Доклад на педсовет Эффективный педагог: ресурс качества, ресурс развития»
Тема нашего сегодняшнего педсовета «Эффективный педагог: ресурс качества, ресурс развития». Это общегородская тема, и во всех липецких школах сегодня в очередной раз будут говорить об учителе.
Все вы знаете, что образование сейчас переживает не лучшие времена. В журнале «Народное образование» №2-3 2016г. была опубликована статья профессора Кубанского университета, доктора педагогических наук Андрея Александровича Остапенко «До основанья! А затем ?». Автор обозначил факторы разрушения образования:
1. Отмена советской стратегической цели образования –всесторонне развитая гармоническая личность – привела к вакууму сверхзадач у педагогического сообщества.
2. Утрата стратегической цели быстро превратила образование из блага и служения в часть сферы услуг, т.е. потребления, что и было узаконено нормативно-правовыми документами.
3. Образование как часть сферы потребительских услуг оказалось способно лишь на воспитание потребителей.
4. Превращение школьного учителя в педофицианта, представляющего педуслуги, резко уронило престиж педагогической профессии, и, как следствие, привело к разрушению системы педобразования.
5. Компетентизация содержания и введение новых учебных планов и стандартов в считанные годы свели на нет фундаментальность и энциклопедизм (как главные признаки общего образования) и породили утилитаризм и функционализм (человек-потребитель и человек-функция). Это погубило любовь к чтению и тягу к широкой образованности.
6. Резкое сужение содержания естественнонаучного школьного образования разрушило у целого поколения целостную картину мира, что привело к процветанию лженаучных увлечений, магии и оккультизма (исчезновение астрономии породило массовое увлечение астрологией).
7. Расширение содержания гуманитарного образования было осуществлено не благодаря усилению нравственного компонента в преподавании отечественной истории и классической литературы (чем всегда сильна была советская школа), а посредством введении яс 5 класса курса обществознания, через который происходит насаждение чуждой нашему обществу системы мировоззренческих установок и ценностей.
8. Профилизация старшей школы, совмещенная с подготовкой к ЕГЭ, привела к тому, что глубины в образовании не добавилось, а узость настигла. Сегодняшняя школа обязательно погубит Леонардо, Пушкин не пройдет тестирование по математике, а Царскосельский лицей н7есможет называться лицеем из-за несоответствия лицейскому профилю. Поскольку повсеместно перейти на профиль невозможно (особенно в сельских школах), это породило оксюморон «универсальный профиль».
9. ЕГЭ как тестовая форма контроля разрушил традиционную целостность и системность мировоззрения школьников. Учитель, зная, что его учеников будут проверять фрагментарно-тестово, натаскивают на эту тестовую форму.
10. Переход к нормативно-подушевому финансированию резко увеличил среднюю наполняемость классов, которая в большинстве городских школ превысила предельно-допустимую (25 чел.).
11. Требования нового Закона «Об образовании в РФ» о том, что зарплата в образовании должна быть не ниже зарплаты в промышленности региона, привела к массовому сокращению учителей школ и преподавателей вузов и резкой перегрузке оставшихся.
12. Растущее с 2009 года число учеников в школах и одновременно резкое сокращение числа учителей привело к усугубляющемуся дисбалансу (перегрузке учителей и дефициту внимания ученикам).
13. Одновременно с сокращение количества педагогов выросло в разы количество чиновников в системе управления образованием. Эта армия управленцев в 10-12 раз увеличила документооборот и ненужные планирование и отчетность. Педагогическая компетентность большинства чиновников вызывает большие вопросы. В результате то, что хорошо выглядит в лозунгах и отчетах, зачастую плохо совмещается с сутью образования без разрушения этой сути. В итоге бОльшая часть времени и сил педагогов тратится не на работу с детьми и родителями, а на то, чтобы ублажить разного рода надзирателей (которые, как известно, нужны только преступникам) или переписывание сотен страниц программ, планов, отчетов
14. Школы и вузы, находящиеся в состоянии подготовки к лицензированию или аккредитации, месяцами находятся в состоянии профессионального паралича. Учителя и преподаватели долгое время не имеют возможности заниматься своим профессиональным ремеслом.
15. Перевод образования на рыночные отношения исключил из образования воспитательный компонент.
16. Результативность работы педагогов и руководителей чаще оценивается не результатами работы с детьми, а количеством и качеством написанных бумаг, а также количеством конкурсов, в которых школа приняла участие.
17. Замена воспитательной установки педагогики обязанностей («Учащийся обязан…», именно так всегда начинались Правила для учащихся) на установку педагогики прав (Конвенция ООН о правах ребенка) привели к утрате ответственности у двух поколений и их инфантилизации.
18. Тотальные рейтинги между учениками, учителями, школами, вузами стали источником тотальной лжи.
Остапенко А.А. предлагает пути выхода образования из кризиса. И хотя это, в первую очередь, задачи Министерства образования, правительства, нельзя забывать и о роли учителя.
Вернемся снова к нашей теме – «Эффективный педагог», и попробуем выяснить, что скрывается за этим понятием. Значение слова «эффективный» - это:1) Приводящий к нужным результатам; действенный.
2) Дающий наибольший эффект
3) Предназначенный для выполнения полезной работы; производительный.
Эффективный педагог – это специалист, имеющий значительные личные и профессиональные достижения, умеющий продуктивно использовать существующие средства обучения/воспитания (традиционные, нетрадиционные) или совершенствовать, создавать инновационные средства для достижения высоких результатов учащимися.
Эффективный педагог рассматривается не только по результатам профессионального труда, но и по эффектам, которые дает этот труд. Эффективный педагог соответствует требованиям профессионального стандарта педагога. Мы уже говорили о профессиональном стандарте педагога на предыдущих заседаниях педагогического совета.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
И это правильно. От личных качеств учителя многое зависит.
Строгий или жестокий? Предвзятый или стремящийся вытянуть трудного ребенка на его истинный уровень?. Грань между строгостью и чрезмерной требовательностью крайне хрупкая, НО ВСЕ ЖЕ видимая.Главное – грамотный формат общения, а не знания и отметки. У ребенка всегда должны быть помощники в лице учителя. Обиды не испаряются, а таятся в сердцах детей. Нормы «ПРАВ ОДИН – а другие виноваты» не должно быть.
Эффективный педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
(Только квалифицированный учитель, поистине любящий свою работу способен вести за собой детей). И здесь нужно говорить о необходимости смаообразования педагога, постоянном повышении квалификации.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
(Плохих школьников не существует в природе, как и двоечником, хулиганом невозможно родиться. Чтобы учащимся было интересно и просто усваивать материал его подача должна быть неординарной).6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
(Дневник у учащегося полон «5», а в голове – ветер. Отличник или хорошист должен иметь высокий уровень логического мышления, держать в голове целостную картину мира. Школьник способен вызубрить предмет к завтрашнему уроку, при этом совершенно не усвоив материал. Более того: он ничего не помнит из изученного через год. Причина: неверное строение учебной программы. Если она не направлена на активизацию знаний, толку от выученных параграфов и теорий не будет.
7. Владеть ИКТ- компетенциями
8. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.