Рабочая программа по факультативу Страноведение 10 класс



Программа
факультативного курса
«Страноведение»
10 класс
Составитель: Рыбакова Л.Н.
учитель географии

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897 « Об утверждении и введении в действия федерального образовательного стандарта основного общего образования».
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 20014 – 2015 учебный год».
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).
Программы для общеобразовательных учреждений. География VI – XI классы. – М.: Дрофа, 2014г.
Страноведческие знания выступают важной составляющей школьного географического образования. В современном мире с развитием международных контактов усиливается значение знаний о различных территориях и странах. Страноведение соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий. Оно помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран, взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории, создает условия для общения с людьми другой культуры. Страноведение вызывает большой интерес к событиям общественной жизни. Росту интереса учащихся к познанию стран мира способствуют и тематические передачи по телевидению и статьи в газетах и журналах. В курсе Страноведения объектом изучения становится конкретная территория, независимо от того, какое по площади государство изучается маленькое или большое. Практика показывает, что страноведческие характеристики стран вызывают большой познавательный интерес. Взаимосвязанное изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности развивают умение работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами, составлять на их основе комплексные страноведческие характеристики. Этот процесс требует более сложной мыслительной деятельности, тесно связанной с умениями получать информацию из разных источников знаний, анализировать её, сравнивать полученные знания. Нельзя не отметить связь Страноведения с такими науками, как история, география, экономика. Каждая из наук дополняет и углубляет знание курса. В темах рассматриваются следующие вопросы: природа, население, экономика, туризм, климат, история и политика страны. Программа предусматривает поисковую деятельность: нахождение и сбор различной информации (интересные факты, фотографии, статьи, газетные вырезки) о странах, изучаемых в ходе курса факультатива.
Цель: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.
Задачи курса:
Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;
Привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.
Формы организации учебного процесса: лекции, защита рефератов, практические работы, самостоятельные работы, итоговая конференция.
Программа рассчитана на 17 часов



Учебно – тематический план
«Страноведение»
Название раздела. Количество часов Название темы Количество часов
Африка – колыбель человечества. 3 История Африки. 1
Страны Африки. Египет. Марокко. Алжир. 1
Страны Африки. Эфиопия. Кения. 1
Австралия и Океания. 2 История Австралии и Океании. Страны Австралии и Океании. Папуа. Микронезия. Фиджи. 1
Америка: один континент – две судьбы. 3 Страны Сев. Америки. Мексика. 1
Страны Южной Америки. Колумбия. Венесуэла 1
Страны Южной Америки. Эквадор. Аргентина. 1
Евразия – материк двух континентов. 8 Страны Европы. Норвегия 1
Страны Европы. Польша. 1
Страны Европы. Нидерланды. Франция. 1
Страны Европы. Швейцария. 1
Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн. 1
Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания. 1
Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия. Кувейт. Ирак. 1
Новые индустриальные страны. Малайзия. Таиланд. Индонезия. 1
Конференция (итоговый контроль). 1 Глобальная проблема: «Мирное существование стран». 1
Итого: 17 17

