Рабочая программа по факультативу «Секреты речи». 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднего общего образования «Школа №2 г. Облучье»
«Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
____М Н Истомина ________ О В Жданкина
Протокол №________ Протокол №________
от «___»__________2016 г от «___»__________2016 г
Рабочая программа
по факультативу «Секреты речи».
для 3 класса
(уровень базовый, общеобразовательный)
Учитель Л С Астафьева,Т Л Баженова
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели осуществляется как на уроке, так и во внеурочное время, на занятиях факультатива «Секреты речи». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся. Некоторые грамматические задания несколько опережают программный материал по русскому языку, ведь творческие возможности учащихся развиваются при решении нестандартных задач, носящих поисковый характер.
На занятиях дети работают с художественной литературой, толковыми и орфографическими словарями.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что и занимательные игры могут помочь увлекательно учить русский язык.
Задачи:
Обучающие:
Развитие интереса к языку как учебному предмету;
Совершенствование общего языкового развития младших школьников;
Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
Воспитывающие:
Воспитание любви к русскому языку;
Формирование усидчивости, внимания, выдержки и терпения, готовности к волевым действиям, настойчивости;
Воспитание культуры обращения с книгой;
Развивающие:
Расширение и углубление программного материала, кругозора детей;
Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
Развивать умение пользоваться толковыми и орфографическими словарями;
Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей:
Совершенствование навыков правописания;
Развитие речевого и фонематического слуха;
Пополнение лексического запаса
III. Особенности программы «Секреты речи»Грамматические задания для самостоятельной работы лучше рекомендовать тем ученикам, которым интересно их выполнять. Остальные могут выполнять их фронтально, при этом каждый ученик должен предложить свое решение и обосновать его.
Организация факультативных занятий основывается на следующих принципах:
добровольности участия;
научности;
сознательности и активности;
наглядности;
доступности;
связи теории с практикой;
индивидуального подхода.
IV. Формы проведения занятий
практические занятия с применением занимательных игр;
игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;
орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
урок- викторина;
беседа.
V. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 классов.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к изучению языка;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
пользоваться словарями;
находить ответы на вопросы в тексте;
делать выв оды в результате совместной с учителем работы;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
VII. Содержание программы.
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.
Тематическое планирование (34 часа)
№ пп Тема занятий
Задачи Кол-во
часов дата по плану дата по факту Результат
1. Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказа по картинке). Учить составлять рассказ по картинке. 1 Научатся составлять рассказ по картинке.
2. Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Побеседовать о сокровищах русского языка. 1
Узнают о сокровищах родного языка.
3. Игра «Знаешь ли ты пословицы». Проверить знания учащихся. 1 Проверят свои знания.
4. Сочинение по пословице. Написать сочинение по пословице. 1
Научатся писать сочинение.
5. Структура жанра «небылица». Сочинение небылицы. Учить сочинять небылицы.
1 Познакомятся с жанром небылица.
6. Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей на разнообразную тематику. Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям. 1 Обогащается словарный запас.
7. Сочинение словарных сказок. Сочинить сказку, используя словарные слова. 1 Научатся сочинять сказки.
8. Сочинение «Золотая осень». Написать сочинение на заданную тему. 1 Научатся писать сочинения.
9. Слово или не слово? Познакомить учеников с тем, как можно определить значение слова и как его толковать. 1 Обогащается словарный запас.
10. Слово одно, а значений несколько. Познакомить учащихся с многозначностью слов. 1 Обогащается словарный запас.
11. Слова: синонимы, омонимы, антонимы. Продолжить знакомство с синонимами, омонимами, антонимами. 1 Обогащается словарный запас.
12. Смеемся, грустим, задумываемся. Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства. 1 Познакомятся с художественной речью.
13. Речь, предложение, текст. Признаки текста. Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте. 1 Повторят и обобщат знания о речи.
14. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. 1 Познакомятся с понятием текст.
15. Деление сплошного текста на предложения. Учить делить сплошной текст на части. 1 Научатся делить текст на части.
16. Редактирование текста. Учить редактировать текст.
1 Научатся редактировать текст.
17. Текст – поздравление к празднику. Научить сочинять поздравление к празднику 1 Научатся сочинять поздравление.
18. Письмо – текст. Письмо другу, подруге. Научить писать письма.
1 Научатся писать письма.
19. О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа. Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте. 1 Научатся составлять план.
20. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Продолжить знакомство с типами текста. 1 Продолжат знакомство с типами текста.
21. Сочинение – миниатюра на тему «Моя снежинка». Написать сочинение на заданную тему. 1 Научатся писать сочинения.
22. Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег». Учить писать сочинение по картине. 1 Научатся писать сочинения.
23. Обучающее изложение по плану, вопросам. Учить писать изложения по плану и вопросам. 1 Научатся писать изложения.
24. Обучающее изложение с изменением лица рассказчика. Учить писать изложения с изменением лица рассказчика. 1 Научатся писать изложения.
25. Сжатое изложение по готовому плану. Учить писать сжатое изложение. 1 Научатся писать изложения.
26. Изложение с элементами описания и рассуждения. Учить писать изложения с элементами описания и рассуждения. 1 Научатся писать изложения.
27. Будем сказки сочинять. Учить детей сочинять сказки. Развивать их творческое воображение. 1 Научатся сочинять сказки.
28. Занятия в веселой академии «Складно да ладно». Познакомить учащихся со стихотворной речью.
1 Познакомятся со стихотворной речью.
29. Игры на умение находить рифму. Познакомить с рифмой как особенностью стихотворной речи. 1 Познакомятся с рифмой.
30. Стихотворный размер. Ритм. Познакомить со стихотворным размером и ритмом как особенностями стихотворной речи. 1 Познакомятся со стихотворным размером, ритмом.
31. Сочинение стихотворений. Учить сочинять стихотворения. 1 Научатся сочинять стихи.
32. Сочинение «Моя мечта». Написать сочинение на заданную тему. 1 Научатся писать сочинения.
33. Олимпиада. Оценить эффективность обучения.
1 Приложение № 1, проверят свои знания.
34. Подведение итогов. Выставка лучших работ. Подвести итоги работы за год. 1 Подведут итоги за год.
Всего: 34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки, небылицы.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Что такое речь, предложение, текст.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Признаки текста.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.
Обучающиеся должны уметь:
Озаглавливать иллюстрации, тексты.
Составлять простой план произведения.
Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст.
Использовать слова текста для называния его частей.
Различать повествования и описания предмета.
Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.
Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор средств языка.
Различать синонимы, антонимы, омонимы.
Самостоятельно работать со словарями.
Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений.
Составлять текст – поздравление к празднику.
Писать сочинения, письма.
Уметь писать изложения: по плану, вопросам с изменением лица рассказчика, по готовому плану, с элементами описания и рассуждения.
Сочинять небылицы, сказки, стихи.
Редактировать текст.
Список литературы:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”, «Миша», «Смекалочка».
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гhttp://www.budurada.ru/?show_aux_page=37
http://zanimatika.narod.ru/Book3.htm http://fedoseevaln.ucoz.ru/index/ljuboznajka/0-16 http://www.razumniki.ru/anagramma.html http://www.potehechas.ru/crossword/filword.shtml http://www.scancross.ru/detscansfoto.html