Рабочая программа по факультативу Подготовка к ГИА 9 класс
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Сертильская средняя общеобразовательная школа »
«Согласовано»
Руководитель МО
__________/Шахбанов К.Б./
Протокол № ___ от «__»
____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МКОУ «ССОШ »
_____________ /Гираев Н.С./
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Руководитель МКОУ «ССОШ »
_____________/ Алиев Г.М. /
Приказ № ___ от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Подготовка учащихся 9-ого класса
к государственной итоговой аттестации»
Шахбанова Камиля Байрамбековича,учителя I категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе элективного курса предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Цель курса: подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации
Задачи:
выработать навык комплексного анализа текста
совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением
сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы)
Программа кружка по русскому языку, рассчитанная на 34 часа, предназначена для учащихся 9 класса базисного уровня.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.
По окончании курса кружка учащиеся должны:
создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;
опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;
соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).
Литература:
I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
II. Литература для учащихся:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. – М.:Просвещение, 2002-2004;
Тростенцова Л.А., Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика 5-9 классы. – М. Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004;
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант. – М.: Дрофа, 2003;
Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
III. Литература для учителя:
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2011.
Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2012. под ред. Сениной Н.Л. «Легион» 2012
Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М., 2006.
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005.
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.
Характеристика структуры и содержания КИМ
В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 9 заданий, требующих самостоятельного краткого ответа учащегося, и 2 задания с развернутым ответом: краткое изложение и одно альтернативное задание (сочинение).
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.
Часть 1 – краткое изложение.
Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – задания с выбором ответа и задания с кратким ответом.
Часть 3 (С2.1 или С2.2) – задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Диагностический тест
Выполните задания 1-31. Сверьте свой вариант с ответами, данными в конце книги. Сделайте работу над ошибками, обратившись к учебнику. Занесите свои ошибки в лист учёта ошибок.
1. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в корне
пол..вчее, б..ярин, г..рдился, вп..следствии
к..залось, пос..дить, согл..сился, д..вать
ол..денелый, отв..чал, т..пло, хоч..шь
присоед..нились, пр..ехал, об..жаю, выдв..нуть
2. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена чередующаяся гласная в корне
выб..рает, раст..рать, ум..рать, сн..мать
предл..жение, пром..кательная (бумага), покл..ниться, л..хматый
р..стительный, прил..гательное, з..ря, ..ккуратный
отр..зает, выд..ру, отб..рёшь, отр..сль
3. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в приставке
пр..хорошенький, пр..градить, пр..следовать, пр..мировать
пр..своить, пр..школьный, пр..глушить, пр..оритет
пр..славиться, ..тбежать, в..зглавить, с..стариться
р..ссыпать, н..дрезать, пр..матерь, р..згильдяй
4. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в суффиксе
замш..вый, душ..нька, им..чко, товарищ..м
влюбч..вый, податл..вый, садовн..к, одуванч..к
руч..нка, сач..к, ключ..м, налев..
американ..ц, учит..ль, человеч..ство, зайц..м
5. Укажите ряд, в котором пропущена безударная гласная в окончании
в алле.., в зимн..м (пальто), стел..т, на синеющ..м (небе)
смотр..т, на знамен.., хорош..м (поступком), ключ..ка
котишк.., книжищ.., ручищ.., слев..
домишк.., светл..й (улыбкой), борщ..м, засветл..
6. В каком ряду во всех словах следует писать а?
издавн.., досух.., снов.., занов..
бабищ.., заводил.., книжищ.., солнышк..
плутишк.., сынишк.., зайчишк.., горюшк..
искос.., сызнов.., изредк.., досыт..
7. В каком ряду во всех словах следует писать о?
плющ..м, лиц..м, больш..го, пятниц..й
зажив.., занов.., наглух.., справ..
в..рота, мудр..сть, горд..сть, зверушк..
проповед..вать, проб..вать, завид..вать, рис..вать
8. В каком ряду во всех словах следует писать е?
бре..тся, мож..т, хоч..тся, тороп..тся
ноч..вать, бич..вать, посп..вать, откруч..вать
вид..ть, обид..ть, завис..ть, настро..ть
замш..вый, щавел..вый, плеч..вой, фасол..вый
9. В каком ряду во всех словах следует писать и?
