Разработка урока по теме: Сказки тихого дона
«СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА»
ФОРМА: УРОК-ЗАГАДКА
КЛАСС: 5
ЦЕЛИ: 1.Воспитание нравственных качеств школьников на примере
литературных образов сказки.
2.Развитие самостоятельного мышления учащихся, творческих
способностей. Формирование интереса к донской литературе.
3.Углубленное знакомство со «Сказками Тихого Дона»
П. В. Лебеденко; работа над текстом сказки для определения
собственного отношения к героям.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.Портреты героев сказки.
2.Иллюстрации к сказке.
3.Репродукция картины Васнецова «Три богатыря».
4.Картина местного художника Гуреева Н.Н.
5.Нравственные качества героев.
6.Пластинка с симфонией А.П.Бородина. Проигрыватель.
ПЛАН УРОКА:
Организация класса.
Вступительное слово учителя.
Легенда «Почему Дон Иванычем зовут».
Работа с классом (учитель-ученик).
Работа по группам:
Викторина.
Художники слова.
Словарная работа
Характеристика образа.
Киносценаристы.
Работа с картиной Васнецова «Богатыри».
Прослушивание «Богатырской симфонии» Бородина.
Описание картины местного художника
Гуреева Н.Н.
6.Работа по схеме-загадке.
7.Итог урока.
ХОД УРОКА:
1.Организация класса.
2.Сообщение целей и задач урока (разгадать тайну «магической» схемы.)
Русская литература полна тайн. И вот разгадать одну тайну известной вам сказки, самой яркой, запоминающейся, «Петрусь-мальчонка русский» и будет одной из главных наших задач. В этой «магической» схеме зашифрован весь наш урок и главный итог. Как вы думаете, что спрятано под вопросом? Версий много, а правда одна и раскроется она только в конце нашего пути. Ну что ж мы начинаем наш урок.
КАЗАК
Петрусь ?
Дон
Иванович
3.Вступительное слово учителя.
ДонДавным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном, много песен весёлых пропето с тех пор в станицах зелёных. Проносились ветры буйные, проплыли тучи грозовые над полями широкими.
Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море.
Тихий Дон река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то. А мимо длинными шагами время идёт: сделает шаг – оглянется, а позади уже десятки лет остались.
Ребята, а почему наш Дон зовут Ивановичем? (легенда «Почему Дон, Ивановичем зовут).
Давным-давно донская земля стала приютом и второй Родиной многим бедным и обездоленным людям. И было здесь много украинцев и поляков, немцев и греков, персов, армян и грузин.
Ребята, почему на Дон бежали эти люди? (От крепостной неволи.В 18 в.дворянское сословие получило право на владение крепостными крестьянами и земельными угодьями. Правительство принимало меры к розыску беглых, но они не приносили успеха: «с Дона выдачи нет»).
Что обозначает слово «казак»? ( казак- «свобода»- за это бились наши древние предки..И ещё справедливость и верность. Казак не звание, а состояние души)
Каковы были особенности жизни казаков? ( Свободно, но тяжело жилось казакам Они боролись за славу казачью, и ставили её превыше всего. В этой борьбе они забывали о всех земных радостях).
Больше всего на Дону было русских людей, ,но здесь у них всё складывалось по-другому. Поэтому со временем они стали петь свои песни по-новому, и сказки рассказывать по-другому. Издавна наш край славился поэтическими преданиями, легендами, сказками. А уж сказки-то у нас любят все: и взрослые, и дети. В них всё красиво и необыкновенно. Но самое главное – они поражают нас мудростью и добротой.
Сценка из сказки « Петрусь – мальчонка русский».
Ребята, из какой это сказки? Кто её автор? (выставка книг).
А что вы знаете о П.В. Лебеденко? ( Пётр Васильевич Лебеденко- донской казак. Его детство прошло в Азове. По профессии он лётчик, участвовал в ВОВ. «Сказки Тихого Дона» его первая книга. Смелость и благородство героев привлекает к себе внимание читателей. Почти все знают эту книгу, и полюбились нам её герои: Петрусь- мальчонка русский, мужественная Светланка, добрая Груня, Игнатка).
О них сегодня на уроке мы и вспомним. Но для начала небольшая разминка.
4.Работа с группами. (класс разбит на три группы).
Викторина.
А).Узнай героя по описанию.
Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди как сына родного. ( Петрусь).
Пасть акулья раскрыта, глаза жабьи ненавистью пылают, косы- водоросли вокруг головы обвиты. ( Зурала, царица морская)
Был у казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка. Мать у неё умерла, и поехала она со своим отцом – стариком на войну с Чудом –чудищем биться. (Светланка).
Б).Кто внимательно читает сказку.
