Окружающий мир 1 класс Откуда берется и куда девается мусор. Откуда в снежках грязь


Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Откуда берется и куда девается мусор?»
Дрынова Н.С.
Задачи урока: формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; работают в паре.
Метапредметные:
познавательные: пользуются дополнительной литературой для нахождения необходимой информации;
регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
коммуникативные: обсуждают важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочиняют и рассказывают сказочную историю по рисунку;
Личностные: отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
Оборудование: макет теремка, упаковки от использованных продуктов, фильтр, воронка, стаканчики, кукла, картинки, толковый словарь.
Ход урока
I.Организационный момент.IIАктуализация знаний
1.Звучит песня «Спят белые медведи.» Учитель читает текст, а дети дополняют
«Один из холодных районов Земли – это…..»(Северный Ледовитый океан).
Здесь расположен…..(Северный полюс) Океан скован мощными……(льдами) и покрыт (снегом). Здесь холодно, но, не смотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, моржей и тюленей спасает густая ….(шерсть) и ……(толстый слой подкожного жира).
III.Постановка проблемного вопроса
-Я вижу вы дома нарисовали рисунки. Что еще вы можете рассказать о белых медведях?
(Ученики выходят с рисунком к доске и дополняют о медведях)
-Белые медведи находятся под охраной государства. Человек заботится об этих животных. В благодарность за это они нам прислали подарки.(Конфеты, мороженое)
-Что останется после того, как мы развернем конфеты, мороженое? И скушаем?
(Тема урока: Куда девать мусор?)Наметьте задачи урока ицели. (Узнать, куда же девать мусор?) Что сделать для того, чтобы на нашей планете было чисто?.)III. Работа над новым материалом.
1 Появление Злючки – Грязючки
-Кто сказал мусор? Я люблю мусор. Какой прекрасный мусор останется после вас. Как хорошо, грязно кругом, микробы. А я везде появляюсь, где грязь
(Показывает картинки с мусором( Комната ,лес, река, воздух) (Учитель прикрепляет к доске)
-Откуда же берется мусор? Давайте посмотрим на рисунок в учебнике на стр. (Работа в паре по плану).
2 Работа по учебнику стр.
-Куда же девать мусор? Что произойдет, если мы будем бросать, где попало?
3 Рассматривание упаковки. Найдите знаки, что можете о них рассказать?
На многих упаковках стоит знак (показываем) это значит, что мусор нужно выбрасывать в мусорные ведра или контейнеры. А теперь проследим по таблице, куда же дальше девается мусор.
4 Работа по таблице у доски
4152902101850Мусор ведро
Ученики обсуждают в группах и намечают способы вывоза мусора .Свалка машина
Речка завод
-Куда лучше вывезти мусор?
5 Презентация
Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор сортируют его – мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Это делают для того, чтобы облегчить его переработку на заводе. Так начали делать и у нас.
- Давайте и мы рассортируем мусор.(Практическая работа по сортировке мусора) 3 коробки-в каждую отдельный мусор.
-Что можно сделать из мусора?
-Как сделать, чтобы было меньше разбросанного мусора?
-Посмотрите, что придумали Черепашка и Муравьишка?
6 Работа по рисунку стр. в учебнике (не бросать мусор, где попало, соблюдать чистоту.)
-Если мы в помещении будем соблюдать чистоту, то Злючка-Грязючка уйдет от нас.(Учитель наклеивает картинку класса без мусора.)
7 3-г –А вот из леса я не уйду!
-Откуда же в лесу мусор?
-А вот, что может случиться, если люди будут выбрасывать мусор в лесу.
IV Физминутка.
Мы приехали на речку И как будто нам назло
Воскресенье провести Даже битое стекло
А свободного местечка Мы по берегу пошли
Возле речки не найти! Место новое нашли
Мы по берегу пошли Но и здесь до нас сидели
И поляночку нашли Жгли костры, бумагу жгли-
Но на солнечной полянке Тоже пили, тоже ели,
Тут и там пустые банки Насорили и ушли
Мы прошли, конечно, мимо!
-Эй, ребята!-крикнул Дима –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж.
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
-Почему люди не нашли другого места?
- Давайте наведем порядок в лесу.
1 Работа в тетради (Зачеркни все, чего не должно быть)
2 -А что это за теремок за лесом стоит?
Работа в группах. (На столе текст сценки. Ученики сами распределяют слова и роли, готовятся к инсценировке) У доски стоит теремок.Ролевая игра . Сказка «Теремок»
Ведущий:
Поселилась Мышь с Лягушкой-
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько,
Ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны
Не оставляют за собой:
Где найдут какую банку,
Тут же вмиг ее возьмут,
Подберут и даже палку,
Чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый – Петя.