мол..тся, стар..тся, верт..тся, знач..тся
юрод..вый, дяд..н, талантл..вый, перь..вой
кресл..це, солдат..к, красав..ца, сит..чко
брат..к, гостин..ца, упрям..ца, им..чко
10. В каком ряду во всех словах нужно писать ь?
реч.., печ.., смотриш.., плащ..
ноч.., (девочка) смеет..ся, знаеш.., хорош..
доч.., (можете) смеят..ся, намаж.., вскач..
брош.., береч.., отреж.., замуж..
11. В каком ряду во всех словах нужно писать ъ?
об..явление, под..ячий, раз..езд, под..ём
раз..яснить, от..явленный, раз..едать, л..ётся
с..ёмка, об..ём, под..езд, разоб..ётся
об..ять, раз..ярённый, ад..ютант, двух..ярусный
12. В каком ряду во всех словах нужно писать нн?
бесприда..ица, гости..ица, подли..ик, воспита..ик
да..ый, решё..ый, броше..ый, ветре..ый
со..ый, нагруже..ый, свяще..ый, нечая..ый
ограниче..ый, ране..ый (в бою), замуче..ый, кожа..ый
13. В каком ряду все слова пишутся слитно?
кино?фильм, электро?провод, стерео?система, за?полночь
в?близи, с?начала, сорви?голова, в?заперти
древне?русский, дально?бойный, машино?строительный, в?глубь (океана)
вагоно?ремонтный, железно?дорожный, велико?державный, ангельски?кроткий
14. В каком ряду все слова пишутся раздельно?
на?миг, на?цыпочках, с?глазу?на?глаз, в?открытую
по?двое, на?радостях, в?насмешку, с?права
верить в?правду, под?мышку, (отложить) на?утро, в?перемежку
в?течение (дня), в?продолжение (вечера), в?заключение (концерта), в?последствии
15. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
по?дружески, кто?то, едва?едва, в?виду (случившегося),
кое?где, по?новому, мало?помалу, вице?адмирал
пол?апельсина, пол?лимона, русско?немецкий, дально?зоркий
премьер?министр, горе?руководитель, историко?филологический, по?средине
16. В каком ряду все слова с не пишутся слитно?
Не?смотря на сильную грозу, самолёт прилетел по расписанию. Этот человек мой не?друг. Не?нужно никого не?навидеть. Я ни разу не?был в Англии.
Не?взирая на обещание, он не?приехал. Не?зачем было обещать. Я получил не?большое письмо. Пришли не?сколько человек.
Нам не?о?чем разговаривать. Не?знакомец остановился в общежитии. Твоё поведение не?допустимо. В гостиную вошёл не?кто в белом.
Мне не?кому писать письма. Приходи не?медленно. Письмо написано на не?существующий адрес. Он был не?сгибаемый боец.
17. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания?
Многое в этой работе выражено отрывисто и, быть может, недостаточно ясно.
Конечно, можно было бы обстоятельно описать эту окраину и тем самым увести читателя в сторону от основной нити рассказа.
Но, пожалуй, стоит только упомянуть, что до сих пор в предместьях Парижа сохранились старые крепостные валы.
В то время, когда происходило действие этого рассказа, валы были ещё покрыты зарослями жимолости и боярышника, и в них гнездились птицы.
18. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
Командир остался вдовцом и потому вынужден был всюду возить девочку с собой.
Но на этот раз он решил расстаться с дочерью и отправить её к сестре в Руан.
Ярче влажных лепестков были её губы и от ночных слёз блестели ресницы. (К. Паустовский.)
Шамет привык к ночной работе и даже полюбил эти часы суток.
19. В каком предложении не нужно ставить тире?
Необыкновенно увлекательное занятие – составлять географические карты.
Твои слова – как глоток чистого воздуха.
Слово короля – закон.
Греция – гористая страна с очень изрезанным берегом и массой бухт и островков.
20. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Писатель уехал из Голландии, надеясь заработать на кусок хлеба на стороне.
Художник подарил человеку способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами.
Я согрелся в шинели и задремал, прислонившись, к стене.
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. (К. Паустовский.)
21. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Я с облегчением оторвался от телескопа, и киевские улицы с их неяркими огнями, грохотом извозчичьих пролёток и пыльным запахом отцветающих каштанов показались мне уютными и надежными.
