уроков повторения, обобщения и систематизации, построенных в игровой форме. Возможно применение таких презентаций и на различных внеклассных мероприятиях, конкурсах, викторинах. Еще одно применение - это самостоятельная творческая работа учащихся по разработке аналогичных презентаций, наполнению их новым предметным содержанием.
Использование практических работ на уроках информатики в старших классах
Visual Basic for Application (VBA) – это сочетание одного из самых простых языков программирования и всех мультимедийных возможностей приложений MS Office. VBA относится к языкам объекно-ориентированного программирования. Если в 9 классе учащиеся знакомятся с основами программирования на примере языка Visual Basic, то переход к использованию Visual Basic for Application проходит безболезненно. Эта среда программирования позволяет превратить процесс программирования в увлекательное занятие.
На первых 2-3 уроках учащиеся выполняют практические работы, знакомясь с возможностью использования VBA для создания интерактивных слайдов. В дальнейшем учащиеся старших классов самостоятельно выбирают предметную область и форму интерактивной презентации (например: игра, объяснение нового материала, интерактивный кроссворд и т.д.). После консультаций с учителями предметниками, учащиеся создают «бумажные» презентации, размещая на листах необходимые объекты и описывая их дальнейшую реакцию. Бывает, что учащемуся в работе необходимо использовать объекты или их свойства, не рассматривающиеся в практических работах, поэтому на каждом последующем уроке проводятся индивидуальные консультации.
Практические работы могут быть использованы учителями, которые хотят быстро и просто создавать свои интерактивные тесты и использовать их для проверки знаний своих учеников.
Заключение
Результат использования: за 2 года создано более 50 презентаций, которые можно использовать на школьных уроках или внеклассных мероприятиях. Презентации «Пернатая энциклопедия», «Птица года», «Животная азбука» стали победителями районного конкурса «Помоги пернатым».
Использование технологии мини-проектов на таких уроках определяется возможностью в доступной для учащихся форме систематизировать, классифицировать изученную ранее информацию, позволяет выработать у учащихся способность к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, применить знания основ программирования для создания интерактивных презентаций.
Информационные источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Интерактивные игры-презентации.

Приложение1
Практическая работа№1 «Создание интерактивного слайда»
Откройте MS Power Point (Пуск – Программы - Microsoft Office – Microsoft Power Point).
Выберите макет слайда «Только заголовок»







В рамке заголовка поместите текст задания «Выбери лишнее» (подберите соответствующий размер текста).
Разместите на слайде рисунки.

Выполните команды Показ слайдов – Настройка анимации

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Выделите второй рисунок (бабочку).
Добавьте эффект анимации (Выход - Исчезновение):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В списке анимации щелкните появившийся эффект и выберите команду Время:
13 SHAPE \* MERGEFORMA
·T 1415
На вкладке Время щелкните по кнопке Переключатели:


Выберите переключатель Начать выполнение эффекта при щелчке и выберите в списке объект 2(название рисунка).

Нажмите кнопку ОК.
Выполните команды: Показ слайдов – Начать показ. При щелчке на бабочку – она исчезнет.
Повторите п.п. 6-11 для остальных рисунков (животных).
Если Вы правильно выполнили действия, то у Вас при щелчке на рисунок - он исчезает.
Создадим появление анимированных рисунков вместо животных.
Поместите анимированные рисунки поверх рисунков животных.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Выделите второго колобка и установите для него эффект анимации Вход – Появление с увеличением.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В списке анимации щелкните появившийся эффект и выберите команду Время:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На вкладке Время щелкните по кнопке Переключатели. Выберите переключатель Начать выполнение эффекта при щелчке и выберите в списке объект 2(название рисунка).