Петух:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка и мышка:
Вместе
Здесь живем мы – две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли.
А ты кто?
Петух:
А я – Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре
Лягушка и мышка:
(вместе)
Так и быть, мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не спи же ты в обед.
Ведущий:
Вот живут они – Лягушка,
Петушок и Мышь – норушка;
Их водой не разольешь.
Вдруг явился серый Еж.
Еж:
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка, мышка и Петух:
(вместе)
Мы –веселые зверята,
В чистом поле дом нашли
А ты кто?
Еж:
Я колючий Ежик,
Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришел,
Там беды большой подъем:
Люди там так отдыхают,
Сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек распугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпеж –
Хоть куда девайся Еж
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка, мышка и Петух:
(вместе)
Так и быть, пожалуй в дом,
Жить мы будем вчетвером.
Ведущий:
Вот живут они, они, играют,
И печаль они не знают.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен
Нет от дыма и следа
Хорошо живут зверята-
Всем довольные ребята.
В это время из берлоги
Вышел Мишка толстокожий,
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел – дом стоит,
Рядом реченька бежит.
Он решил ….
Медведь:
Пойду туда,
Наломаю там бока!
Ведущий:
Оттого он злой такой,
Кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать
Стал он злым, стал всем мешать
Если б люди всех любили,
Уважали бы зверей,
Не пошел бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.
Лягушка, мышка, Петух и Еж:
(вместе)
Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом –
Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа,
Жить должно в ней много лесного народа
Я же вовсе не хотел
Обижать вас, братья!
А имея крупный вес,
Просто в гости я полез.
Ведущий:
Вот так и люди поступают:
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.
Лягушка, мышка, Петух и Еж:
(вместе)
Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасем мы мир.
Ведь если каждый человек ,Устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костер потушит и зальет,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.
Медведь:
Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу-
На радость вам, назло врагу.
Ведущий:
И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали,
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут –
Экологию все чтут.
В толковом словарике, который лежит у вас на столах, найдите объяснение слова «Экология»
V - Вот мы и навели порядок в лесу (Вывешивается картинка леса без мусора.)
Злючка-Грязючка:- Это вы летом порядок навели. А сейчас зима. Я в снежках.
Работа по теме: «Откуда в снежках грязь».
1 Практическая работа. Растаявший снежок пропускают через фильтр.
- Откуда же в снежках грязь?(Предположение детей) На это вопрос нам ответить поможет учебник.
2 Работа по стр
-Как в реку попала 3-Г?
3 Сочинение сказки «Как победить Злючку-Грязючку.» Выступления детей.
Жила –была З-Г. Она очень любила (мусор, дым от заводов и фабрик, газы от машин)
А весной она любила путешествовать по морям, рекам, озерам.
Узнали про Злючку ребята и решили остановить ее. Если они выходили на природу, то уходя (убирали). На трубы установили (спец.фильтры, ловушки)
А все машины отправляли на техосмотр в ГИБДД.
Пришли ребята к речке искупаться, но и там З-Г. Построим очистные сооружения. Некуда деваться З-Г. Она и ушла. Победили мы З-Г.(Вывешивается 3-яя картинка)
VI Итог урока – Что надо делать людям, чтобы З-Г
больше никогда не появлялась на Земле?
Работа в группе.
(На листочках дети составляют правила)
Не бери лишних бумажных пакетов
Пиши на обеих сторонах листа бумаги
Не покупай больше, чем может понадобиться
Одежду, которую ты уже не носишь, отдай нуждающимся.
Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому –то понадобиться.
2 – Кто нам будет благодарен за то, что будем соблюдать чистоту? (Звери, птицы, цветы, деревья, взрослые и дети.)
3 Заключительное слово учителя
Я, как и все другие; хочу, чтобы наша Земля была цветущим садом.
Воздух чистый, вода прозрачная, леса зеленые.
Поют птицы и много разных зверей.
VРефлексия.Заполнения листа самооценки.
Самооценка.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ Критерии Отлично Хорошо Я могу лучше
1 Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока 2 Я высказывал свои предположения по данной проблеме 3 Я участвовал в поиске информации по теме 4 Я помогал делать вводы и заключения 5 Я помогал своей паре в выборе правильных решений 6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников 7 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям 8 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе Посчитайте количество плюсов в каждом столбике. Встаньте, у кого больше всего плюсов в первом столбике, во втором, в третьем.
VIIДомашнее задание: сочинить экологическую сказку или выполнить задания в учебнике.