Прошло много времени, и пустыня опять напомнила о себе.
Я открыл дверь и при воровском блеске молнии увидел Полину.
Гром расколол небо, и, казалось, одним ударом вогнал домишко в землю по самую крышу. (К. Паустовский.)
22. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) восхищение 2) чувство 3) платье 4) юный
23. В каком слове букв меньше, чем звуков?
1) армия 2) честный 3) тень 4) семья
24. В каком предложении есть фразеологический оборот?
Я случайно попал на этот концерт.
Мама погрозила мне пальцем.
Ты попал пальцем в небо.
Небо потемнело.
25. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, окончание?
1) предусмотрительный 2) поддержка
3) пересматривая 4) ненавидящий
26. Укажите, каким способом образовано слово разряд.
приставочным
приставочно-суффиксальным
суффиксальным
бессуффиксным
27. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении Я знаю, что означает твой приход.
1) местоимение 2) союз 3) частица 4) предлог
28. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Замысел, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (К. Паустовский.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
29. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». (К. Паустовский.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
30. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению
В кинокартине «Поэт и царь» Пушкин сидит, мечтательно подняв глаза к небу, потом судорожно хватается за перо, начинает писать, останавливается, вновь возводит глаза, грызёт гусиное перо и опять торопливо пишет. (По К. Паустовскому.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
31. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Вскоре снег превращается в широкую снежную реку, несущуюся вниз, и через несколько минут в долину срывается лавина, сотрясая грохотом ущелье и наполняя воздух искристой пылью. (По К. Паустовскому.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
Таблица ответов
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ответ
2
1
3
2
1
4
4
4
1
3
1
3
3
1
2
№ задания
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Ответ
4
4
3
2
3
4
2
1
3
2
4
1
1
3
1
2
Изобразительно-выразительные средства языка
ТРОПЫ
Перечень тропов
Значение термина
Пример
Гипербола
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Глаза громадные, как прожекторы.
(В. Маяковский.)
Гротеск
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)
Литота
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)
Метафора,
развёрнутая
метафора
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Со снопом волос твоих
овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
1 Использованы следующие книги: «Словарь литературоведческих терминов» (составители Л. Тимофеев, С. Тураев), «Школьный поэтический словарь» (А. Квятковский), «Русская словесность» (А. Горшков).
2 Троп – употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов
Значение термина
Пример
Метонимия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А. Пушкин.)
Олицетворение
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чём ты воешь, ветр
ночной,
О чём так сетуешь
безумно?
(Ф. Тютчев.)
Перифраз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Царь зверей (вместо лев)
Синекдоха
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет.
Сравнение
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Эпитет
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.
Отговорила роща
золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.)
ФИГУРЫ РЕЧИ
Фигура
Значение термина
Пример
Анафора (или единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид. (А. Пушкин.)
Антитеза
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое...
(А. Володин.)
Градация
(Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин.)
Инверсия
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин.)
Лексический повтор
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! (А. Володин.)
Оксюморон
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
Мёртвые души.
Риторический вопрос, восклица-ние, обращение
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.
Куда ты скачешь, гордый
конь,
И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин.)
Какое лето! Что за лето!
Да это просто колдовство.
(Ф. Тютчев.)
Синтаксический параллелизм
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
Гляжу на будущность
с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)
Умолчание
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей
судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов.)
Эллипсис
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.
Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
Милый друг, и в этом тихом
доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
доме Возле мирного огня. (А. Блок.)
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство
Значение термина
Пример
Аллитерация
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...
(А. Пушкин.)
Ассонанс
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Звукопись
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподра -жание
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром...
(А. Пушкин.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины
Значение
Примеры
Антонимы,
контекстные
антонимы
Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы – именно в контексте они являются противоположными
(см. пример). Вне контекста эта противоположность теряется.
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Синонимы,
контекстные
синонимы
Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы – именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать.
Омонимы
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.
Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц.
Паронимы
Близкие по звучанию, но различные по значению слова.
Геройский – героический, двойной – двойственный, действенный – действительный.
Слова в переносном значении
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное – образное, стилистически окрашенное.
Меч правосудия, море света.
Диалектизмы
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности.
Драники, шанежки, буряки.
Жаргонизмы
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.
Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
Профессионализмы
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.
