Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».



Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №1948 «Лингвист-М»








Конспект урока по литературному чтению:
«Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».




Классный руководитель
2 «В» класса: Аристархова Л.Б.
Завуч начальной школы:
Галкина Е. А._______________









25.02.2014г.




Тема: Жизнь и творчество Б.Житкова.

Цель: познакомить  учащихся с творчеством Б.Житкова.

Задачи:
1. Отрабатывать навыки сознательного, беглого, безошибочного чтения;
активизировать мыслительную деятельность; учить выделять смысловые
единицы темы.
2. Развитие оценки понятийного багажа учащихся, умение аргументировать
свое мнение; развитие творческой выразительности.
3. Воспитание бережного отношения к животным, чувства смелости,
взаимовыручки.

Оборудование: презентация биографии Б.Житкова, книги.
























Ход урока.
1. Оргмомент

Чтение своих книг. Отработка техники чтения.
- Ребята. Приготовьте свои книги. Найдите  рассказ, который вы будите читать. Я засеку время -  1 минуту, вы начинаете читать. Как только скажу «Стоп!», вы остановитесь. Затем засеку ещё 1 минуту, вы заново начнёте читать этот текст.
 - Поднимите руку, кто больше прочитал. 

    Разминка
а) дыхательная: «понюхай цветок», «задуй свечу», «сдуй пылинку» и другие;
б) звуковая: артикуляция звуков а, о, у, ы, э; 

Речевая разминка. Разомнем язычок. Упражнение « Лошадки»
 Артикуляционная разминка а,о,у,ы,и
Цель: подготовить к чтению произведений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима  разминка:
Де-де-де:  кто в воде? Дил-дил-дил: крокодил!
Ро-ро-ро, ки-ки-ки, ролики мне велики!
Ать-ать-ать , мелом будем рисовать. Ки-ки-ки,  нам нужны мелки.
Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой,  Идет козa с косым козлом, Идет козa с босым козлом.
Выполняют предложенные им задания.














Постановка логического ударения









2. Сообщение темы. Постановка цели, задач урока.
- Ребята! На предыдущем уроке, мы закончили читать и обсуждать рассказы Б.Житкова. Сегодня на уроке, мы узнаем о жизни и творчестве, самого автора этих замечательных произведений, Бориса Срепановича Жидкова.

3. Основная часть.
Предлагаю просмотреть и обсудить презентацию!
(просмотр презентации через экран телевизора при помощи HDMI провода)
Учитель комментирует слайды, обсуждает и отвечает на вопросы детей.


13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Физкультминутка.
Цель: перенос в показ характеристик, раскрывающих отдельные черты животных в их облике или повадках.

- Ребята, главными персонажами некоторых рассказов Житкова являются животные. Я попрошу вас выйти из-за парт, вспомнить животных из этих рассказов и как можно точно их изобразить.

- А теперь послушайте биографию Б.С.Житкова.
(рассказ учителя) можно совместить со слайдами, обязательно обсудить с детьми.
Житков Борис Степанович  30 августа (11 сентября) 1882 –19 октября 1938 (56 лет)  Русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.  Биография  Борис Житков родился  в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать – отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли.  О.Ладыгин «Утро на море»  Из воспоминаний К. Чуковского(друга дества):  «Мы были однолетки, учились в одном классе Одесской второй гимназии. Мне импонировал его важность, ибо я сам был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности. Он учил меня всему: французскому языку, завязыванию морских узлов,