Содержание программы
Раздел 1. Африка – колыбель человечества. (3часа).
Тема 1. История Африки. ( 1 час)
Второй по площади материк Земли после Европы. Люди выходцы из Африки. Заселение арабами; распространение ислама. Эпоха империализма. Освободительные движения. Современная Африка.
Самостоятельная работа.
Заполните таблицу «История развития Африки».
Тема 2: Страны Африки. Египет. Марокко. Алжир. ( 1 час )
Египет – древнее государство. Долина Нила – главный ареал расселения населения. Земледелие основа экономики. Кочевое скотоводство. Добыча и переработка нефти.
Марокканское плоскогорье. Древние королевские города. Оазисное сельское хозяйство.
Алжир. Первые поселения. Государственный строй. Экспортные товары.
Основные понятия темы: фараоны, Нил, национальные меньшинства, оазисное хозяйство.
Практическая работа.
Работа с контурными картами.
Отметить границы Египта. Марокко. Алжира.
Отметьте государства соседей изучаемых стран.
Обозначьте месторождения полезных ископаемых стран.
Самостоятельная работа.
С помощью форзаца учебника определите форму правления, форму государственного устройства Египта. Алжира. Марокко.
Перечислите экспортируемые и импортируемые товары изучаемых стран. Ответ оформите в виде таблицы:
Страна. Экспорт. Импорт.
Перечислите основных торговых партнёров Египта, Алжира, Марокко. Ответ оформите в виде таблицы:
Страна. Основные торговые партнёры.
Тема 3 Страны Африки. Эфиопия. Кения. ( 1 час)
Эфиопия. Государство в Восточной Африке на полуострове Сомали. Горная страна. Скотоводство – первое место среди африканских стран. Горнодобывающая промышленность.
Кения. Экспортные товары. Найроби – крупный транспортный узел. Четыре географических района. Города
Основные понятия темы: экспорт, импорт, высокогорье.
Что нужно знать и уметь ученику
Практическая работа.
Отметить на контурной карте границы государств Эфиопии, Кении.
Отметить на контурной карте полезные ископаемые стран.
Самостоятельная работа.
С помощью форзаца учебника определите форму правления и форму государственного устройства Эфиопии и Кении
Раздел 2. Австралия и Океания. (2часа)
Тема 1. История Австралии и Океании.( 1 час)
Из истории исследования. Эпоха колонизации. Федеральное государство. Самый населенный материк Земли. Австралийцы – аборигены. Пришлое население, основное население стран. Овцеводство, животноводство, земледелие – важнейшие отрасли хозяйства. Города.
Основные понятия темы: колонизация, федеральное государство.
Практическая работа:
В контурной карте отметьте границы материка;
Используя форзац учебника, определите столицу Австралии, её территориальное устройство, и форму правления. Ответ оформите в виде таблицы:
Страна. Столица. Форма правления. Форма территориального устройства.
Самостоятельная работа:
Подготовьте рассказ об эпохе колонизации Австралии и Океании.
Расскажите о географическом положении Австралии и Океании
Тема 2. Страны Австралии и Океании. Папуа. Микронезия. Фиджи.
Экономико – географическое положение. Особенности природных ресурсов. Национальный состав. Размещение. Хозяйство. Особенности его развития. Города.
Практическая работа.
Заполните таблицу: «Экспортируемые и импортируемые товары».
Страна. Экспорт. Импорт.
Перечислите торговых партнёров изучаемых стран.
Раздел 3. Америка: один континент – две судьбы. (3часа).
Тема 1. Северная Америка (1часа).
Страны Северной Америки. Мексика.
Общая характеристика природы.
Вдоль величайшей горной дуги Анды – Кордильеры. В стремнинах великих рек (Миссисипи и Миссури, Амазонка, Ориноко). Климатические пояса и географические зоны. Полезные ископаемые.
Легенда появления. Майя. Современное хозяйство. Нефть и нефтяная промышленность. Города страны. Природные ресурсы. Хозяйство.
Основные понятия темы: племена майя, нефтяная промышленность.
Практическая работа.
Отметьте в контурной карте границы Мексики.
Отметьте государства соседей.
Самостоятельная работа.
Используя «визитную карточку» определите форму правления и форму территориального устройства Мексики.
Пользуясь дополнительной литературой, заполните таблицу: «Наиболее развитые отрасли промышленности Мексики».
Страна. Промышленность.
Перечислите основных торговых партнеров Мексики. Ответ оформите в виде таблицы:
Страна. Основные торговые партнёры.
Южная Америка (2 часа).
Тема 2. Страны Южной Америки. Колумбия. Венесуэла ( 1час)
Колумбия. Испанское владычество. Реформы 1930 –х гг. Международные аэропорты.
Венесуэла. Столица – Каракас. Разработка богатейших природных ископаемых.
Основные понятия темы: владычество
Практическая работа.
Составьте сравнительную характеристику Колумбии и Венесуэлы по следующему плану:
Географическое положение стран;
Экономико – географическое положение стран;
Полезные ископаемые стран;
Природа стран;
Водные ресурсы стран;
Промышленность.
На контурную карту нанесите: границы стран, полезные ископаемые, реки, озера.
Тема 3. Страны Южной Америки. Эквадор. Аргентина. ( 1 час)
Экономико-географическое положение стран. Республика – «Сердце Иисуса». Экономика. Транспорт. Аргентина. Буэнос-Айрес – столица Аргентины. Федеральная республика. Импорт страны. Туризм. Города.
Основные понятия темы: федеральная республика, импорт, экспорт.
Практическая работа.
Отметить границы Эквадора и Аргентины, в контурной карте.
Отметить государства соседей изучаемых стран.
Отметить полезные ископаемые изучаемых стран.
Самостоятельная работа.
Используя «визитную карточку» определите форму правления изучаемых государств.
Используя политическую карту, определите столицу стран.
Раздел 4. Евразия – материк двух континентов. ( 8 часов)
Евразия – величайший массив суши. Географическое положение. Древний период. Средневековье. Раннее новое время.
Европа (5часов)
Тема 1. Страны Европы. Норвегия ( 1 час )
Экономико- географическое положение. Экспорт нефти. Население. Культурные центры. Особенности природных условий. Города.
Основные понятия темы: протестанты, католики, пятидесятники.
Практическая работа.
Отметьте границы Норвегии, используя контурную карту.
Обозначьте на карте полезные ископаемые Норвегии.
Самостоятельная работа.
Подготовьте рассказ о промышленности Норвегии.
Определите форму правления в стране.
Тема 2. Страны Европы. Польша. ( 1 час )
Польша – морская держава. Однонациональное государство. Язык. Религия. Добывающая промышленность; машиностроение; портовое и курортное хозяйство.
Основные понятия темы: административное деление, религия.
Практическая работа.
Заполните таблицу: «Промышленность Польши».
Виды промышленности. Характеристика.
Заполните таблицу: «Экспортируемые и импортируемые товары Польши».
Страна. Экспорт. Импорт.
Обозначить на контурной карте районы размещения минеральных ресурсов.
Самостоятельная работа.
Подумайте и дайте ответ на вопрос. Почему в Польше один из самых низких в Европе показателей доли городского населения?
Дайте прогноз. Какие, по вашему мнению, должны произойти изменения в структуре хозяйства, чтобы Польша могла войти в группу наиболее развитых стран Европы?
Тема 3. Нидерланды. Франция. ( 1 час )
Низменные земли, лежащие у моря. Низовья Рейна и наводнение. Тюльпаны на равнинах. Выход к морям Атлантического океана. Плотность населения. Экономико-географическое положение. Природа от моря до моря. Этнический состав. Париж – город на Сене.
Практическая работа.
Дайте характеристику ЭГП стран.
Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты Франции.
Самостоятельная работа.
С помощь «визитной карточки», определите форму правления стран, численность населения и столицы государств.
Тема 4. Страны Европы. Швейцария. ( 1 час)
Положение в Центральной Европе. Экономико-географическое положение. Образование государства. Банковское дело, курортное хозяйство. Трудоемкие отрасли. Животноводство горных районов
Практическая работа.
Отметьте границы Швейцарии, используя контурную карту.
Обозначьте на карте полезные ископаемые Швейцарии.
Тема 5. Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн. ( 1 час)
Экономико-географическое положение. Население. Национальный состав. Хозяйство. Особенности его развития. Особенности природных ресурсов.
Самостоятельная работа.
С помощью дополнительного материала составьте рассказ о политическом устройстве стран малюток.
С помощью дополнительной литературы приготовьте рассказ о достопримечательностях стран малюток.
Тема 6. Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания. ( 1 час)
Экономико-географическое положение стран. Хозяйство стран, его развитие. Особенности природных ресурсов. Города
Практическая работа.
Отметить в контурной карте границы Стран Ближнего Востока.
Подготовьте сравнительную характеристику стран Ближнего Востока.
Самостоятельная работа.
Подготовьте рассказ об экономике стран Ближнего Востока.
Тема 7. Нефтедобывающие страны. Саудовская Аравия. Кувейт. ( 1 час)
Экономико-географическое положение стран. Полезные ископаемые. Хозяйство. Города
Практическая работа.
Составьте схему: «Нефтедобывающие страны».
Составьте таблицу: «Основные торговые партнеры стран Ближнего Востока».
Самостоятельная работа.
Дайте характеристику одной из нефтедобывающих стран.
Тема 8. Новые индустриальные страны. Малайзия. Таиланд. Индонезия. ( 1 час)
Страна Юго-Восточной Азии. Третье место по величине территории пояс Китая и Индии. Страна – архипелаг. Многообразие народов. Богатство и разнообразие природы экваториальных лесов. Города.
Практическое задание.
В контурной карте отметьте положение стран.
Пользуясь дополнительной литературой, определите, почему изучаемые страны назвали «новые индустриальные».
Самостоятельная работа.
С помощью «визитной карточки» определите форму правления в изучаемых странах
ИТОГ КУРСА. – 1 час
Тема 1. Конференция. Глобальная проблема «Мирное существование стран».
Требования к уровню подготовки обучающихся Что нужно знать и уметь ученику.
Знать:
- особенности развития стран;
- связь с другими государствами;
- характерные черты ЭГП стран;
- краткую, обзорную характеристику стран.
Уметь:
- уметь показывать по географической карте положение стран;
- самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы;
- осуществлять сравнительную характеристику стран;
- подготовить ответы на заданные вопросы;
- использовать географические и контурные карты.