Камбуз, кубрик, кок.
Термины
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.
Грамматика, хирургический, оптика.
Книжная лексика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.
Бессмертие, стимул, превалировать...
Просторечная лексика
Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.
Болван, вертихвостка, вихлять.
Неологизмы (новые слова)
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы (см. пример).
Будет буря мы поспорим И помужествуем с ней.
(Н. Языков.)
Устаревшие слова (архаизмы)
Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.
Изрядный – отличный, рачительный – заботливый, чужестранец – иностранец.
Заимствованные слова
Слова, перенесённые из других языков.
Эксклюзив, менеджмент, консенсус.
Фразеологиз-мы
Устойчивые сочетания
слов, постоянные по своему значению, составу и структуре,
воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро.
Экспрессивно-эмоциональная лексика
1. Разговорная. Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
2. Эмоционально окрашенные слова оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
3. Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Грязнуля, крикун, бородач.
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей.
Миленький, зайчонок, умишко, детище.
Материалы для занятий кружка.
Способы сокращения текста.
Содержательные приёмы компрессии текста:
1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
Обучение учащихся этому важному умению следует начать с небольшой справки о том, что такое главная и второстепенная информация.
Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса.
Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.
После этого небольшого пояснения о видах информации учитель должен научить детей находить в тексте самое главное, в частности познакомить их с «сильными позициями» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора.
Такими «сильными позициями», например, в учебно-научном тексте являются:
заголовок,
зачин (введение),
концовка (заключение).
На уровне абзаца (ССЦ) наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. На уровне предложения более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.
Важная информация обычно содержится в главной части сложноподчинённого предложения.
Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).
Упражнение.
Прочитайте предложения и подчеркните в нём главную информацию.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Выполнение задания.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Выполнение задания.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Окончательный вариант.
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Обращаем внимание на то, что, кроме содержательного приёма сокращения текста, мы использовали и языковой (местоимение он, частица не).
2. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Упражнение.
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.
а) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
б) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
в) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
г) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Стоит обратить внимание учащихся на 4-е предложение с несколькими придаточными и предложить сохранить только одно.
Варианты выполнения задания.
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
Цель конкретна и достижима. мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)
Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (23 слова)
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель конкретна, точна, достижима. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. (28 слов)
Языковые приёмы компрессии текста
Упрощения:
- однородных членов обобщающим наименованием;
- словосочетания словом;
- фрагмента предложения синонимичным предложением;
- предложения или его части указательным местоимением;
- предложения или его части определительным или указательным местоимением;
- сложноподчинённого предложения простым.
Исключения:
- повторов;
- фрагмента предложения;
- одного или нескольких синонимов.
Обобщения:
- нескольких предложений в одно.
Упражнение на трансформацию словосочетаний.
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположение - ...
Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; приём градации - ...; форма круга - ...; чувство сострадания - ...
Упражнения на трансформацию предложений.
1. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели. (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды).
2. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
Кроме названных, существуют следующие способы сокращения текста:
Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Объектом исключения может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить её запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении: «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» – избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание «в любом стиле», а именно «в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном». Уберем их. Смысл предложения не изменится. Оно только выиграет за счет своего сжатия. Уместным будет также исключение последнего слова «стиле», так как в результате сокращения предложения возник повтор близлежащих словоформ «стиле».
Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
Сочетание исключения и обобщения. Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей текста.
Сочетание исключения и обобщения.
Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Какие задания и упражнения способствуют выработке навыков свёртывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?
Перечислим наиболее известные:
· выделите опорные слова в предложении.
· трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
· составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
· изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
· прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
· подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
· выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
· проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;
в) через некоторое время «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;
г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.
Основные требования к сжатому варианту изложения
1. Учащийся понимает тему и идею (общий смысл текста).
2. Учащийся понимает основное содержание текста, выделяет главное в нем, умеет исключать второстепенное.
3. Выделяет главные мысли основных микротем, которые развивают тему речи.
4. Проявляет умение найти факты, которые можно обобщить, выразить более кратко.
5. Содержание излагает последовательно. Проявляет умение логично и связно строить высказывание.
6. Учащийся умеет использовать способы сокращения текста (заменять синтаксические конструкции синонимичными. Например, однородные члены – обобщающим словом).
7. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
13 PAGE 142115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415