Измените свойство Начало – С предыдущим.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Повторите п.п. 17-20 для оставшихся колобков.
Добавим для первого и третьего колобков их удаление после появления на слайде (т.к. ответы неправильные дадим возможность ученикам исправить свои ответы).
Выделим первого колобка и создадим для него эффект Выход – Исчезновение.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На вкладке Время изменим свойства, согласно рисунка:


Не забываем щелкнуть по кнопке ОК

Выделим на слайде рисунок ежика. Создадим для этого рисунка эффект Вход – Появление с увеличением.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На вкладке Время изменим свойства, согласно рисунка:


Не забываем щелкнуть по кнопке ОК

Повторите п.п. 25-26 для рисунка коровы.
Запустите презентацию и наслаждайтесь своей работой.
Приложение2
Практическая работа № 2 «Создание слайда c использованием VBA»
Откройте MS Power Point (Пуск – Программы - Microsoft Office – Microsoft Power Point).
Выберите макет слайда «Только заголовок»







В рамке заголовка поместите текст задания «Тест» (подберите соответствующий размер текста).
Разместите на слайде рисунки.

Перейдите на вкладку Разработчик:
Вставьте объект Текстовой поле около каждого рисунка:
Вставьте объект Кнопка около каждого текстового поля:

Вставьте объект Надпись под каждым текстовым полем:
Используя Свойства : измените у каждой кнопки название на «Проверка» и цвет. У каждой текстовой рамки свойство – размер текста на 26.
У каждой надписи уберите название и белый цвет на другой.
Вид Вашего слайда :

Дважды щелкните по первой кнопке:

Наберите текст программы в событийную процедуру:
If TextBox1.Text = "пчела" Or TextBox1.Text = "Пчела" Or TextBox1.Text = "ПЧЕЛА" Then Label1.Caption = "Молодец!" Else Label1.Caption = "Не верно. Попробуй еще раз!"
TextBox1.Text = ""
Повторите п.п.11-12 для каждой кнопки, изменяя название объектов на: TextBox2.Text, TextBox3.Text, Label2.Caption, Label3.Caption соответственно.
Ваша программа будет выглядеть так:
Private Sub CommandButton1_Click()
If TextBox1.Text = "пчела" Or TextBox1.Text = "Пчела" Or TextBox1.Text = "ПЧЕЛА" Then Label1.Caption = "Молодец!" Else Label1.Caption = "Не верно. Попробуй еще раз!"
TextBox1.Text = ""
End Sub
Private Sub CommandButton2_Click()
If TextBox2.Text = "школьник" Or TextBox2.Text = "Школьник" Or TextBox2.Text = "ШКОЛЬНИК" Or TextBox2.Text = "мальчик" Or TextBox2.Text = "Мальчик" Or TextBox2.Text = "МАЛЬЧИК" Then Label2.Caption = "Молодец!" Else Label2.Caption = "Не верно. Попробуй еще раз!"
TextBox2.Text = ""
End Sub
Private Sub CommandButton3_Click()
If TextBox3.Text = "синица" Or TextBox3.Text = "Синица" Or TextBox3.Text = "СИНИЦА" Or TextBox3.Text = "птица" Or TextBox3.Text = "Птица" Or TextBox3.Text = "ПТИЦА" Then Label3.Caption = "Молодец!" Else Label3.Caption = "Не верно. Попробуй еще раз!"
TextBox3.Text = ""
End Sub
Создайте кнопку «Сброс» для очистки полей и надписей.
Напишите программу для кнопки «Сброс»:
Private Sub CommandButton4_Click()
TextBox1.BackColor = &HFFFFFF
TextBox2.BackColor = &HFFFFFF
TextBox3.BackColor = &HFFFFFF
TextBox1.Text = ""
TextBox2.Text = ""
TextBox3.Text = ""
Label1.Caption = ""
Label2.Caption = ""
Label3.Caption = ""
End Sub
Проведите проверку презентации, используя ВСЕ значения ответов, используемые в программах. Для очистки применяйте кнопку «Сброс».

Сохраните файл презентации под именем «Практическая работа 2», ТИП ФАЙЛА: Презентация PowerPoint с поддержкой макросов.

Если у Вас нет вкладки Разработчик, необходимо включить вкладку. Выполните команды: Файл - Параметры PowerPoint: включить флажок «Показывать вкладку Разработчик на ленте»




Рисунок 4Рисунок 4Рисунок 4Рисунок 25ђ Заголовок 115