Методическое обеспечение
1.Таблицы: Портреты путешественников и исследователей
2.ИНТЕРНЕТ-ресурсы
3. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2013.
Земли.
4. Политическая карта мира
5. Европа. Политическая карта
6. Азия. Политическая карта
Список литературы
Учебник: Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. - М.: Дрофа, 2006.
Сиротин, В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Дрофа, 2006.

Календарно – тематическое планирование
курса «Страноведение»Название раздела. Количество часов Название темы Дата проведения
Африка – колыбель человечества. 3 История Африки 5.09
Страны Африки. Египет. Марокко. Алжир. 12.09
Страны Африки. Эфиопия. Кения. 19.09
Австралия и Океания. 2 История Австралии и Океании. 26.09
Страны Австралии и Океании. Папуа. Микронезия. Фиджи. 3.10
Америка: один континент – две судьбы. 3 Страны Северной. Америки. Мексика. 10.10
Страны Южной Америки. Колумбия. Венесуэла. 17.10
Страны Южной Америки. Эквадор. Аргентина. 24.10
Евразия – материк двух континентов. 8 Страны Европы. Норвегия. 31.10
Страны Европы. Польша. Франция. 14.11
Страны Европы. Нидерланды. Швейцария 21.11
Страны малютки. Ватикан. Андорра. Лихтенштейн. 28.11
Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания. 5.12
Страны Ближнего Востока. Сирия. Ливан. Иордания. 12.12
Новые индустриальные страны. Малайзия. Таиланд. 19.12
Конференция (итоговый контроль). Глобальная проблема: « Мирное существование стран». 26.12
Итого: 17