Конспект занятия по теме: Откуда азбука пришла
Откуда пошла Азбука
Тема: «Откуда пошла Азбука »
Форма проведения: беседа + творческое задание
Цель: познакомить детей с историей возникновения азбуки.
Задачи:
- воспитывать интерес к литературе, к истории России;
- ввести в словарь детей слова: пергамент, папирус, свиток, книгопечатание;
- активизировать словарь детей словами: азбука, буквы;
- закрепить умение самостоятельно выбирать элементы декоративного узора: завитки, веточки, косички.
Материалы и оборудование: книга Азбука; иллюстрации к занятию; гуашь, мелки, фломастеры; картинки – буквы.План занятия:
1.Орг.момент
2.Беседа по теме
3.Физминутка
4.История о печатной книге
5.Творческое задание
6.Работа с пословицами
7.Итог
Ход
I.Орг.момент.- Ребята, сегодня мы поговорим о первой книге, которая появилась у людей много лет тому назад.
Попробуйте отгадать, как она называется.
В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе,
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Книгу всем понятную,
Умную, занятную –
Мальчики и девочки, все читать хотят.
Догадались, правильно – это Азбука. Вот посмотрите. Когда я была первоклассницей, у меня тоже была вот Азбука (показ). Как вы думаете, кто в ней живет ?Крошки – птички сели в ряд
И словечки говорят.
Правильно, буквы.
II.Беседа по теме
Хотите узнать – откуда Азбука к нам пришла. Тогда слушайте.
Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ.
Картинки даже помогали вести хозяйство. Ну, например, посмотрите: «Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре 40 мешков гороха» (показ иллюстрации). А вот другая история: «Я взял у соседа 3 быков и должен вернуть к концу лета» (показ иллюстрации). Но даже самый простой рисунок не просто нарисовать. И человек старался делать все проще и проще. Вместо быка стали рисовать его голову. Голова с рогами превратилась в три черточки (показ иллюстрации, или букву А. Древние народы называли быка Алеф, вот оттуда и пришла буква А. Вот тогда человек и начал изобретать буквы, которыми можно было писать обо всем на свете.А как вы думаете, на чем и как писали люди в древности? Посмотрите на иллюстрации, они вам подскажут (ответы детей). Правильно они писали острой палочкой на бересте, листьях деревьев, глине, коже животных, и даже на медных листах.
А сейчас посмотрите на эту картинку – это папирус. Растет оно в Африке, по берегам болот и рек. Оно вдвое выше человека и его ствол толщиной в руку. А прославилось это растение тем. Что на нем начали писать первые книги. Было это больше 6 тысяч лет назад. Сердцевину тростника резали на волосы-полоски, укладывали друг на друга, прижимали тяжесть, а потом сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать буквы. А потом эти листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились первые книги – свитки. А из чего они были сделаны? (из папируса).
Там, где не было папируса, научились писать на пергаменте (показ иллюстрации). Его делали из кожи коз, телят, овец. Кожу чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Посмотрите, какая она была толстая и тяжелая (показ иллюстрации). Одну книгу писали долгие месяцы, а иногда и не один год. Как называлась эта книга? (пергаментная книга).
Шли годы и столетия. Люди постепенно забыли о папирусе, и о пергаменте, потому что люди научились превращать древесину в бумагу. Бумага белая, гладкая, удобная. Бумагу изготавливает - бумагодельная машина (показ иллюстрации). Это одна из самых больших машин на свете. Высокая и такая длинная машина, что мастера на разных ее концах говорят друг с другом по телефону. За год она изготавливает лист бумаги шириной в несколько метров, который мог бы протянуться до Луны и обратно. Как называется самая большая машина на свете? (Бумагодельная машина) .III.Физминутка.1, 2, 3, 4 – кошку грамоте учили, (хлопки в ладоши)
Не читать и не писать, (приседания)
А за мышками скакать. (прыжки)
IV.История о напечатанной книге
А теперь самое главное – нужно на бумаге напечатать книгу. Но как это было сделать? Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет тому назад. Напечатал ее Иван Федоров (показ иллюстрации). Это было великое изобретение. Федорова еще называли первопечатником. Он вместе со своими помощниками отлил из олова отдельные буквы – литеры и разложил их по ящикам. Буквы клали бережно на доску, так складывали слова и строки. Сверху на буквы наносили краску. Бумагу к буквам прижимали плитой. Такой была первая печатная машина (показ иллюстрации). Поворот винта … страница напечатана. Теперь книгу можно было быстро изготовить, и она уже не такая дорогая, как рукописная. К тому же все буквы стоят ровненько, аккуратно. Стала, наконец, книга на знакомую нам книгу похожа, настоящая печатная книга.
Кто был первым создателем печатной машины? (ответ ребенка). Печатные книги можно делать сообща. Одни мастера буквы в строчки собирают – это сборщики. Другие краску наносят на буквы, оттиск страницы на бумаге получают – это печатники. Мастерские, где печатали книги, становились все больше и больше и превратились в настоящие фабрики книг. Назвали эти фабрики – типография (от греческих слов «типос» - отпечаток и «графо» - пишу).
Федоров напечатал много книг, но главная для нас книга – букварь. Интересно, что Федоров ни как не мог назвать свой букварь, поэтому иногда его называли Азбукой или Грамматикой. Раньше каждая буква азбуки имела свое название. Не просто А, а - аз, не Б – а Буки… так дети и заучивали: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть…
Так вот откуда ребята Азбука к нам пришла.
V.Творческое задание
Чтобы запомнить какие буквы были в древности, давайте попробуем их раскрасить. Выбирайте любые материалы и постарайтесь сделать их такими, чтобы они стали похожи на буквы старинного алфавита. Какие элементы декоративного узора вы можете использовать? Правильно, сказочные завитки, необычные цветы, косички, веточки и даже птички.
Выполнение детьми работ по рисованию.
VI.Работа с пословицами
А сейчас помогите мне объяснить значение пословиц:
- Грамоте учиться, всегда пригодиться.
- Не красна книжка письмом, а красна умом.
Посмотрите на свои красочные буквы и послушайте стихотворение .VII.Итог
Целых четыре тысячи лет продолжалось путешествие египетских иероглифов через Финикию, Грецию, Болгарию к нам.
В пути чего с ними только не было. Они и менялись с виду, и переворачивались лицом слева направо, и ложились на спину, и становились на голову.
Путешествовали они и на финикийском тридцативёсельном корабле, и на спине рабов в круглой корзине, и в котомке странствующего монаха. Многие буквы погибли, но зато присоединились другие. И наконец после долгих скитаний буквы (буковки) дошли до нас изменившимися почти до неузнаваемости.
Да, длинная история. Но наше путешествие было интересное, познавательное и не утомило никого. Спасибо всем!