распознаванию насекомых и птиц, плаванию, ловле тарантулов  Корней Иванович Чуковский  И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал:-Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка!Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился , что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» К. И.Чуковский  Юношество  В 1900 году будущий писатель поступил в Новороссийский университет - с подачи отца - на математическое отделение, в 1901 - перевелся всё-таки на естественное. Вскоре многообещающий студент сделался членом яхт-клуба, водил яхты, дубки и специфически одесский весельно-парусный транспорт под названием "чертопхайка". В годы студенчества Житков побывал со своей командой в Варне, в Марселе, в Яффе, в Констанце и сдал экзамен на штурмана дальнего плавания.   Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. В 1906 году на фоне революционной деятельности Борис окончил Новороссийский университет, а в 1909 сделался студентом снова: поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петербурге.  Летом 1912 года, во время морской практики, Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне  Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; в 1909 году руководил экспедицией, изучавшей фауну Енисея и исследовавшей его течение до самого устья; в 1914 работал на кораблестроительном заводе в Николаеве; в 1915 году проверял исправность судов перед их выходом в море в Архангельске; в 1916 принимал авиамоторы для русских самолетов, изготовлявшиеся в Англии; после революции преподавал на рабфаке в Одессе математику и черчение, заведовал техническим училищем...   Произведения о Житкове  Геннадий Черненко. «Две жизни Бориса Житкова»Чуковский К.И. «Борис Житков»Чуковская Л. «Борис Житков"Черненко Г. Т. Вечный Колумб: Биографический очерк (О Б. С. Житкове)  «Я был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу он разговорился с моими детьми и стал рассказывать им о разных морских приключениях Они, когда он заканчивал свой рассказ, кричали: «Ещё!». когда он собрался уходить, я сказал:– Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй, опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдетнеплохая книжка!»  К.И. Чуковский  С. Маршак «Почта» 


Заказное из РостоваДля товарища Житкова! Заказное для Житкова?Извините, нет такого!В Лондон вылетел вчераВ семь четырнадцать утра.Заказное для Житкова. Для Житкова?Эй, Борис,Получи и распишись!Мой сосед вскочил с постели: Вот так чудо в самом деле.Погляди, письмо за мнойОблетело шар земной,Мчалось по морю вдогонку,Понеслось на Амазонку.  Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей .Именно здесь ,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека.  Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость?Только тот по настоящему храбр , кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других.О храбрости и трусости написаны «Морские истории»  Житков – мастер слова.            Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова.  Что я видел  « Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней ивырастает. Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала».  А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном». Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить.  А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие».Из рассказа «Зоосад»  «Я увидел большую клетку, а в ней ходит зверь, и у него волосы были до половины.А сзади коротенькая шерсть. Только он очень большой и жёлтый, а не чёрный. И он очень сердито смотрел  Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких"  Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится «модной» литературой, в которой,помимо «экшн», ничего большего не просматривается.Борис Житков скончался в Москве 19 октября 1938 года.  Интернет-ресурсы  ru.wikipedia.org/wiki/Житков,_Борис_Степановичhttp://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Zhitkov.htmhttp://www.ruscenter.ru/612.htmlhttp://www.bookmate.com/books/vMvJb9dj


- Откроем книги и прочтем, что пишут о его творчестве.
(Чтение «по цепочке» по предложению. Б. Житков «Помощь идет» биографический очерк в конце книги).

 Физминутка
Цель: снять утомление после чтения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.
Зарядка для глаз (к указке прикрепляется бабочка.)
Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней, Пробежаться глазками. 
(Учитель указкой обводит линии справа налево и слева направо)


4. Заключительная часть и подведение итогов урока.

Ответы учащихся на вопросы:

- Перечислите, какие произведения Б.Житкова мы читали.

- В каком городе родился Житков?

- Кто, по профессии, были его родители?

- Чем любил заниматься в детстве Б.Житков?

- От какого слова пошла фамилия Житков?

- Где учился Борис Степанович?

- Что совершил Житков на корабле?

- Кто из известных писателей учился вместе с Борисом Степановичем в одной гимназии?

- Кто навел на мысль Житкова писать рассказы для детей?


- Подумайте, какой по характеру был Б.С.Житков?

- Что он хотел передать в своих произведениях детям?

- Чему научили вас рассказы Б. Житкова?

- Какую книгу Борис Степанович написал перед смертью?

- Чем запомнился вам Б.С.Житков?

По желанию учащиеся пробуют своими словами пересказать биографию Бориса Степановича Житкова.




Выставление оценок за работу на уроке и правильные ответы. Запись домашнего задания.

- Спасибо, ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке. Теперь, я думаю, что вы в полной мере познакомились и узнали много нового о жизни и творчестве советского писателя Б.С. Житкова.



15