Урок русского языка на тему Подготовка к сочинению-рассуждению (11 класс)
Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению» (11 класс)
Цель урока:
подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
совершенствовать навыки анализа текста;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; презентации.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
II. Подготовка к сочинению-рассуждению.
В начале урока вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
План сочинения-рассуждения.
1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора.
4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.
5. Заключение.
(схема на доске)
- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”
1. О чём текст? Определите тему.
2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.
3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.
4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.
5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
- Читаем текст. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление.
(1)Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(3амечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет — по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.
(9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» (12)И еще — «вникай сам».
(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. (14)Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.
(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе — беда. (В. Розов)
- Итак, начинаем работу над текстом. Заполняем таблицу.
1. Вступление.
- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)
- Что такое тема текста? (Тема – о чем данный текст)
Определи тему
- О чем же идет речь в тексте? (О счастье.) Еще что определяем? (Идею.)
- Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста)
- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над тем, что такое счастье и как его добиться.)
- К чему теперь следует перейти?
Определи стиль
- Каков стиль данного текста? (Публицистический.)
- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?
Основные стилистические особенности - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Основные языковые средства - сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции ( восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные средства языка( метафоры, сравнения, аллегории и др.)
- Каков следующий шаг в нашей работе?
- К какому типу речи относится данный текст?
- Как строится текст-рассуждение? ( Исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод.)
- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему.
- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)
- Сформулируйте проблему данного текста. (В чём заключается счастье?)
- К какой категории можно отнести эту проблему? (Философской.)
- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление. (Презентация)
1. В форме лирического размышления.
2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.
3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.
4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.
- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.
- Прочитайте, что у вас получилось.
Возможный вариант вступления:
В чем заключается счастье? Это вечная философская тема, которая стоит перед человеком уже многие века. Виктор Розов имеет свой взгляд на данную проблему.
Рассмотрим композицию
- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)
- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.
2. Составьте комментарий «вслед за автором».
эмоционально воздействовать на читателя;
заставить читателя задуматься над проблемами;
пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;
убеждать читателя в правоте своей позиции;
использовать ряд убедительных аргументов;
открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к ...;
призывать читателя к ...
Автор задается вопросом: «Но где кроется самая сердцевина счастья?». Автор использует вопросно-ответную форму. Он ищет различные ответы на вопрос, в чем же может заключаться счастье. Известный драматург обращается к высказываниям знаменитых писателей и фактам из своей жизни. (Устранить повтор).
3. Позиция автора. Определите позицию автора
- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)
- В какой строке звучит основная мысль автора?
- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?
- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?
- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?
- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.
Авторская позиция заключается в том, что счастье существует в гармонии личности, то есть в разумном сочетании материальных удобств и душевного покоя.
4. Отражение собственной позиции
Определите собственную позицию, подберите 2-3 аргумента
- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли) - Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.
Не могу не согласиться с мнением Виктора Розова. Счастье – это взаимосвязь духовных и материальных ценностей. Многие писатели обращались к этой теме.
В рассказе В. П. Астафьева «Сон о белых горах» говорится о человеке, который умел радоваться простым вещам, имея при этом небольшой материальный достаток. Счастлив Аким от соприкосновения с природой, оттого, что живет на родной земле, оттого, что влюбился в девушку. Рассматривал аспекты счастья и известный академик Д. С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном». Публицист считает, что счастье человека заключается в окружении любящих людей, материальных благах и нравственных ценностях. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек духовно богат.
5. Заключение.
- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
Вывод-впечатление.
Ответ на вопрос.
Призыв к действию.
Концовка с использованием цитаты.
Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию.)
Напишите заключение.
Действительно, счастье заключается в прямом взаимодействии материальных и духовных благ, которые гармонично объединяются.
III. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.