Сколько лет было Петрусю, когда мы с ним впервые встретились
на страницах книги? (10)
Как долго пришлось пробыть Петрусю в царстве турецкого хана? (15)
С кем встретилась Светланка на пути к дядьке своему? (с рыбкой, серой волчицей, рыбкой- стерлядкой).
В).Назови эпитеты к словам. (вторая половина слов закрыта)
Сила (богатырская)
Дон ( Тихий)
Ветры (буйные)
Сердце (доброе)
Месяц (ясный)
Река (светлая)
Подберите эпитеты.
Вот и вы попробовали стать писателем, используя слова народной мудрости, казачью лексику.
Словарная работа.
Каким я представляю героев сказки.(выписать словосочетания, характеризующие героя)
1гр. Петрусь.
2гр. Река Тихий Дон.
3гр. Злые силы6 хан, Зурала.
Каждая группа работает со своей переносной доской. На неё крепят карточки с качествами героя.
1гр. – Ласковый, добрый, 10 годков ему. В обиду никого не даст. Мастер «коня из камышинки смастерить», «рыбу невиданную из глины слепить».
«Любит больше жизни Тихий Дон», « стали ноги каменные», « стала грудь каменная», «превратился в утёс высокий».
Вывод: Петруся в сказке мы представляем добрым, отзывчивым, находчивым, умеющим помочь слабому, любящим свой Донской край, совершающим подвиги ради людей.
2гр.- Выразительное чтение: река забеспокоилась, мелкими морщинками покрылась, Дон вздохнул глубоко, будто плечи богатырские расправил. «Разгулялся, словно долго в неволе сидел. Ласкает его Тихий Дон».
Вывод: Тихий Дон- река могучая, река раздольная, плещется, будто шепчется, как мать родная сына убаюкивает. Петрусь любит Тихий Дон больше жизни своей. Страдает от разлуки с ним.
3гр.- Птица страшная, острые когти, чёрная тень, чёрные крылья, глаза недобрые огнём горят, злые искорки. Зурала: «глаза как у жабы», «зубы как у акулы – страшны», «косы- водоросли».
Вывод: злые силы противостоят Петрусю, Тихому Дону. Они полны зависти, ненависти к русским людям, злобы чёрной, любящие только себя и ореол своей славы. Но зло недолго живёт. Его побеждает добро.
Ребята, в сказке используется противопоставление. В литературе этот художественный приём называется антитеза (вывешивается слово).
Киносценаристы.
Вспомнить элементы композиции. Они изображены на картинках. Восстановить к ним текст и расставить в нужном порядке.
1гр. –элементы композиции.
2гр.- кадры.
3гр.- титры.
Какова особенность композиции? (Круговая. Повторяется зачин и концовка, экспозиция и развитие действия.)
Задание для всех групп.
Вспомните. Когда мы изучали с вами былины, мы говорили о былинных героях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёши Поповиче. Можно ли найти что-либо общего у Петруся, героев картины «Богатыри»?
Послушаем музыку, отрывок из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.(прослушивание)
Какие чувства она вызывает? Может ли она выражать чувства нашего героя?
Беседа по картине художника Н.Н. Гуреева.
Донская земля полна не только талантами писательскими, но есть у неё и замечательные художники.
Картина нашего местного художника Н.Н. Гуреева перед вашими глазами. На ней изображён брат Дона Ивановича – Донец.
- Каким вы представляете Донец на картине? (Любуешься лиловато- сизой водой, раздольем, статью славной, яркими красками. Такие же чувства испытывает Петрусь, когда вспоминает о Тихом Доне).
5.Работа по схеме.
Часть нашей схемы (большую) мы уже разгадали. Обратимся к вопросу (последней загадке).
Мы знаем, что главный герой сказки- Петрусь. Вот перед вами его лучшие черты. Другой герой- Тихий Дон, тоже со своими лучшими качествами.
А у казаков были свои казачьи заповеди: и одна из них самая главная, о ней мы говорили в начале урока (любовь к Родине, борьба с врагами).
Мы с вами живём на Дону, учимся и работаем в казачьей школе, участвуем в возрождении казачьих традиций. И за вами будущее.
Так что же под ? - Я.
Какими чертами характера вы бы хотели обладать, что бы взяли для себя у сказочных героев? (Моделирование своей личности).
Вот и разгадана тайна урока.
Я
добрый
отзывчивый
благородный
честный
находчивый
ласковый
-В конце урока мне бы хотелось прочитать вам строчки одного стихотворения:
Каждый выбирает для себя:
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
И я, надеюсь, что вы сделаете правильный для себя выбор.
6.Итог, оценивание урока. (работа с картой «эффективности урока и самооценки участия в уроке).
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515